Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Сафарова Рузия Ильясовна

Проектная работа о исполбзовании на уроках проектного метода обучения  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства,

как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Автор проекта: Сафарова Р.И.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3-4

Цель и задачи проекта …………………………………………...4-5

        Проектная деятельность на уроках изо в 5 классе…………… 5-9

        Этапы проекта, комплекс мер………………………………… ..10-20

        Показатели результативности………………………………….....15

        Используемая литература…………………………………………16

        Глоссарий…………………………………………………………….17

        Приложение…………………………………………………………18-


Введение 

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,

размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Немецкий драматург и философ Г.Э. Лессинг


     
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.

     Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

            Проект «Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов» разработана учителем изобразительного искусства и музыки Р.И. Сафаровой.

Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса (учитель, ученики, родительская общественность). В ходе реализации проекта с учащимися 5 класса предусматривается создать несколько учебных проектов в течении учебного года, как индивидуальных так и групповых.           Направление реализации проекта – развитие  творческих способностей у учащихся среднего звена.
Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. 
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. 
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. 
В основу проекта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. 
     

Актуальность проекта

      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Сейчас в нашей стране нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Большое влияние на совершенствование всей  системы образования в стране  оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях гибко и  самостоятельно, используя приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.  

В условиях введения ФГОС школьного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности.

     Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

Проектная работа - инновационный подход к методике преподавания предмета «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока, четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся. 
Информация - главный результат и одновременно условие развития ребёнка. 
Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта.

3.1 Цель проекта

       Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через реализацию проектного метода обучения.

3.2 Задачи проекта:

  1.      1. Развивать эмоциональные, творческие, эстетические качества личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.

     2. Организовать и осуществить экспериментальные исследования особенностей развития изобразительных и декоративно-прикладных навыков средствами проектно-исследовательской деятельности.

     3. Разработать программу и создать условия развития изобразительно -  творческих способностей детей с помощью средств проектно-исследовательской деятельности.

     4. Формировать навыки овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и декоративно-прикладных навыков, художественного вкуса. 

  1. . Целевая группа проекта: учащиеся 5 класса.

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Разработка комплекса уроков по изобразительному искусству для 5 класса с применением проектно-исследовательской деятельности.

1) Ознакомление учащихся задачами проектной деятельности а именно:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет;

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

2) Этапы работы над проектом:

- выбор темы;

- формулирование варианта проблем;

- распределение задач по группам;

- групповая или индивидуальная разработка проекта;

-защита проекта.

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка,  бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д.

Формы и приёмы организации деятельности:

- различные посильные подростковому возрасту виды деятельности,        

 - использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений,

- беседы о предметах декоративно-прикладного творчества родного края,

- выставочный материал детских поделок и рисунков,

- включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий, лепки. 

Календарно-тематическое содержание проекта. 
 Раздел I «Древние корни народного искусства»-  I четверть.
 1. Тема  урока: «Внутренний мир русской избы»(реализация в 2 урока) 
Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении 
женской и мужской половин в доме; 
создание интерьера избы с «красным» углом. 
Продукт: сообщение с показом презентаций.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор 
Информации в группах. 
2 урок: отчёты групп по собранной информации. 
Ход проекта (по урокам): 
1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 
2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта. 
3) Сообщение. Самооценка. 

2. Тема  урока: «Народный праздничный костюм» (реализация в 2 урока)
Проект по теме: «Народная одежда – образ мира». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории 
татарского костюма; 
разработка эскиза татарского костюма. 
Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей). 
Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста. 
Вопросы: 
1) Что надевали у татар в быту и по праздникам? 
2) Где в старину брали одежду? 
3) Что обозначают рисунки на одежде? 
1 урок: просмотр книг-сказок презентаций; исследовательская работа в кругу семьи, родственников; посещение библиотеки. 
2 урок: разработка и оформление эскизов татарского костюма, представляющих собой одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей. 
Раздел «Связь времен в народном искусстве» - II четверть.

  1. Тема урока «Роль народных художественных про-мыслов современной жизни»

Проект «Народные художественные промыслы: Дымковская игрушка, Хохлома, Жостово, Городец». 

Продолжительность: 1 урок. 
Цель: Обобщение знаний по теме раздела;

Изготовление одного изделия народного художественного промысла.

Источник знаний: информация полученная на уроках, из книг, интернет-ресурсы.
Продукт: изделие народного художественного промысла из папье –маше, пластилина.

 

Раздел: «Декор – человек, общество, время»   - III четверть.
 1. Тема  урока: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись»(2 урока). 
Проект по теме: «Мифы Древней Греции». 
Продолжительность: 1 урок. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических 
сюжетах Древней Греции; 
создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд». 
Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном 
стиле
 (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону). 

2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». 
Проект на тему: «Взгляд на символику». 
Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках). 
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; 
выработка гражданской позиции учащихся. 
Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику». 
Роли: учитель, учащиеся; «социологи». 
Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке. 
3.Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». 
Проект на тему: «Герб моей семьи». 
Продолжительность: 1 урок. 
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта герба своей семьи; 
создание герба. 
Продукт:  эскиз герба, выполненный в различной технике (квиллинг, поп- 
ап, гравюра). 

