ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА Б.М. НЕМЕНСКОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Коваленко Денис Леонидович

В статье рассказывается о состоянии современной российской педагогике и, как следствие, необходимости применения в общеобразовательной школе рабочей программы разработанной Б.М. Неменским. Для примера, в статье разбираются уроки первой четверти пятого класса «Древние образы в народном искусстве».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_mini-sayta.odt90.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА Б.М. НЕМЕНСКОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Коваленко Д.Л.

МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино МО

учитель ИЗО

Россия, МО, г.о. Пущино

Е-mail: denko1976@mail.ru

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение настолько просто, что оно должно было бы быть само собой разумеющимся для всякого, кто не завяз в идеалистическом обмане. [Энгельс Ф. Карл Маркс. "К критике политической экономии". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 491.] Следуя этому определению выведенному еще 160 лет назад немецким философом-материалистом Карлом Марксом в его работе «К критике политической экономике», можно без труда разобраться в любой той или иной образовательной методике. Тем более что, каждая методика начинается именно с сознания, определенным экономической и социальной жизнью, советского и российского ребенка — иначе, целей и задач обозначенных в пояснительных записках, с которых начинаются все образовательные программы.

Процитируем главные цели и задачи (первый абзац) образовательной программы, разработанной для общеобразовательной школы советским Доктором педагогических наук, профессором, Заслуженным работником культуры России Н.Н. Ростовцевым: "Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры".

Теперь процитируем начало программы предлагаемой уже российской школе, не менее выдающемся советским и российским педагогом, профессором Б.М. Неменским, программа которого используется большинством школ странны, и которая (и об этом будет сказано особенно), сегодня самая жизнеспособная программа в современной жизни: «Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры».

И следом сравним (в полном поэтапном объеме основные (подчеркнем это слово особенно — основные) задачи предмета рисования в СССР и предмета ИЗО в РФ.

В СССР по Ровстовцеву:

Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В РФ по Неменскому:

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

3. Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла

визуально-пространственной формы;

4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

5. Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

7. Развитие способности ориентироваться в мире современно-художественной культуры;

8. Овладение средствами художественного изображения как способом

развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

(Сразу напомним и сравним первый пункт у Ростовцева: «в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны». Государственная (СССР) — школьная (РФ), общественная (СССР) — бытовая (РФ), хозяйственная (СССР) — производственная (РФ). И если в СССР «способных принять активное участие в различных отраслях», то в РФ — «для эстетической организации и оформления», — все эти сравнения крайне показательны, потому что дают характеристику самому обществу).

Основных задач поставленных для обучения и воспитания российского школьника стало на две больше. Появились такие понятия, как духовные ценности и нравственное развитие. Но ни в одном пункте нет понятия «общество» «труд», «работа». Зато в четвертом пункте есть такое понятие как: «формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости».

Если подробно разобрать по пунктам задачи этих двух программ, то окажется, что цели программы разработанной для советского школьника, просты в своем понимании (и, что важно, в своих формулировках поставленных задач) и вполне применимы в повседневной жизни: Обучаясь ИЗО советский школьник станет всесторонне развитым, образованным членом общества, способным принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.  

Цели, поставленные перед российским школьником заумные и сложные в своих формулировках, и максимально расплывчаты — ни в одном пункте нет конкретной однозначно сформулированной цели. Обучаясь ИЗО российский школьник первое, что должен получить, это опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства. Ни о каком развитие и образование нет и речи. Тем более нет речи о дальнейшем применении полученных знаний «в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны». Единственное упоминание о каком-либо применении знаний для пользы своего государства, это «воспитание уважения к истории культуры своего Отечества». Это единственный пункт, где упоминается слово близкое по своему понятию к понятию «государство» или «страна», но применять его можно вполне являясь гражданином другого государства.

Словом, программа для российского школьника максимально отдаляет обучаемого от своего «Отечества», формируя ВООБЩЕ духовно и нравственно развитого человека, но не конкретного гражданина своего государства. Это важно, и потому на этом сделан акцент.

Но не смотря на все вышесказанное, программа Бориса Михайловича Неменского на сегодня самая адекватная, из всех остальных программ, разработанных и используемых в обучении российских школьников.

