программа ИЗО 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Мюсова Алевтина Александровна

Программма ИЗО 5-8 классы под редакцией Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5-8_klassy_novyy.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кырлыкская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено на              заседании МО  

Протокол №

________________

                     

« Согласовано»                               Заместитель директора            по УВР  

__________________

Тохнина Н.М.

                                         

«Утверждено»

директор МБОУ «Кырлыкская СОШ»

Ажанарова Г.В.

Приказ№

___________________

Рабочая программа по предмету

изобразительное искусство

5 -8 классы

на 2018-2019 учебный год

Составила:  Мюсова А.А., учитель ИЗО,

первая квалификационная категория

Кырлык, 2018 г.

                Рабочая программа составлена на основе:

программы «Изобразительное  искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2011 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

-воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной , творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни , уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

                                ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

-понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

-осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

-понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

-осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

-выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

-определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

-различать произведения разных эпох, художественных стилей;

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

-понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

-осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

-осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

-в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

-осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

-осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

-понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

-понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

-анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

5 КЛАСС

        Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.

        Древние корни народного искусства. Народное традиционное искусство.

        Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Связь времён в народном искусстве.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор –человек, общество, время. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О  чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире.

                        Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Современное выставочное искусство. Ты сам- мастер.

6 КЛАСС.

Изобразительное искусство в жизни человека. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека –главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Линейная перспектива

Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 КЛАСС

 Изобразительное искусство в жизни человека. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Великие темы жизни. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве 20 века. Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века.

Реальность жизни и художественный образ .Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно –творческие проекты.

        8 КЛАСС

Дизайн и архитектура в жизни человека.

Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир , который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах.  Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Буква - строка –текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы  макетирования в полиграфическом дизайне.  В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

Объект и  пространство.  От плоского изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

Важнейшие  архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.  Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  как среды в жизни человека. Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера. Природа и  архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.

Ты- архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь , и я скажу , какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.  Встречают по одёжке.  Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.  Моделируя себя, моделируешь мир

                                                        Календарно- тематическое планирование 5 класс

№ урока

Содержание материала (название разделов, глав, тем уроков; контрольных, практических работ и т.д. с указанием № и темы

Количество часов

Дата проведения урока

по плану

По факту

Часть I.  Древние корни народного искусства 8 часов

1

Древние образы в народном искусстве

1

2

Убранство русской избы

1

3

Внутренний мир русской избы

1

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

5

Русская народная вышивка.

1

6-7

Народный праздничный костюм.

2

8

Народные праздничные обряды.

1

Часть 2. Связь времен в народном искусстве.8 часов.

9

Древние образы в современных народных игрушках.

1

10.

Искусство Гжели.

1

11

Городецкая роспись.

1

12-13.

Хохлома.

2

14.

Жостово. Роспись по металлу.

1

15.

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1

16.

Роль народных и художественных промыслов в современной жизни.

Часть 3. Декор – человек, общество, время (12 ч)

17

Зачем людям украшения.

1

18-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

3

21-25

Одежда говорит о человеке.

5

26-27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (обобщение темы)

1

Декоративное искусство в современном искусстве (7 ч )

29-30

Современное выставочное искусство.

2

31-35

Ты сам- мастер.

5

                                                                     Итого:

35

                   

                               

                                       

                                        Календарно – тематическое планирование 6 класс

Содержание материала (название разделов, глав, тем уроков; контрольных, практических работ и т.д. с указанием № и темы

Количество часов

Дата проведения урока

по плану

По факту

Часть1. Виды изобразительного искусства и основы изобразительного языка (8 ч)

1.

«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».

1

2

«Рисунок- основа

изобразительного творчества»,  

1

3

«Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

4

«Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

5

«Цвет. Основы цветоведения».

1

6

«Цвет в произведениях живописи».

1

7

«Объёмные изображения в скульптуре».

1

8

«Основы языка изображения».

1

Часть 2. Мир наших вещей.  Натюрморт.

9

« Реальность и фантазия в творчестве художника.»

1

10.

«Изображение предметного мира –натюрморт».