Тема: «Декоративное искусство в современном мире» -  IVчетверть. 
1. Тема проекта: «Современное выставочное искусство». 
Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам. 
Продолжительность: 25 минут. 
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды 
декоративного искусства»; 
развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую 
тему. 
Продукт: сообщение. 
Темы сообщений. 
1) Керамические изделия. 
2) Изделия из стекла. 
3) Изделия из металла. 
4) Изделия из гобелена. 
5) Батик. 
2. Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики». 
Продукт:  Мозаика «Лето». 
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Лето»; 
создание мозаики «Лето» с использованием техники 
бумагопластика. 
Продолжительность: 2 урока. 
Продукт: Мозаика «Лето». 

       
5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта – долгосрочный.

5.1 Сроки реализации проекта: с 1 го сентября по 31 мая.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный: с 1 августа  по 20 августа.

2. Основной: с 1 сентября по 25 мая.

3. Заключительный:  с 25 мая  по 31 мая.

               5.3 Программа проектных мероприятияй

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

11

Изучение научно-методической литературы, изучение ФГОС.

Кабинет изо

1августа – 20 августа

Учитель изобразительного искусства

2 2

Анализ Интернет-ресурсов по данной теме

Кабинет изо

1августа – 20 августа

Учитель изобразительного искусства

 3

Подбор необходимых материалов: репродукций, презентаций, видео.

Кабинет изо

1августа – 20 августа

Учитель изобразительного искусства

 4

Обновление материальной базы кабинета ИЗО.

  Кабинет изо

1августа – 20 августа

Учитель изобразительного искусства, члены ШМО эст. цикла

родители.

Этап 2

 1

Уроки с учащимися 5 класса с применением проектного метода

Кабинет изо

1 сентября – 25 мая

Учитель изобразительного искусства

 2

Выступление на заседании ШМО

«Проектный метод на уроках»

Кабинет изо

25 августа

Учитель изобразительного искусства

 3

Беседа с детьми об интернет-сайтах по изо

Кабинет изо

5 сентября

Учитель изобразительного искусства

 4

Выступление  на родительском собрании родителей

5 класса

Кабинет изо

10 сентября

Учитель изобразительного искусства,классный руководитель

 5

Открытый урок для родителей и членов ШМО эстетического цикла

 Кабинет изо

апрель

Учитель изобразительного искусства

 6

Оформление выставки с работами учащихся

Кабинет изо

 20 мая

Учитель изобразительного искусства, , учащиеся

Этап 3

Итоговая диагностика

Кабинет изо

28 мая

Учитель изобразительного искусства, члены ШМО

Подведение итогов проекта и его эффективности

Методический кабинет

30 мая

Учитель изобразительного искусства, члены ШМО, кл. руководитель

6. Ресурсное обеспечение проекта

Наименование

Количество

Примечание

Видео - проектор

1

Презентации по темам

8

название

Художественные репродукции

8

название

Диск «Уроки ИЗО в 5 классе»

1

Интернет-ресурсы

Для каждого урока

Изделия народного промысла родного края

По 1 экземпляру

 7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.

- Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.
- развитие творческих способностей обучающихся;
- повышение качества знаний и активности обучающихся на уроке;
- сформирование умения высказывать свое мнение и выслушивать мнение других; самостоятельно критически мыслить,

- умение видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их решения;
- овладение основами умения учиться, проявлять способность к организации собственной деятельности;
- изменение отношения учителя к участникам образовательного процесса, из авторитарного он станет демократическим, технология сотрудничества.
- приближение урока к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установление отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; 
-  развитие потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
- развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, творческих способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут обучающимся стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

  1. Возможные риски и компенсационные меры по их устранению

№ п/п

Возможные риски

Компенсационные меры

1

Затруднения при поиске и выборе  материала

Подробные консультации педагога.

2

Трудности при оформлении проекта и создании мультимедиа презентации работы

Подробные консультации педагогов.

3

Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока, презентации

Их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. То есть для учащегося и учителя содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства.

4

Нет выхода в сеть Интернет в кабинете изобразительного искусства

Проведение отдельные уроки в кабинете информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

5

Некоторые ученики могут забыть принести необходимые материалы для урока

Обогащение материальной базы кабинета ИЗО

 

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

Развитие творческого мышления

уровень

Тест Гилфорда

Развитие интереса к урокам изо

баллы

анкета

Умение работать в коллективе

уровень

анкета

Повышение качества результатов образования

%

Задания, тесты (авторские)

Заключение

 В результате проекта разработан комплекс уроков по изобразительному искусству для 5 класса с применением проектно-исследовательской деятельности и созданы условия развития изобразительно -  творческих способностей детей с помощью проектно-исследовательской деятельности.     Организованы и осуществлены экспериментальные исследования особенностей развития творческих способностей детей средствами проектно-исследовательской работы.

     У учащихся формируются коммуникативные навыки:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей;
  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Все проекты, создаваемые детьми, являются их маленькими победами в учебном процессе. Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравится защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал.  Я считаю, что в итоге применения метода проектов у школьников возрастает интерес к предмету, развиваются познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, а также развивается творческое мышление и речь.

Литература

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.

2.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

3.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
5.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
6.    Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
7.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

8. Кочерова Е. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК : по материалам московского конкурса творческих проектов "Культура XXI века: между прошлым и будущим" / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. - 2003. - № 6. - С. 41-44.

9. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

10. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.

11. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.

Глоссарий:

  1. Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.
  2. Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
  3. Творчество – это исследование.
  4. Творческие способности ребёнка – это те способности, с помощью которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
  5. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.