Если убрать все общие и заумные слова, и оставить лишь сухой остаток, программа Неменского, это логично выстроенный порядок, следуя которому (даже в рамках одного часа в неделю), можно доступно объяснить ребенку зачем ему — в современных реалиях ЕГЭ и «ситуации неопределённости», нужен этот, казалось бы, странный и ненужный сегодня предмет с не менее странной аббревиатурой «ИЗО».

Все современные методики (как российские так и зарубежные — на которых и основываются современные российские методики или технологии, как принято сегодня говорить) рассчитаны на формирование «ТВОРЧЕСКИХ» (или «КРЕАТИВНЫХ») способностей обучаемых. «Творить» и «креативеть» введено в кавычки не просто так — за словами нет ничего. Обучаемому предлагают из уже готового материала «создать» что-то «новое». Яркий тому пример «робототехника». Обучаемому дают готовые модули фирмы «Лего», готовые программы, и обучаемому остается лишь собрать модули и нажать на кнопку — в этом все творчество. Это вполне потребительско-конвейерный подход. Как если бы повара обучали готовить котлеты не из мяса, хлеба и специй, а из готовых замороженных полуфабрикатов. И весь процесс обучения заключался бы в разморозке приготовленной кем-то котлеты и поджаривания ее на сковороде.

Современные методики обучения ИЗО совершенно идентичны.

К примеру нужно нарисовать яблоко. Советского ученика учили рисовать конкретное яблоко, учили «познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное». Следуя этому, прежде чем приступить к рисованию яблока, ученик сначала учился его разглядеть, сам подбирал краски для цвета, и его яблоко получалось оригинальной работой, на которой было изображено конкретно то яблоко, которое ученик видел и рисовал.

Российскому ученику не нужно учиться наблюдать и разглядывать, ему дают готовое лекало, по которому ученик работал с готовым набором цветов; в итоге получал симпатичное яблоко, которое (как котлетный полуфабрикат) уже кто-то для него подготовил. Но у ученика вырабатывалась иллюзия, что он это яблоко нарисовал сам, как и у юного повара формируют иллюзию, что эту котлету он приготовил сам.

Но нет надобности говорить, что если этому повару дать кусок сырого мяса, а еще лучше, пусть не живую, пусть убитую, но корову, которую надо разделать, и совершить все те действия, когда эта корова превращается в котлету... у повара, как минимум наступит культурный шок.

Такой же шок будет и у современного художника, когда ему предложат самостоятельно нарисовать натюрморт из нескольких, не поэтапно изображенных в пособии, а настоящих яблок. Эти яблоки требуется положить, разглядеть, и нарисовать не ВООБЩЕ симпатичные яблоки, а конкретно эти, лежащие перед ним яблоки.  

Чем больше человек окружает себя виртуальным миром, тем дальше он от понимания окружающей его действительности.

 Сегодня нет необходимости выражать свои мысли посредством письма, достаточно нажать кнопку и появится ровная красивая (кем-то уже созданная) буква. Утрачивается навык письма, а, следовательно, деградирует мелкая моторика, что неизбежно ведет к деградации головного мозга.

Программа Неменского, если ее правильно использовать, сродни послеоперационной реабилитации, когда долго находящегося без движения человека, учат заново сидеть, стоять и ходить. Ни о каких сложных движения, о которых прописано в программе Ростовцева нет и речи — примитивные задание, направленные на поддержание в человеке минимальных, свойственных одному человеку навыков примитивного письма.

Да, программа Неменского — примитивное «бытие», которое определило современное примитивное сознание современного примитивного общества нового человека — человека-потребителя. Но другой программы, логически выстроенной и где ученику приходилось бы думать самому, не используя лекала, на сегодня нет.

В данной работе мы разберем лишь среднюю школу от пятого до седьмого класса включительно. Разберем поэтапно, начиная с годовой темы, следом четвертую тему, и далее — поурочно.

 

                                        5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК

Первое, что мы рассмотрим, это содержание курса, и насколько это заявленное содержание может быть практически применено в рамках 45-ти минут одного урока в неделю.

Итак, дословно озвучим содержание годового курса.

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного

 искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Здесь все ровно и логично, единственное, выбивается тема третье четверти, где ученики знакомятся с декоративно-прикладным искусством Древнего Египта, средневековья Западной Европы и Франции XVII века (эпоха барокко).

Из 12-ти заявленных часов, предлагается сделать три практические работы — это: 1. нагрудное украшение древнего египтянина, 2. коллективную работу бал во дворце (стиль барокко) и семейный герб в духе средневековья. Почему именно так? Когда мы подойдем к третьей четверти, мы попробуем в этом разобраться.

