ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО СРЕДСТВАМ ВОСПРИЯТИЯ ЕГО АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МБОУ СШ № 1 ИМ. М.М. ПРИШВИНА г. ЕЛЬЦА)
статья по краеведению на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st5.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Гришанова О.В.

Директор МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

Елец (Россия)

Grishanova O.V.

Director of the MBOU School № 1 named after. M.M. Prishvin

Yelets (Russia)

Полосина Л.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

  Елец (Россия)

Polosina L.V.

teacher of history and social studies

MBOU secondary school № 1 named. M.M. Prishvin

   Yelets (Russia)

ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО СРЕДСТВАМ ВОСПРИЯТИЯ ЕГО АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ПРОСТРАНСТВА

(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МБОУ СШ № 1 ИМ. М.М. ПРИШВИНА г. ЕЛЬЦА)

THE HISTORY OF HIS NATIVE CITY HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF PERCEPTION OF ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE SPACE (ON THE EXAMPLE OF MBOU SCHOOL № 1 IM. PRISHVIN city YELETS)

Аннотация: Статья посвящена опыту работы проблеме познания истории родного города учащимися средней школы путем восприятия архитектурно-ландшафтного пространства городской среды. В основе статьи лежит практический опыт работы, основанный на идее чувственного опыта ребенка, автором которой является выдающийся ученый, педагог, философ С.П. Баранов. Данная идея ориентирована на младший школьный возраст, однако авторы статьи склонны считать, что данный аспект применим и к школьникам среднего звена. Данная работа посвящена одному аспекту этой проблемы. Авторы приходят к выводу о возможном применении идей, связанных с накоплением чувственного опыта в ходе экскурсий. Статья основана на практике работы в МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина города Ельца.

Annotation: The article is devoted to the experience of working with the problem of cognition of the history of the native city by secondary school students through the perception of the architectural and landscape space of the urban environment. The article is based on practical work experience based on the idea of ​​a child's sensory experience, authored by an outstanding scientist, teacher, philosopher S.P. Baranov. This idea is focused on the younger school age, but the authors of the article tend to believe that this aspect is applicable to middle school students. This paper is devoted to one aspect of this problem. The authors come to a conclusion about the possible application of ideas related to the accumulation of sensory experience during excursions. The article is based on the practice of working in the MBOU of the secondary school № 1 in Yelets.

Ключевые слова: чувственный опыт, архитектурно – ландшафтное пространство,

школа  № 1 им. М.М. Пришвина

             Key words: sensory experience, architectural and landscape space, school number 1 named. M.M. Prishvin in Yelets.

Среди богатого научного наследия выдающегося отечественного ученого С.П. Баранова важное место занимает идея ведущей роли чувственного опыта ребенка, особенно в младшем школьном возрасте [1]. Эта идея получила развитие и апробацию в современной российской педагогике, тем самым подтвердив свою жизнестойкость и научную обоснованность. Несмотря на то, что С.П. Баранов говорил о чувственном опыте применимо к младшей школе, безусловно, чувственный опыт продолжает играть важную роль в процессе восприятие и рефлексии ученика и в средней школе, тем более, если учитывать индивидуальные особенности учащихся, развитие которых происходит по-разному, а также условность классно-урочной системы.

Чувственный опыт можно определить в общих чертах как познание на основе ощущений, в ходе которого  формируется совокупность знаний, навыков и умений человека. Идеи использования чувственного опыта в процессе воспитания являются важной частью современной педагогики, а его применение может иметь широкий охват и использоваться учителем в различных формах и жизненных ситуациях [2].

Итак, чувственный опыт строится в процессе накопления информации об окружающих объектах, предметах, и городская среда играет здесь важную роль. Как правило, ребенок не имеет посторонней информации об окружающих его объектах архитектурно-ландшафтного пространства города, а воспринимает их подсознательно, исходя из собственных ощущений и чувств. Как и в любом ином случае, в чувственно-образном компоненте в процессе познания городского пространства ведущую роль играют ощущение, восприятие и представление.

В этой связи педагог получает возможность участия в процессе формирования образа города в сфере архитектурно-ландшафтного пространства. Окружающий ученика город является частью прошлого, ведь формирование его архитектурно-ландшафтного представления – результат исторического развития. В этой связи чувствительное восприятие школьника может происходить с учетом исторического контекста.

