Программа "Я - талант"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Программа работы с одаренными детьми в области художественно-эстетического воспитания и образования обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_programma_odarennye.docx248.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\school 6\Documents\Scan.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.    

 Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача  и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое      определяет    возможность     достижения человеком более высоких    результатов    в    одном    или    нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок  -  это ребенок,  который  выделяется  яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель - создание  необходимых   условий   для   развития интеллектуальных,  художественных и  творческих   способностей      детей и     подростков     в     условиях  общеобразовательной школы.

Задачи:

  • содействовать духовному и творческому воспитанию обучающихся;
  • дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного;
  • воспитывать интерес и любовь к искусству.

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.

Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях и трудовой деятельности. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.  Сухомлинский.

Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
  • принцип      максимального      разнообразия      предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;        
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;        
  • принцип       свободы     выбора     учащимся     дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Виды одаренности

Формы работы с одаренными детьми

Формирование УУД

в познавательной деятельности

интеллектуальная (в области точных, естественных, гуманитарных наук)

включение в олимпиадное и конкурсное движение;

познавательные, обеспечивают общеучебные, логические действия, постановку и решение проблемы

в художественно-эстетической деятельности

хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная

клубная работа, детско-семейные проекты; подготовка фотовыставок

личностные , коммуникативные, регулятивные, познавательные

в коммуникативной деятельности

лидерская, аттрактивная

клубная работа, участие в конференциях и конкурсах различного уровня; волонтерское движение; подготовка фотовыставок

личностные, коммуникативные, регулятивные

вдуховно-ценностной деятельности

служение людям, создание новых духовных ценностей

волонтерское движение, проведение мастер классов для младших

личностные, регулятивные, коммуникативные

в практической деятельности

одаренность в ремеслах, спортивная, организационная

волонтерское движение проведение мастер классов для младших

личностные , регулятивные, коммуникативные

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального и другого  уровня,;

- проведение массовых мероприятий по истории и обществознанию;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы:

  1. Урочная деятельность:

-Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: наблюдение, диагностика, беседы с родителями, классными руководителями.

2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

5. использование различных форм урока, интегрированные уроки, разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, погружение в историю, ролевые задания, ролевые, деловые, операционные, имитационные игры, задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие, дифференциация домашнего задания.
-Метод проектов: на уроках (зачётные проекты, мини-проеты, творческие проекты).

-Применение современных  технологий в преподавании истории и обществознании: технология проблемного обучения, ИКТ технологии, «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» (В.Ф.Шаталов).

2. Внеурочная работа.

-подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников;

-участие в конкурсах викторинах различного уровня;

-участие в научно-практических конференциях Дне науки, Дне защиты проектов;

-подготовка и проведение массовых мероприятий по истории и обществознанию;

-участие в социальных проектах;

-работа в школьном музее.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • участвовать в проектной и исследовательской деятельности
  • проводить массовые мероприятия, социальные проекты.

Роль родителей в развитии одаренных детей очень велика. Связана, не только с материальной поддержкой, но и моральной и духовной поддержкой одаренных детей. С этой целью в школе и районе проводятся выставки детского  творчества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • «Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева»
  • Таблица наблюдений «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности»  (Макарова  Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002)
  • Методика «Потребность в достижении успеха»
  • Опросник креативности Джонсона
  • Таблица наблюдения «Отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся в учебной деятельности».


Ежегодный  план работы с одаренными детьми

Сроки

Мероприятия

Критерии эффективности

Внеурочная деятельность

 

Сентябрь

Проведение стартовой  диагностики.

Творческие выставки, посвященные Дню Знаний, Дню освобождения Смоленщины,

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров
  • качественные показатели

Октябрь

Проведение стартовой  диагностики.

Творческие выставки, художественные мастерские,   посвященные осени, Дню учителя

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров
  • качественные показатели

Ноябрь

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные Дню Матери, нравственному воспитанию,

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров
  • качественные показатели

Декабрь

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные Новогодним и рождественским праздникам,

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров

Январь

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные Новогодним и рождественским праздникам,

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров

Февраль

Участие в международном игровом конкурсе «Золотое руно»

День защиты проектов

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные патриотическому воспитанию,

Оформительская практика.

  • количество участников
  • количество победителей и призёров

Март

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные весне,8 Марту,

Оформительская практика.

  • количество участников

Апрель

 

Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные космонавтике,  экологическому направлению,

Оформительская практика.

День науки

  • количество участников
  • количество победителей и призёров

Май

 Творческие выставки, художественные мастерские,  посвященные Дню Победы,

  Оформительская практика.

Проведение итоговой диагностики

  • количество участников
  • качественные показатели

В течение года

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах

Участие в социальных проектах

Посещение выставок и музеев изобразительного искусства

  • количество участников
  • количество победителей и призёров

Урочная деятельность

В течение года

Разработка и проведение уроков с использованием современных технологий;

Проектная деятельность;

Разработка презентаций к урокам;

Дифференцированный подход к обучению

Качество знаний

Уровень обученности

Учебная мотивация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шоу – программа «Созвездие талантов»

внеклассное мероприятие для девочек  5- 7 классы по технологии, можно использовать к празднику 8 марта....

Концертная программа "Наши таланты"

Этот материал можно использовать для проведения концертных программ в школе для родителей....

Сценарий программы выступления команды "Поколение КОМП и НЕТ" на конкурсе "Алло, мы ищем таланты"

Выступление для конкурса "Алло, мы ищем таланты!" для 8-10 классов, можно использовать, как выступление команды КВН....

Игровая программа "Таланты"

Игра проводится в рамках завершения КТД "Интеллектуальный марафон" для учащихся 5-9 класс, включает в себя вопросы разлиных отраслей знаний....

программа работы с одарёнными детьми "Радуга талантов"

В программе обобщён опыт работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 1 г. Карталы, программа базируется на основных направлениях воспитательной работы школы. ...

Сценарий развлекательной программы "Алло, мы ищем таланты"

Цель: формировать у детей творческие способности, развивать речь, чувство юмора, пластику.  Разновозрастной состав участников....

Образовательная программа дополнительного образования " Радуга талантов"

  В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности ...