Развиваем цветовое восприятие у детей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Качнова Ольга Александровна

Методическая разработка из опыта работы. Материал по развитию восприятия цвета у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet.doc202.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

детский морской Центр  «Альбатрос»

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Зелёная,

 д. 72 "а"  т. (496 – 79) 4 – 30 – 13

E-mail: dmc-albatros@mail.ru


Развиваем цветовое восприятие

у детей

 (из опыта работы педагога дополнительного образования )

Подготовила: педагог дополнительного образования

Качнова Ольга Александровна

                     Домодедово

                      2016

   Восприятие цвета в произведениях искусства и в жизни тесно связано с накоплением опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Дошкольник не имеет разностороннего опыта восприятия цвета. Он радуется цвету, яркой окраске предметов, воспринимает цвет непосредственно, увлечённо. Эти ценные качества требуют художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения.

   Для детей важно приобретать и обогащать сенсорный опыт в развитии чувства цвета. Сенсорный опыт проявляется у детей в процессе рисования в сочетании цветовых пятен, мазков, форм. Он способствует созданию выразительности рисунков.

   В содержании рисования основное внимание при создании образа направлено на цвет. Для этого я выбираю явления, особенно запоминающиеся по цветовым сочетаниям - яркое небо и теплое солнце на его фоне, жёлтые огни на фоне темных окон и т.п. Предварительно с детьми провожу наблюдения, рассматриваю иллюстрации.

   Для развития сенсорного опыта в работе с детьми часто используются дидактические  художественно-развивающие игры. Например, при рисовании яблока рассмотрим с детьми, какое оно по цвету, форме. Поиграем в игры "Узнай по запаху", "Узнай на вкус", "Угадай на ощупь". Хорошо, если игра сопровождается чтением стихов, загадыванием загадок. Уместна будет игра "Положи красиво  яблоки на тарелки". В ней педагог берёт разного цвета яблоки (жёлтые, зелёные, красные) и тарелки (белые жёлтые, зелёные, красные). Вместе с детьми нужно поискать нарядное и яркое цветосочетание (жёлтые на синем фоне, красные - на зелёном и т.п.) Тон бумаги для рисования яблока подби раем в соответствии с выбранной краской.

Со среднего дошкольного возраста учу детей составлять новые цвета красок. Например, Незнайка любит апельсиновый сок. Он решил напол нить соком целый кувшин. Но у него нет "апельсиновой" краски. Есть только жёлтая и красная. Предлагаю детям помочь Незнайке. Показываю, как смешать жёлтую краску с красной до получения оранжевого цвета. Дети смешивают краску на палитре и  наполняют кувшины соком для Нез найки. Рассматривая рисунки, отмечаем, у кого получился самый "вкус ный" сок.

При рисовании банок с яблочным и сливовым компотами дети получают фиолетовый цвет. Перед рисованием беседую с детьми о том, что хозяй ки закрывают на зиму вкусные компоты; мы рассматриваем яблоки и сли вы (натуральные и нарисованные), уточняем их форму, цвет. Яблоки в банке дети рисуют красными.  А как же получить сливовый цвет? Раскры ваю секрет: нужно подружить красный цвет с синим. Тогда получится новый цвет - фиолетовый.

Начиная со старшего дошкольного возраста развитию чувства цвета уделяется особое внимание. Все основные виды практических работ по изобразительному искусству (рисование с натуры (по поводу натуры), по представлению, на темы, декоративное рисование) выполняются в основном в цвете. Поэтому на специально организованных занятиях я знакомлю детей с природой цвета и его основными свойствами. Развитие цветовосприятия будет увлекательнее, если придумать интересные истории про краски. Мы, например, путешествуем с детьми в "Волшебную страну Красок".

Рассказывая историю про Радугу, знакомлю детей с основными цве тами спектра. Объясняю, что в природе существует много цветов и их оттенков, но есть самые яркие цвета, их семь. Располагаются они в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Все цвета идут строго друг за другом и очень обижаются, если ребята рисуют их  неправильно.

Предлагаю нарисовать радугу как акварельными, так и гуашевыми красками. Внимание при этом уделяю получению новых цветов (голубого, оранжевого) и  правильной последовательности рисования каждого цвета радуги. Рисовать радугу лучше, начиная с верхней части, с красного цвета. Оранжевую дугу нарисовать вплотную к красной, так что цвета могут немного слиться друг с другом. Так же рисуем остальные цвета по порядку.

Детей седьмого года жизни дополнительно знакомлю с цветовым кругом. Цветовой круг - это солнышко, которое светит в Разноцветной стране. Оно состоит из нескольких цветов, каждый цвет строго стоит на своем месте, так же, как  в Радуге.

Для закрепления знаний о последовательности расположения цветов спектра дети рисуют цветик-семицветик. Перед рисованием они играют с цветиком-семицветиком на фланелеграфе: угадывают правильное рас положение перепутанных лепестков. Ребята соревнуются, кто быстрее правильно составит семицветик из лепестков. С целью закрепления знаний о спектре заучиваем фразу "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

О том, что цвета могут быть тёплыми и холодными, рассказываю, продолжая путешествие по стране Красок. Правит страной Король Палитра. Есть в его Королевстве прекрасный сад. Помогают ему за ним ухаживать две девочки - Снегурочка и Весна. Они раскрашивают цветы своими любимыми красками. У девочки-Снегурочки любимые - холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый. Она опускает в них маленькую синюю льдинку. У Весны, наоборот, любимые цвета тёплые - красный, оранжевый, жёл тый. Она зажигает их солнечным лучом. Зелёный цвет девочки исполь зуют вместе. Если Снегурочка положит в него больше льдинок, он будет холодным. Если Весна посветит большим лучом солнца - тёплым.

Дети рисуют букеты в  тёплых и холодных тонах. При этом я побуждаю их создавать больше оттенков цветов на палитре (с помощью белил). Дети самостоя тельно выбирают фон бумаги, зная секрет девочек-подружек: расположен ные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, становиться сочнее. Поэтому обращаю внимание детей, что лучше подоб рать холодный тон бумаги к теплым букетам и наоборот.

Знания о холодной гамме цветов закрепляю, проводя занятия на темы "Снежная Королева",  "Царевна-Лебедь", "Снегурочка". Для рассматрива ния предлагаю Картины Н.Рериха "Снегурочка", М.Врубеля "Царевна-Лебедь", иллюстрации к сказкам "Снежная Королева" Г.Х.Андерсена, "0 царе Салтане"' А.С Пушкина. Задаю следующие вопросы детям: "Почему холодные цвета так называют?"(они напоминают по цвету снег, лед, тем ную холодную ночь); "Какое настроение создают эти цвета?"(холода, тем ноты, покоя или тревоги); "Как вы думаете, где находится место, где живут эти цвета?". При создании образа в рисовании побуждаю детей полу чать как можно больше оттенков холодного цвета (голубой, светло-фиолетовый, изумрудный, светло-зеленый и т.д.).

Закреплять знания о тёплой гамме цветов хорошо в осеннее время года. Осень - волшебница. Она приходит и одним взмахом своей кисти разукра шивает листья в разные цвета - жёлтый, оранжевый, красный. Деревья ме няют свои зелёные сарафаны на богатые платья жёлтого, оранжевого, крас ного цветов и их сочетаний. С детьми я рассматриваю осенние букеты, называю цвета листьев, их оттенки. С детьми седьмого - девятого года жизни подробнее рассматриваю букеты в жёлто-золотой, жёлто-зеленой, золотисто-багряной и красной гамме. Подчёркиваю, что все это - оттенки тёплой гаммы цве тов.

После рассматривания букетов и подобранного мною гербария из осенних листьев дети рисуют лист простой формы. При этом показываю, как рисо вать акварелью но сырому, когда тёплые цвета сливаются один с другим, образуя красивые затёки. Сначала дети рисуют лист простым карандашом, затем покрывают его водой и пишут акварелью тёплых тонов.

Выразительным в детских рисунках является образ дерева в осеннем убранстве. Начиная со среднего дошкольного возраста показываю детям, как рисовать осеннее дерево в разной технике исполнения. Дети умеют рисовать разноцветные листья   на дереве способом примакивания.  Показываю способ рисования, когда красочное пятно превращается в дерево. Дети изображают одно или несколько деревьев в жёлтом, зелёном, красном, оранжевом, охристом "платьях". Учу ребят рисовать осеннее дерево тычком сухой кисти (берем кисть из щетины), раздельным маз ком.

