Творческо-исследовательский проект "Деревянная игрушка-матрёшка от XIX века - до наших дней"
проект по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Народное искусство России сочетает в себе неповторимость мастерского замысла и культурной, духовной, исторической традиции русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательский проект46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Деревянная игрушка-матрёшка от 19 века до наших дней».

Ткаченко Полина, Исаева Екатерина (6 класс) г. Туапсе

Научный руководитель Стеблецкая Наталья Анатольевна

1. Введение

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства,   рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные   игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

2. Цель и задачи:

Цель:  Исследовать историю появления и развития деревянной игрушки-матрёшки от 19 века до наших дней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Найти материал об истории матрёшки,  появлении первой игрушки-матрёшки.

2. Систематизировать материал о развитии народных промыслов, изготавливавших матрёшек в 20 веке, об особенностях матрёшек популярных промыслов.

3. Узнать какова судьба матрёшки в 21 веке.

3. Методика

Место и время исследований:

Работа  проводилась с февраля по апрель 2016 года. Материал исследования  собирался в библиотеках (в книгах), на сайтах Интернета.

Для иллюстрирования работы использовались фотографии из книг и Интернета. Найденный материал отбирался, анализировался, систематизировался.

1

4. Результаты исследования

Появление матрешки на Руси.

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно - стилевых поисков, авторских почерков. Каждая игрушка проходит долгий путь. Так случилось и с  матрешкой. О ней, как и о народных героях слагают легенды. В конце XIX века в семье С.И. Мамонтова (русский промышленник и меценат) появилась деревянная фигурка буддийского мудреца Фукурумы, которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.  Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русского художника С.В. Малютина на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Токарная форма игрушки была предложена потомственным мастером - игрушечником В.П. Звездочкиным в 1890 году. С этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. В конце 19 века на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила медаль и мировое признание. Матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их стали называть сергиевскими, а позднее - загорскими.  Загорская матрёшка – это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

          Позднее и в других местах России начали изготавливать матрёшек. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские матрешки (г. Семенов), которые для большинства стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”. Эти матрешки заметно потеснили загорскую. С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XIX столетия сложились и игрушечные промыслы. Сергиевская игрушка понравилась семёновским мастерам. Они стали точить похожую форму и расписывать ее по-своему. Так в Семёнове зародился  матрешечный промысел. А изготовленных там матрёшек стали называть семёновскими. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек и имеет узелок. Волосы чёрные на пробор, глаза большие, щёки румяные, а в руках у каждой куклы пышный букет. Даже самая маленькая матрёшка держит в руках цветочек или травинку.

В соседнем с городом Семёнов селе Полховский Майдан также стали изготавливать и продавать матрешек. Полховская матрешка отличается по форме от своих предшественниц. Она более вытянутая с жестко очерченной головкой. Роспись этих матрен строилась на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов. При этом еще одно отличие полховских красавиц - то, что куколки расписываются по предварительно нанесенному контуру. Основной элемент этой  матрешки - цветок шиповника, рядом с которым на ветках изображены полураскрытые бутоны, листья, ягоды.  Цветочная роспись заполняет  весь передник матрёшки, руки не изображаются. Эту матрёшку ласково называют майданочкой.

Второе рождение матрешки.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических  центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные сергиевской матрешке.

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс. Появились различные небольшие частные мастерские по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях.  Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники –матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки.  Искусство современной матрешки концентрирует в себе богатство художественных традиций русской народной росписи. Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. Современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Популярным является изображение памятников древнерусской архитектуры. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов. Наряду с пейзажами художники выполняют и  сюжетные изображения. Для росписи матрешек они выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Известны многоцветные авторские работы художников С.Л. Нечаева и И.А. Марачевой. Работы этих мастеров наглядно демонстрируют безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. В современной матрёшке  ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании нового стиля. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских  традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся  девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. Матрёшки художника – графика Т.В. Киселевой, расписанные по мотивам русской набойки, отмечены четким графическим рисунком, который придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

Матрёшка стала символом России. История развития русского народного промысла деревянной куклы матрёшки свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Матрёшка – это  душа и образ России.

5. Выводы

1. В ходе работы был найден материал об истории появлении игрушки-матрёшки в России, первом мастере, изготовившим и первом художнике, расписавшим деревянную многоместную куклу.  

2. Был собран и систематизирован материал о развитии промыслов матрёшки, описаны особенности росписи каждого промысла.

3. Исследован материал о судьбе матрёшки в настоящее время, современных авторах росписи куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

От Коперника до наших дней

Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...

Проценты. Из глубины веков до наших дней.

Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....

Историческая игра "От XVII века до наших дней"

Игра построена по принципу известной телепередачи "Своя игра". Вопросы распределены на 5 категорий знаний: "Великая Отечественная война", "История в датах", "История в лицах", "История в иллюстрациях"...

Красавица игрушка -Матрёшка

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку....

Творческо-исследовательский проект "Деревянная игрушка-матрёшка от XIX века - до наших дней"

Изучение учащимися народного искусства формирует у них художественный вкус, воспитывает интерес к исконно русской культуре,  уважительное отношение к труду художника, мастера.  Самой знамени...

Урок-кроссворд "Из мглы веков до наших дней"

Материал может быть использован в качестве заключительного урока в 9 классе или первого в 10 классе....