1

11

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

12

«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».

1

13

«Освещение. Свет и тень».

1

14

«Натюрморт в графике».

1

15

«Цвет в натюрморте».

1

16

« Выразительные возможности натюрморта».

1

Часть 3. Вглядываясь в человека. Портрет  (10 ч)

17

«Образ человека - главная тема искусства».

1

18

«Конструкция головы человека и её основные пропорции»

1

19

«Изображение головы человека в пространстве»

1

20

«Портрет в скульптуре»

1

21

«Графический портретный рисунок»

1

22

«Сатирические образы человека».

1

23

«Образные возможности освещения в портрете»

1

24

«Роль цвета в портрете».

1

25

«Великие портретисты прошлого».

1

26

Портрет в изобразительном искусстве 20 века»

1

Часть 4. Человек и пространство. Пейзаж.

27

«Жанры в изобразительном искусстве.

1

28

«Изображение пространства».

1

29

«Правила построения перспективы. Воздушная перспектива».

1

30

«Пейзаж – большой мир».  

1

31

«Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

32

«Пейзаж в русской живописи».

1

33

« Пейзаж в графике».

1

34

«Городской пейзаж»

1

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

                                                                  Итого:

35

         

Календарно – тематическое планирование 7 класс

Содержание материала (название разделов, глав, тем уроков; контрольных, практических работ и т.д. с указанием № и темы

Количество часов

Дата проведения урока

по плану

По факту

Часть1«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)

1-2

«Изображение фигуры человека в истории искусства».

2

3

«Пропорции и строение фигуры человека».

1

4

«Лепка фигуры человека».

1

5-7

«Набросок фигуры человека с натуры».

3

8

«Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве».

1

Часть 2. «Поэзия повседневности».8 ч

9

«Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов».

1

10-11

«Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры».

2

12

«Сюжет и содержание в картине».

1

13

«Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве»

1

14-15

«Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)»

2

16

«Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)».

1

Часть 3. «Великие темы жизни» 10 ч.

17-18

«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох», «Сказки Алтая» (РК)

2

19-20

«Тематическая картина в русском искусстве 20 века».

2

21

«Процесс работы над тематической картиной».

1

22-23

«Библейские темы в изобразительном искусстве».

2

24

«Монументальная скульптура и образ истории народа»

1

25-26

«Место и роль картины в искусстве 20 века».

2

Часть 4. «Реальность жизни и художественный образ» 9 ч.

27-28

«Искусство иллюстрации. Слово и изображение»; «Иллюстрация алтайской  сказки» (РК)

2

29

«Зрительские умения и их значение для современного человека».

1

30-33

«История искусства и история человечества .Стиль и направление в изобразительном искусстве»

4

34

«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

1

35

«Художественно – творческие проекты».

1

                                                                  Итого:

35

         


Календарно – тематическое планирование 8 класс

Содержание материала (название разделов, глав, тем уроков; контрольных, практических работ и т.д. с указанием № и темы

Количество часов

Дата проведения урока

по плану

По факту

Часть1 Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир , который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры.  9 ч.

1

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной

композиции

1

2

Прямые линии и организация пространства

1

3

Цвет - элемент композиционного творчества.

1

4-5

Буква - строка –текст. Искусство шрифта.

2

6-7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.  

2

8-9

В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.

2

Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 7ч

10

Объект и пространство.  От плоского изображения к объёмному макету.

1

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1

15

Форма и материал

1

16

Цвет в архитектуре и дизайне.  Роль цвета в формотворчестве.

1

Часть 3Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  как среды в жизни человека. 10 ч.

17

Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого.

1

18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1

19-20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

21

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

1

22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера.

1

23-25

Природа и  архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.

3

26

Ты- архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. 9 ч.

27

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь , и я скажу , какой у тебя дом.

1

28

Интерьер, который мы создаём.

1

29

Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй.

1

30

Мода, культура и ты.

1

31

Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды

1

32

Встречают по одёжке.

1

33

Автопортрет на каждый день.

1

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.  

1

35

Моделируя себя, моделируешь мир.

1

                                                                  Итого:

35

         







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...