Тема первой четверти — «Древние корни народного искусства».

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

И тема первого урока: «Древние образы в народном искусстве».

Далее, тематическое планирование, которое предлагает Б.М. Неменский:

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как

знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения

традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи

по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на

основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения

практической творческой работы.

Прежде чем преступить к ходу самого урока, необходимо сказать, что продолжительность урока 45 минут. Но и это не главное.

Само планирование и характеристика, рассчитаны на детей не просто подготовленных, и уже владеющих определенными навыками работы, как теоретически, так и практически, всё это рассчитано на детей заинтересованных, или, как принято говорить сегодня «замативированых».

Причем подготовлен и «замативирован» должен быть весь класс — все тридцать человек. Тридцать человек, из семей, где родители не заняты на производстве (им нет надобности просыпаться до рассвета и идти на работу, где они 12 часов, или будут стоять у конвейера, или у прилавка, или переставлять коробки на складе); из семей, где у ребенка есть и отец и мать — из полных семей. Из семей, где из всех источников информации используется лишь книга, а выходные семья проводить или в музеях или на природе, разглядывая и впитывая красоту окружающего мира. Нет интернета, нет компьютерных игр, нет ничего что отвлекало бы от здорового созерцания и понимания реального мира в котором живет семья. Но и этого мало. Изобразительное искусство, предмет обязательный, но не входящий в ЕГЭ. Даже предметы входящие в ЕГЭ, давно перестроились под требуемый формат тестирования и отказались от всего, что в этот формат не вмещается.

Если учитывать все выше сказанное (а не учитывать этого нельзя), то надо настраивать под соответствующий тон, как тематическое планирование, так и характеристику видов деятельности учащихся (причем этот настрой касается всех классов и всех уроков).

Начнем с тематического планирования.

Переходя из начальной школы в среднюю, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Даже если допустить, что учитель, который вел класс всю начальную школу, относился к уроку ИЗО серьезно, ставя его на один уровень с математикой и русским языком (что мало вероятно), то и в этом случае (учитывая современные технологии преподавания и слабую концентрацию внимания современного ребенка), оказавшись в новом ему классе, видя перед собой нового ему учителя, ребенок вряд ли, а скорее всего вообще не сможет не суметь понять, не суметь объяснить «глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, и отметить их лаконично выразительную красоту». Так же станет проблемой и сравнение, сопоставление и анализ декоративных решений традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву. И уж чего точно не будет, так это  видение в них (в этих росписях и вышивках) «многообразно-варьированых трактовок».

Исходя из этого, пятиклассник на первом уроке не создаст выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. И не освоит навыка декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Но как быть учителю ИЗО решившему работать по образовательной программе Б. М. Неменского?

В подавляющем большинстве случаев, учитель пишет в поурочном планирование темы заявленные в программе, урок же по сути проходит от программы отвлеченно — вообще отвлеченно. В лучшем случае, учитель расскажет, что наши предки славяне любили рисовать древо-жизни и мать-землю, и предложит ученикам нарисовать коня или птицу, причем нарисовать так, как видит ученик. Дети нарисуют абстрактную лошадь, учитель поставить всем пятерки, а кто плохо себя вел, четверки, на том урок и закончиться.

И это совершенно не правильно.

Программа Б.М. Неменского, если смотреть на нее целостно, едина и логична — от первого до последнего урока, нужно лишь внимательно в нее вчитаться и не обращать внимания на заумные слова.

Итак, с чего нужно начинать первый урок ИЗО в пятом классе?

Первую половину урока, детям, в доступной форме, необходимо рассказать, что дохристианская Русь была языческой, а первым языческим божеством (причем во всех языческих верованиях) являлось Солнце. Солнце имеет форму круга, в который вписан один или несколько крестов, так называемый солярный символ (сразу оговоримся, кресты, вписанные в круг ни в коем случае не должны напоминать фашистскую свастику, дабы у учителя не возникло проблем с пропагандой нацизма. Поэтому, как в своих словах, так и в иллюстрациях, которые будут сказаны и показаны детям, учитель должен быть крайне корректен и осторожен). Этот символ присутствует в большинстве языческих верованиях, в том числе и верованиях языческих славян. Вторую половину урока следует сделать практической. Ученики видя картинку, где изображены солярные символы, должны их срисовать. Лучше всего кистью, но так как это первый урок, то можно и простым карандашом.

Именно таким внешне простым и должно быть первое задание. Но простота эта кажущаяся.

По этому заданию, учитель ясно увидеть на сколько развита у пятиклассника мелкая моторика.

Нормально развитый пятиклассник без труда нарисует несколько ровных одинаковых кругов и впишет в них ровные линии.

Но практика показывает, что современный пятиклассник, постоянно общаясь с сенсорным телефоном, и мало уделяя времени каллиграфии, не способен выполнить это простейшее задания для дошкольника.

Хорошо, если у трех-четырех учеников круг будет кругом, большинство нарисуют разные по размеру овалы и впишут в них кривые линии.

Ни о каких изображениях на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце) не может быть и речи. Современные дети не в состоянии провести ровную линию.

И с этого первого урока дальнейшая, как тактическая, так и стратегическая задача учителя ИЗО, научить детей рисовать простые геометрические фигуры, и научив их этому, следом, научить располагать эти фигуры на листе бумаги. Вот тот сухой остаток, та задача, которая должна стоять перед современным учителем, работающем в современной школе: научить подростков тому, что 30 лет назад умел делать дошкольник.

Урок №2. Убранство русской избы.

Тематическое планирование по Б.М. Неменскому, звучит так:

Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как

микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Характеристика видов деятельности учащихся, которая, по Б.М. Неменскому, должна последовать после урока.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

И здесь, все как на первом уроке. Если отбросить все красивые словосочетания и оставить сухой остаток, пятиклассник и на втором уроке  должен учиться делать ровно одно — рисовать простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) — рисовать правильно и от руки, без помощи чертежных инструментов. С тем различием, что теперь он должен рисовать солярные символы вписанные в прямоугольник причелины или полотенца. Причем упор здесь нужно делать не на теорию (достаточно рассказать, что славяне, как и все остальные народы, украшали свои жилища), а на практику, которая показала, что современный пятиклассник не в состоянии провести две  прямые линии (причелина, полотенце), и вписать в них одинаковые по размеру круги (солярные символы). Ни о какой орнаментальной композиции речи нет, только научиться рисовать ровные линии и круги. Практика показала, что большинство учеников потратят на это задание все время урока. И устанут, как после интенсивного урока физкультуры. Материалами по прежнему остаются лист бумаги и простой карандаш, никакой сангины или восковых мелков. Простой, остро заточенный карандаш.

Урок №3. Внутренний мир русской избы.

Тематическое планирование по Б.М. Неменскому:

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалёвка.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Характеристика видов деятельности учащихся по Б.М. Неменскому:

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Оставив за скобками все те же красивые слова и замыслы, учитель продолжает учить пятиклассников рисовать прямые линии и круги, с разницей, что вместо прямоугольника причелины используется прямоугольник печи или сундука. О «коллективном подмалевке» так же говорить рано. Среднестатистический современный пятиклассник не знает основных цветов; для него открытие, что смешав желтый и синий, он получит зеленый цвет. Поэтому никакого коллективного творчества; каждый ученик, индивидуально должен освоить навык рисования простой линии, и этого ему будет достаточно.

Теория должна становиться все лаконичнее и лаконичнее — все силы и время ребенок должен отдавать практике.

Уроки показали, что красивые и умные слова, которые рассказывает детям учитель об убранстве русской избы и деревенский мудро устроенном быте, дети слушают с удовольствием, но ничего не запоминают (даже с визуальным рядом). Причина проста: городской ребенок никогда не бывал в настоящей русской избе, никогда в действительности ее не видел, и такие красивые слова, как причелина или охлупень, он просто не запомнит (слово полотенце, он воспринимает, не как часть архитектурного элемента дома, а как предмет личной гигиены, который он каждое утро видит и пользуется в своей ванной комнате). Все равно, что читать ему красивую поэзию Байрона в оригинале: слушать красиво, а о чем это — Бог ее знает. Поэтому тратить время на красивые рассказы, когда ребенок не овладел навыками рисования простых геометрических фигур — бессмысленно.

Урок №4. Конструкция и декор предметов народного быта.

Тематическое планирование по Б.М. Неменскому:

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валёк и т. д.)

Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или рисунок сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Характеристика видов деятельности учащихся по Б.М. Неменскому:

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Задачи для учителя ИЗО остаются прежними — он продолжает учить детей рисовать геометрические фигуры. Вся выразительная форма предметов крестьянского быта и ее украшения, должна ограничиваться все теми же кругами, треугольниками и квадратами, свойственными для русского орнамента. Если учитель увидел, что некоторые ученики легко справляются с заданием, он должен предложить им использовать вместо простого карандаша кисть и краски. Такой ученик начинает работать без карандаша, что называется «начисто». То, что кистью начинают работать постепенно один ученик за другим — правильная задача. Работа кистью отличается от карандаша, и этой работе нужно учиться. Если учитель предложить кисть всему классу, ему физически буден невозможно научить все 30 человек. Работая же поэтапно  с каждым новым учеником, учитель облегчит свою работу. Более того, те ученики, кто продолжает работать карандашом, видя, что кисть, это следующий уровень, станут особенно стремиться, чтобы перейти на этот уровень. Одиннадцатилетнему ребенку еще свойственно это здоровое чувство соперничества, и это как раз тот стимул (или мотивация), который заставит его стараться и не отстать от остальных. На этом этапе уже можно предлагать ученикам подписывать свои работы кистью. Вообще подписи нужно уделять особое внимание. Во-первых это дополнительное негласное задание на развитие мелкой моторики, а, во-вторых, это единственный случай, когда ребенок может познавать каллиграфию. Поэтому письмо должно быть исключительно прописным и безотрывным. За подпись учитель может повышать или понижать оценку, делая ее частью единой работы.  

Урок №5. Русская народная вышивка.

Тематическое планирование по Б.М. Неменскому:

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Характеристика видов деятельности учащихся по Б.М. Неменскому:

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Пятый урок, по своей сути ничем не отличается о предыдущих — все та же повторяющаяся складывающаяся в орнамент геометрия, выполненная от руки карандашом или кистью. С той разницей, что те ученики, у кого геометрические фигуры боле-менее одинаковой формы, можно предложить ввести в орнамент рисунок животного, того же самого коня или птицы. Современный ребенок посредством хаотичной бессистемной, и, в тоже время безграничной информации, которую он получает не только из социальных сетей, но и в самой школе, выполняя непонятные ему проекты и готовя непонятные ему презентации (которые зачастую или просто скачиваются из интернета, или их готовят родители, так же скачивая презентацию из интернета), так вот, перегруженный бессистемной информацией, приученный с детского сада выполнять работы по готовым лекалам современный ребенок утратил возможность фантазировать. Причем лекалам самой отвратительной формы, где животные: зайцы, лисы, олени и проч. не похожи на реальных животных, а взяты из примитивно сделанных современных мультфильмов, или еще того хуже, современных книг. И если бы ребенок этих звероподобных монстров срисовывал, нет, воспитатель дает ему готовый рисунок-раскраску и ребенок просто ее закрашивает, причем закрашивает фломастерами самых ядовитых в своей яркости цветов. Примерно тем же занимаются и ученики начальной школы. Наше воображение, наша фантазия развивается из той информации, из того жизненного опыта, который мы получаем ежедневно. Фантазия — это продукт долгого, внимательного и системного изучения окружающего нас реального мира. И конь, и птица народного декоративно-прикладного искусства — долгий сложившийся не за одно поколение образ; сложившийся не из абстрактных коней и птиц, а из конкретных, которые жили возле наших предков, и которых наши предки знали лучше чем самих себя. Именно поэтому обобщенные декоративные кони и птицы народного искусства, узнаваемы и приятны для восприятия. Они ничем — по своим пропорциям и силуэту — не отличаются от коней и птиц настоящих. Они лишь сделаны чуть обобщеннее и не более того. Это декоративное обобщение и есть фантазия. Но если человеку не показывать настоящих лошадей, а показывать лишь готовые обобщенные рисунки, пусть и хорошего народного искусства, и предложить по своему воображению нарисовать свою лошадь... его фантазия будет складываться уже из того, что он видел и запомнил — из обобщенных лошадей. И его лошадь уже не будет походить на настоящую лошадь, потому что фантазируя, он обобщит обобщенное.

Понимая, что за 45 минут урока, невозможно научить неподготовленного ученика изобразить настоящую лошадь, элемент фантазии из процесса урока необходимо исключить. Если на первых урока ученик копировал солярные символы, но на этом уроке лошадь или птицу, он должен так же копировать. И задача учителя следить, что бы копирование было точным. И так же не забывать про каллиграфическую подпись своего рисунка.

 Многие возразят, что фантазия свойственна ребенку, и нельзя ему навязывать копирование, пусть он рисует, как он видит, и именно это прекрасно и ценно в детском рисунке — непосредственность и наивность.

Именно то, что визуальное изобразительное искусство, внешне воспринимается чем-то отвлеченно-эстетическим, оно не кажется чем-то, что может нанести вред. Ну нарисовал ребенок зеленую лошадь похожую на бегемота, он так видит. И кому это может навредить?

Но мы не позволим же ребенку «фантазировать» в приготовлении пищи, если он представления не имеет чем картофель отличается от свеклы и что нужно сделать, чтобы приготовить борщ?

Но если только ленивый не говорит о необходимости здоровой ни только материальной, но и духовной пищи, то почему мы умиляемся уродливо нарисованной лошади, и вешаем ее в рамочку, чтобы видели гости, и не кормим гостей «детской фантазией» на тему русского борща?

Если мы говорим о важности духовной пищи, то нужно детей учить правильно готовить и употреблять эту пищу. Иначе, зачем о ней говорить, и вздыхать, что наши дети с каждым поколением всё духовно беднее и беднее, и что будет дальше.

Умение видеть, наблюдать и фиксировать окружающий мир, умение различать и использовать цвета, умение различать хорошее искусство от плохого, для человека так же жизненно необходимо, как умение различать и использовать продукты питания, умение различать хороший продукт от плохого. Плохое искусство может отравить человека не менее, чем плохая кулинария.

Но вернемся к уроку.

На каждом уроке учитель должен внушать детям, что рисование, это не развлечение, а такой же серьезный предмет, как математика или русский язык. И потому оценивать работы он должен соответственно — серьезно и без скидок на то, что «у ребенка нет способностей к рисованию». У каждого нормального человека есть способность нарисовать ровный круг или квадрат. И именно это — точность рисования геометрических фигур и должен оценивать учитель. Все остальное — разговоры о творчестве и одаренности — это пустая вкусовщина. «Когда вы приходите в общеобразовательную школу, вас учат русскому языку, арифметике. Никто не думает, талантливы ли вы в математике или нет. А сегодня произошел перекос – считается, что если ребенок ходит в художественную или музыкальную школу, то он сверходаренный. На самом деле талантов очень мало, их в природе почти нет». -  народный художник РФ С.Н. Андрияка. Москва 24 (www.m24.ru) статья-интервью: «Основатель Школы акварели Сергей Андрияка: «Талантов нет, рисовать могут все»».

Итак, рассуждения об одаренности и каких-то особенных способностей в рисовании, не что иное, как саботирование общеобразовательного предмета, выведение его за рамки общеобразовательного. Этого нельзя допустить. Как нельзя допустить озверения человека и превращения его в животное, лишенного чувства прекрасного и существующего ради одного — тяжелой скотской работы.

Но вернемся к уроку.

Урок №6. Народный праздничный костюм.

 Тематическое планирование по Б.М. Неменскому:

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:

а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Характеристика видов деятельности учащихся по Б.М. Неменскому:

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

Каждое тематическое планирование предложенное Б.М. Неменским, несет в себе такой обширный и глубокий пласт, что даже сухое озвучивание этого пласта, без понимания и анализа образного строя народного праздничного костюма, без эстетической ему оценки, должно занять по времени две институтские пары; вместить всю эту информацию в рамки даже 15-20 минут теоретической части урока — физически невозможно. Тем более, что само задание — создание праздничного костюма (не абстрактного, а конкретного, с элементами особенностей северорусского сарафана или южнорусской паневы) — потребует от пятиклассника не одного урока, даже если он будет создавать этот костюм все 45 минут. Поэтому и здесь, мы возьмем планирование Б.М. Неменского и настроим его под реалии современной школы. Так как всех часов у нас 8, а уроков, включая последний урок обобщения темы — 7, мы все три последних урока (включая теоретический урок, мы о нем скажем чуть ниже), отдадим на создание народного праздничного костюма. Эта работа будет в своем роде итоговым задание, неким экзаменом, где ребенок проявит себя и покажет все то, чему он научился за первую четверть, а именно аккуратному копированию геометрический фигур выстроенных в народный орнамент.

Итак, первый урок (он же 6-й).

