Главные вкладки

    Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

    Саковская Наталья Владимировна

    Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopilka_primerov_refleksii_na_urokah.docx36.36 КБ
    Файл refleksiya_.pptx1.29 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовила и провела:

     Саковская Н.В.,

    учитель ИЗО,черчения

    Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

     Задачи:

    -Познакомить с современными образовательными технологиями.

    -Познакомить с понятием “рефлексия”.

     -Дать представление о классификации рефлексии.

     -Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

      Притча: Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках”.

     В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

    Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть  активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным .        Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

     Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. 

    По технологии деятельностного метода обучения `Школа 2100 структура урока предусматривает рефексию, как итог урока.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

     Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

    -рефлексия настроения и эмоционального состояния

    -рефлексия деятельности

    -рефлексия содержания учебного материал

              Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

    Проведём на практике рефлексию настроения и эмоционального состояния. Работаем по рядам.

       Первый ряд выполняет рефлексию «Акрослово»-даёте характеристику сегодняшнему семинару.

       Второй ряд выполняет рефлексию «Продолжи фразу»-выражения обозначены на слайде.

       Третий ряд выполняет рефлексию «ПОПС-формула»- выполняете действия согласно заданиям.

       Четвёртый  ряд выполняет рефлексию «Путешествие»- выбираете остров, где побывали и немного даёте обоснование.

       Пятый ряд выполняет рефлексию «Волшебник»- в роли волшебник исправляете или меняете что-либо.                                                                               Все активно высказали свои мнения  и  сейчас я предлагаю выбрать цвет –на который вы получите ответ.

    Учитель!

    Он всегда в дороге,

    В заботах, поиске, тревоге,

    И никогда покоя нет!

    Он сам себя всех строже судит,

    Он весь земной он рвётся в высь;

    Не счесть пожалуй сколько судеб

    С его судьбой переплелись!

    Д.С.Лихачёв.

    Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                                                                         А.де Сент-Экзюпери

                                                                                                                               Приложение

    Из опыта работы использования рефлексии:

    1. «МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ»

    Подобрать картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет.

    2.«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

    Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).

    3.«ДЕРЕВО УСПЕХА»

    На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)

    4.«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

    Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.красный - восторженное;

    оранжевый - радостное, теплое;

    желтый - светлое, приятное;

    зеленый – спокойное;

    синий — неудовлетворенное, грустное;

    фиолетовый - тревожное, напряженное;

    черный - упадок, уныние.

    5.«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

    М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

    Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

    С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

    У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

    Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

    6.«ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»

    Понятие

    Знал

    Узнал

    Хочу узнать

    7. «ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

    Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

    Шевелить мозгами

    Краем уха

    Хлопать ушами

    8.«ПЛЮС — МИНУС — ИНТЕРЕСНО»

    В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    9.«БЛАГОДАРЮ»

    В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

     10.Синквейн

    • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
    • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
    • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    11.«Цепочка пожеланий» 

    Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

    Несколько замечаний или пожелания от учащихся

    • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
    • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
    • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

    Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                                                    А.де Сент-Экзюпери


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Саковская Н.В., учитель ИЗО,черчения Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС . Копилка примеров рефлексии на уроках. 1

    Слайд 2

    2 Отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия ( метапредметные результаты). Этот термин означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД. Образовательные стандарты

    Слайд 3

    3

    Слайд 4

    4

    Слайд 5

    5

    Слайд 6

    Здоровьесберегающие технологии Проектная деятельность Развитие творческих способностей Применение ИКТ Технология творческого мышления 6

    Слайд 7

    7

    Слайд 8

    8

    Слайд 9

    9

    Слайд 10

    « Акрослово » Дайте характеристику сегодняшнему мероприятию: С- Е- М- И- Н- А- Р- 10

    Слайд 11

    «Продолжи фразу» 11 - «Я ухожу с семинара……….» «Я возьму в свою методическую копилку……»

    Слайд 12

    «ПОПС- формула» 12 П- позиция( я думаю..) О- обоснование (потому что) П - пример (аргумент) С- следствие (вывод)

    Слайд 13

    «Путешествие» 13

    Слайд 14

    «Волшебник» 14

    Слайд 15

    Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. 15

    Слайд 16

    Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной он рвётся в высь; Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв. 16


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»

       Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...

    Использование квест-технологий на уроке физкультуры в рамках введения ФГОС

    Данная разработка поможет учителям физкультуры спланировать образовательный процесс в рамках ФГОС, обеспечить формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью....

    «Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

    «Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»...

    «Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

    «Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»...

    Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

    Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...

    "Использование облачных технологий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС"

    В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процес...

    Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

    Рассмотрены вопросы использования  информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....