«Формирование цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации»
материал

Безрукова (Мальцева) Татьяна Алексеевна

На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Понятие "цветовосприятие" трактуется как восприятие цвета, то есть, сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo.docx35.01 КБ
Файл mo.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Тема: «Формирование цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации»

На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Понятие "цветовосприятие" трактуется как восприятие цвета, то есть, сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами.

При организации работы по формированию способностей цветовосприятия важно  стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Одним из эффективных средств является аппликация. Аппликация как вид изобразительной деятельности очень интересна и увлекательна для дошкольников, т.к. дети имеют возможность передать свои впечатления с помощью кусочков бумаги.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в аппликации;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (форма и цвет).

  Кроме того, параллельно с задачей на формирование чувства цвета флажокрешается задача по формированию технических умений у детей при работе с цветной бумагой – на развитие мелкой моторики.

Процесс обучения должен осуществляться с обязательным соблюдением принципа - от простого к сложному:

На основании изучения психолого-педагогической литературы по проблеме формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста,  предпринято экспериментальное изучение формирования чувства цвета с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста.

При решении данной проблемы необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

- учёт возрастных требований к знаниям детей о цвете, цветовой гармонии и свойствах цвета;

- освоение средств выразительности аппликации;

- наличие большого количества цветов и оттенков.

Для проверки результативности работы разработан эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Количество детей в группе 26 человек.

Для выявления уровня развития цветового восприятия мы использовали диагностические задания предложенное методикой Лях Н. О Констатирующий и контрольный этапы будут обработаны и обобщены.

1.Констатирующий этап

Цель: изучение уровня цветового восприятия на начальном этапе, то есть насколько хорошо у детей среднего дошкольного возраста развито цветоразличие.

Методы: беседы, наблюдения, упражнения по методике Лях Н. О.

Диагностические упражнения для выявления цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста:

  1. назвать по памяти знакомые цвета, которые они знают;
  2. найти флажок того же цвета, что и предъявленный образец (полоска бумаги);
  3. назвать цвет предъявленного предмета ( флажок или игрушка);
  4. выбрать предмет по названиюцвета.

Нами была составлена следующая градация уровня знаний:

  • низкий уровень – от 1до 20 баллов
  • средний уровень – от 21 до 35 баллов
  • высокий уровень от 36 до 40 баллов.

За каждый правильный ответ ребенок получал по 1 баллу. Всего 40 баллов.

Группа показала наибольший средний результат ( 60 %), также был выявлен низкий результат ( 30 %), а высокий составил 10 %. Для того чтобы улучшить уровень цветого восприятия, а именно исключить низкий результат, был составлен коплекс занятий, способствующий  повышению уровня цветогово восприятия детей среднего дошкольного возраста.

2. Формирующий этап.

Цель занятий научить детей использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому.

Задачи:

  • совершенствовать знания детей об основных цветах;
  •  познакомить детей с основными цветами спектра и их оттенками;
  • учить называнию основных цветов спектра по порядку, различению тёплых и холодных тонов;
  •  совершенствовать технические навыки детей в аппликации;
  • формировать интерес к аппликации как виду изобразительной деятельности.

Методы и приемы:

  1. игровой (позволяет сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать познавательные способности детей);
  2. наглядный (показ способа действия для эффективности и результативности работы);
  3. словесный (художественное слово, этические беседы, вопросы, рассказы);
  4. практический (применяются различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык). Подражательно-исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом). Творческие упражнения (закрепление и совершенствование усвоенных навыков).

Принципы:

  • принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала;
  • принцип синзетивности: средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета;
  • принцип доступности и активности;
  • принцип практичности: предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений;
  • принцип системности;
  • принцип индивидуальности: предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка;

3.Контрольный этап проводился с целью выявления эффективности разработанной серии экспериментальных заданий. По содержанию контрольный эксперимент дублировал методику констатирующего этапа.

Таким образом, можно сказать насколько повысился уровень цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень повысился на 11 %, а низкий уровень пропал. В целом в группе видна положительная динамика после проведения формирующего этапа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие цветового восприятия у детей посредством аппликации» Выполнила: Безрукова Т. А., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок»

Слайд 2

Цвет — это особенность восприятия глазом разных волн света. Цветовое восприятие — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Слайд 4

Результат: активность и самостоятельность детей в аппликации; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (форма и цвет).

Слайд 5

Условия: учёт возрастных требований к знаниям детей о цвете, цветовой гармонии и свойствах цвета; освоение средств выразительности аппликации; наличие большого количества цветов и оттенков.

Слайд 6

Констатирующий этап Цель: изучение уровня цветового восприятия на начальном этапе, то есть насколько хорошо у детей среднего дошкольного возраста развито цветоразличие. Методы: беседы, наблюдения, упражнения по методике Захаровой.

Слайд 7

назвать по памяти знакомые цвета, которые они знают; найти флажок того же цвета, что и предъявленный образец (полоска бумаги); назвать цвет предъявленного предмета ( флажок или игрушка); выбрать предмет по названию цвета. Диагностические упражнения для выявления цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста:

Слайд 9

Формирующий этап Цель занятий научить детей использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому. Задачи : совершенствовать знания детей об основных цветах; познакомить детей с основными цветами спектра и их оттенками; учить называнию основных цветов спектра по порядку, различению тёплых и холодных тонов; совершенствовать технические навыки детей в аппликации; формировать интерес к аппликации как виду изобразительной деятельности.

Слайд 10

Принципы принцип последовательности : предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала; принцип синзетивности : средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета; принцип доступности и активности ; принцип практичности : предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений; принцип системности ; принцип индивидуальности : предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Слайд 11

Методы и приемы: игровой ; наглядный ; словесный ; практический (подражательно-исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом). творческие упражнения (закрепление и совершенствование усвоенных навыков).

Слайд 12

Формирующий этап

Слайд 13

Формирующий этап

Слайд 14

Формирующий этап

Слайд 15

Формирующий этап

Слайд 16

Формирующий этап

Слайд 17

Формирующий этап

Слайд 18

Формирующий этап

Слайд 19

Контрольный этап

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы учителя-  логопеда с детьми старшего   дошкольного возраста, имеющими диагноз   амблиопия, косоглазие, в условиях группы  компенсирующей направленно...

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »

Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...

Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...