Конечно, если мы ставим целью использование чувственного восприятия школьника как механизма познания истории родного города, то преимущество будут иметь города с богатым историко-культурным наследием.  В нашем случае город Елец идеально отвечает необходимым условием для формирования необходимого нам образа прошлого в сознании школьника. Здесь сохранилась застройка XIXв., прекрасные дворянские и купеческие особняки, храмовые постройки, промышленные здания, памятники природы и архитектуры. Уникальным является и ландшафт Ельца, центр которого находится на возвышенном участке, обрамленном оврагами, рекой Быстрой Сосной, ручьями Ельчик и Лучёк [4, с.179-197].  

Существует несколько способов реализации познавательной практики по средствам чувственного восприятия. Самый основной из них – экскурсии. Важно, чтобы экскурсия проводилась в том месте, где ученик проводит много времени, в известной ему части города, тогда процесс формирования нужного образа будет эффективнее. В нашем случае уже сама школа № 1 города Ельца (бывшая мужская гимназия) может быть экскурсионным объектом [3, c.109-112]. Здание школы было построено в 1871 г. по инициативе местной земской управы и благодаря предпринимателю С.С. Полякову, который пожертвовал крупной суммой для создания гимназии. Данное здание является символом кульурных и образовательных достижений старого Ельца. Сегодня это не просто школа № 1, а памятник истории и культуры мирового значения. В этой школе учился лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин, писатель М.М. Пришвин, первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко, художник Н.Н. Жуков и другие известные люди. Все это позволяет ученику ощутить свою причастность к истории, находясь в здании школы.

Конечно, реализация у учащихся чувственного познания посредством экскурсий может быть самой разнообразной, все зависит от тематики, которую выберет учитель. Например, экскурсию можно посвятить купеческим традициям города Ельца. Благодаря такой экскурсии ребята могут увидеть сохранившиеся объекты, напоминающие об огромном вкладе купцов в развитие города. Неслучайно в Ельце сложились многочисленные купеческие династии всероссийского масштаба: Криворотовы, Петровы, Заусайловы, Валуйские, Ростовцевы. Данный пешеходный маршрут по старинным улицам (Орловская, манежная, Архангельская, Успенская и Торговая) позволит ученикам не только узнать о роли купцов в жизни города, но и почувствовать богатство и масштаб купеческой культуры города XIX – начале XX вв. В процессе экскурсии также можно посетить Елецкий городской краеведческий музей, который является бывшей купеческой усадьбой.

Другой способ реализации познавательной практики по средствам чувственного восприятия – домашние задания школьникам. Они могут быть связаны с описанием старинных каменных зданий, деревянной домовой резьбы, а также уникального ландшафта центральной части города (возвышенности в районе Аргамач, пойменного места в русле ручья Ельчик, карстовых отложений левого берега Быстрой Сосны и проч.). Важно чтобы в этом восприятии дети почувствовали уникальность места своего проживания, особенности его истории, а себя звеном единого культурного пространства неразрывно соединяющего прошлое, настоящее и будущее.

Таким образом, окружающая архитектурно-ландшафтная среда должна быть предметом чувственного восприятия в контексте формировании представлений об истории родного города. Ощущения и представления учеников о родном городе как историческом феномене, связанном с важными событиями и личностями, позволит им почувствовать себя частью одной страны, познать связь поколений и эпох. Экскурсии должны «погружать» ученика в прошлое, действовать на его ощущения историзма места, формировать чувства причастности к «живой истории». Тем самым педагог сможет заложить фундамент для воспитания патриотизма, любви к Родине и чувства гражданского долга.  

Литература:

  1. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С.П. Баранов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 124 с.
  2. Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. – Елец: Издательство ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 477 с.
  3. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII - начале XX веках. – Саратов: Новый ветер, 2012. - 354 с.
  4. Пряхин А.Д. Елец и его округа – уникальная территория России / А.Д. Пряхин // Археология и археологическое наследие. – Воронеж: Издательство ВГУ, 1995. - 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)

Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...

Карточка - подсказка для учащихся старшей школы "Языковые средства выразительности" с примерами

В карточках содержатся определения и примеры из литературных произведений...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Программа для учителей истории по внеурочной деятельности. История родного города Ельня....

Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».

Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения же...