Так как задание итоговое, учеников необходимо на это настроить. Любое итоговое задание мобилизует детей, и они относятся к нему с повышенной серьезностью. Первое, это формат. Если все предыдущие задания, ученики выполняли на листе формата А-4, это задание следует выполнять на формате А-3.

Дав на первом уроке теоретическую часть, на которой сухо и формально, следует рассказать лишь о том, что северорусский сарафан и южнорусская панева, продукт созданный благодаря специфики местности и климата, равно как и северорусская бревенчатая изба и южнорусская мазанка. Здесь дети могут вполне порассуждать и показать свои знания в истории России. После разговора, дети могут выбрать сами, что они могут изобразить — сарафан или паневу; и здесь выбор, логично может пасть на то платье и тот регион (север или юг), где живут сами ученики. Так как панева, это обычная юбка, и выполнение ее проще (потому как юбка вдвое меньше сарафана), если выбор пал на паневу, ее следует рисовать вместе с рубахой.  

Когда выбор сделан, учитель может раздать детям заранее заготовленные рисунки платья (никакого творчества и полета фантазии и здесь быть не должно, практика показала, что все детское творчество и фантазия ограничится ромашками, котиками и прочими рисунками, которые сегодня изображают на детской и подростковой одежде, вплоть до Микки Мауса и Губки Боба). Если цель урока закрепить в учениках образы одежды выполненной их предками, а не превратить южнорусскую паневу в анемешную псевдояпонскую юбочку, а весь урок (явно направленного патриотического воспитания) в мультяшный балаган, ученики должны копировать те классические платья, которые им даст учитель.

Так как работа большая (формат А-3 — для пятиклассника серьезный формат), то на первом уроке дети успеют лишь набросать контуры. Вся остальная работа будет сделана да остальных двух уроках.

И, конечно, подпись, сделанная кистью безотрывно и каллиграфически.  

 Тематическое планирование по Б.М. Неменскому:

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

Задания: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).

Характеристика видов деятельности учащихся по Б.М. Неменскому:

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

Седьмой урок направленный на обобщение темы, учитывая тематическое планирование по Б.М. Неменскому, хорошо проводить во внеурочное время, за территорией школы, где-нибудь в лесу или поле, где можно естественно «разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах». В рамках обыкновенного урока это в принципе невозможно — и времени не хватит и места будет мало (класс ИЗО, пусть и специализированно оборудованный, не позволит тридцати ученикам разыграть обрядовое действие, которое всегда проводилось на природе или же в самой большом доме деревни (все-таки речь идет о тридцати человек). Использовать для этого урока актовый зал... нет, в общеобразовательной школе (если это, конечно, не открытый показательный урок с приглашенными гостями) на это никто не пойдет. Если же разыграть обрядовое действие сидя за партами... нет, все это слишком идеалистические и вряд ли применимо на практике. Более того, учитывая предельно чуткое отношение наших граждан ко всяким религиозным действам (а обрядовое действо обязательно религиозно), этот урок вообще следует опустить. Попробуй учитель разыграть в многонациональном и разноконфессиональном современном классе обрядовое действо явно языческой направленности, он может немедленно попасть под статью «оскорбление чувств верующих», что будет дальше с таким учителем можно лишь гадать. Поэтому завершающий урок должен ограничится выставкой рисунков праздничного костюма и обсуждение (закрепление) пройденного материала: дети должны вспомнить значение солярных символов изображение животных и особенности северорусского и южнорусского платья и архитектуры. Без народных песен и обрядовых действах. Если дети запомнят отличие избы от мазанки и сарафана от паневы, и вообще запомнят эти чуждые и несвойственные для их речи слова — значит четверть прошла плодотворно и с пользой. В этом простом запоминании своей истории и простом повторении рисунков, которые рисовали их предки — в этом копировании и есть самое настоящее духовно-нравственное и патриотическое воспитание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы с учебником в общеобразовательной школе

В данной статье рассуждается о методах работы с учебником на уроках и при самостоятельной работе с книгой....

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

Применение ИКТ на уроках химии в общеобразовательной школе.

Из опыта работы с мультимедийным интерактивным комплексом....

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

«Применение метода проектов в преподавании предметов общеобразовательного цикла в условиях СПО»

Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрен метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных средств и методов в современной системе образования; рассмотрена ис...

Практическое применение метода денотативного анализа текста.

Материал включает в себя примеры денотатных карт к урокам 5 - 11 классов и описание возможных упражнений для работы с ними.  УМК Spotlight...

Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ

Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...