Закрепить знания о тёплых и холодных тонах красок можно, рисуя вол шебное дерево. Я предлагаю детям поделится на две команды - команду девочки-Весны и команду девочки-Снегурочки. Первая команда рисует де рево на сближенной цветовой гамме в   тёплом тоне, вторая - в холодной. Показываю, как использовать разные оттенки одного цвета (смешивая его с белилами) для рисования кроны волшебного дерева. Например, для де рева в тёплой гамме нужно использовать жёлтый, светло-жёлтый, красный, розовый, светло-оранжевый, охристый, красно-коричневый, светло-корич невый цвета. Перед рисованием демонстрирую варианты изображения таких деревьев, объясняю, как можно создать красочное изображение в сближен ной цветовой гамме (путём нанесения цветовых пятен разного цвета, от тенка). Напоминая о секрете тёплых и холодных красок (тёплые "зажига ются" на фоне холодных и  наоборот),  помогаю подобрать фон бумаги для обеих команд.

Детей седьмого-девятого  года жизни знакомлю с тем, что цвета могут быть ос новными и составными. Три краски из цветового круга - красная, желтая и синяя - самые главные. Без них нельзя ничего нарисовать. А с их по мощью можно составить другие цвета. Рассказываю детям, что однажды у придворного художника короля Палитры потерялись оранжевая, зелёная и фиолетовая краски. Художник не растерялся. Взял красную и желтую краски, смешал их и   получил оранжевую. Аналогично объясняю, как худож ник получил зелёную и фиолетовую краски. Затем предлагаю детям самим

решить задачки :  красный + жёлтый =

                     синий + красный =

                     жёлтый + синий  =

Таким образом дети получают составные цвета. Использовать полученные знания о основных и составных цветах ребята могут в любом виде рисова ния (например, рисуя натюрморт, использовать при этом  три основных цвета).

Знания об оттенках цвета, насыщенности цвета, цветовых контрастах я закрепляю в виде упражнений как часть занятия. Объясняю детям, что важно различать свойства акварели и  гуаши. Акварельные краски лёгкие, прозрачные. Их можно послойно накладывать друг на друга. Гуашевая краска густая, непрозрачная, кроющая. Один цвет перекрывает другой. Чтобы получить более светлый оттенок в гуаши нужно краску смешать с белилами. В акварели - разбавить водой. Провожу с детьми упражнение на растяжку цвета: готовлю бумагу с изображением прямоугольника, поделенного на пять частей. Дети должны покрыть акварельной краской весь прямоуголь ник. Затем - пропуская одну последнюю клеточку, затем - две клеточки и так далее. При этом надо подождать, пока предыдущий слой акварели не высохнет. Таким образом ребенок получает насыщенность цветового тона.

Большое значение в развитии цветоощущения имеет анализ рассматри ваемых картин, иллюстраций не только с точки зрения их содержания, перспективы, композиции, но и с точки зрения цвета. Важно раскрыть детям основные характерные цвета времён года и времени дня, основные цвета природы разных стран света.

С этой целью предлагаю для рассматривания детям пейзажи И. Левитана, М.Нестерова, И. Остроухова, А. Саврасова, 3. Серова и др. Объясняю, что художники - очень наблюдательные люди. Они помогают нам понять таинст венную и загадочную жизнь природы. Художник предлагает нам глубже проникнуть в нарисованный им прекрасный мир, разделить с художником его чувства.

Краски помогают создать настроение картины. Например, мы рисуем с детьми на темы "Золотая осень" и "Поздняя осень". Беседуем о том, какие явления в природе происходят в эти периоды осени. При рисовании золотой осени рассматриваем картину И.Левитана "Золотая осень". Когда рисуем позднюю осень - картину "Октябрь" того же автора. Дети чувствуют разное настроение этих картин. В "Золотой осени" - лёгкость, прозрач ность, хрустальность, звенящую тишину. И - уныние, дождливость, холод и в то же время светлую и нежную грусть, печаль в "Октябре". Предлагаю рассмотреть по нескольку пейзажей на тему ранней и поздней осени. (И. Остроухов "Золотая осень", И. Грабарь "Рябинка", М.Нестеров "Осенний пейзаж; В.Рябов "Начало зимы", И.Осенев "Осень", Ю.Клевер "Осеннее утро"). Дети отвечают на вопросы:

  • Какого цвета небо в картине?
  • Какого цвета трава? Листва на деревьях?
  • Какой период осени - начало или конец - изобразил художник?
  • Как вы думаете, какое настроение у картины? Почему?
  • Какое настроение у вас золотой /поздней/ осенью?

Очень интересны такие приёмы: предлагаю ребятам представить, что они находятся "в картине" ("Что вы видите вокруг? Что чувствуете?"); пред лагаю придумать свое название картины. В результате ребенок использует выразительные возможности цвета в своём рисунке, передаёт цветом опре делённый период осени, его настроение. Яркие, сочные краски золотой осени и потускневший, мрачноватый колорит поздней.

Как часть занятия по теме рассматриваю с детьми натюрморты, написанные в тёплой и холодной гамме. Например, в тёплой гамме:. И.Остроухов "Опавшие листья", П.Кончаловский "Хлебы. Снедь Московская", К.Петров-Водкин "Яблоки на красном фоне", И.Хруцкий "Цветы и  плоды". В холодной: И.Грабарь " Неприбранный стол", "Февральская лазурь", С.Жуковский "Ранней весной". При этом обращаю внимание, как цвет в  картине передаёт настроение. Какое оно - бодрое, весёлое, сол нечное или задумчивое, грустное, нежное.

Обращаю внимание детей на то, что краски в картине могут отличаться не только цветом (тёплым и холодным), но и яркостью, насыщенностью или мягкостью, приглушенностью. Яркие цвета соседствуют с менее яркими: синий с голубым, красный с розовым и т.д.

Интересным в плане развития цветовосприятия являются занятия на тему "Какого цвета небо?". Днём, в солнечный день оно ярко-голубое. А какое оно в пасмурную погоду? Вечером или ночью?

Огни ночного города придают цвету неба самые разнообразные оттенки. Рисуя картину вечернего города на тёмном фоне дети выбирают в основном светлые краски. Белая, краска в смешении с другими цветами (получаем голубой, розовый, светло-жёлтый, светло-зелёный цвета и другие) делает изображение более светлым, воздушным, лёгким. Дети понимают, что имен но светлые краски нужны для контраста с туманным серо-чёрным фоном. Чтобы показать эмоциональное звучание светлой и тёмной краски, их раз ное настроение, рассказываю историю про Королеву Ночь и Королеву Утро, которые живут в Волшебной Разноцветной Стране.

Обращаясь к картине И.Левитана "Вечерний звон", А.Саврасова "Взморье. Закат" и т.п. показываю детям,, что небо имеет не только голубой цвет днем и тёмный - ночью. В летнее время вечером, на закате краски устраи вают праздник цвета. Всевозможные оттенки - жёлтые, оранжевые, багря ные, голубые и фиолетовые переливаются один в другой. Дети передают переливы вечерних красок неба в композиции "Травы на закате"(акварель по-сырому, черная тушь).

Таким образом, опыт работы над развитием цветового восприятия у детей включил усвоение   ими цветовых эталонов - спектра, знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучение передаче цвета предметов в изображении. Опыт пока зал, что детям доступны сведения о последовательности спектральных то нов, о тёплой и холодной гамме спектра. Ребята овладевают умением получать более светлые и насыщенные оттенки цветов. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании красочных образов в собственных рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и задания для развития цветового восприятия

В материале содержатся задания и упражнения для развития зрительного восприятия,  произвольного внимания, мышления. Раскрашивание картинок поможет развить графические навыки.Упражнения можно испо...

« Организация процесса цветового восприятия через художественную роспись на ткани»

Семинар-практикум и мастер-класс на тему Организация процесса цветового восприятия через художественную роспись на ткани. О цветовосприятии ребенка и взрослого.Понятия цветотерапия. О пользе применени...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Презентация "Восприятие. Нарушение восприятия у детей"

Восприятие – это сложный процесс общего отображения всех свойств явлений и предметов. Оно охватывает в совокупности все суждения, действия, память, эмоциональное отражение, собственные ощущения....

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

«Формирование цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации»

На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Понятие "цвет...