«Основы изучения изобразительного искусства в первом классе»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Сычёва Елена Вадимовна

                 «Основы изучения изобразительного искусства в первом классе»

   Когда я училась в педагогическом  институте на художественно-графическом факультете, один из преподавателей сказал, что научить ребёнка рисовать можно так же, как научить писать. Не берусь судить, так ли это на самом деле, хотя проработала в школе довольно долго. Но для меня каждая встреча с первоклассниками очень волнительна. От того, чему они научатся в первом классе – зависят их дальнейшие успехи в изобразительном искусстве. И очень важно найти нужные методы, способы обучения тем или иным навыкам рисования. Необходимо с самого первого урока заинтересовать детей. Обычно, я показываю большие репродукции картин известных художников ( они производят более сильное впечатление, чем слайды), выясняем, где встречается труд художника. Первоклассники приходят к заключению: всё, что создано человеком и окружает нас, первоначально создается художником. На следующем этапе урока надо объяснить ученикам, что рисовать  учатся так же, как читать, писать, считать. Так же я рассказываю о том, чему они будут учиться на уроках изобразительного искусства. Такие моменты необходимы для того, чтобы ребёнок настраивался работать , работать правильно, старательно. А потом они рисуют, всё, что захотят. Этот этап необходим уже для меня, т.к. в процессе  их работы я вижу, как они могут рисовать, на что надо обратить внимание .

  Конечно, введение ФГОС, сильно изменили структуру урока изобразительного искусства. К изучению новых тем я подхожу через игровые моменты.

   Начало всех начал – это обучение детей правилам работы простым карандашом. Я им даю такое задание : на альбомном листе изображают четыре геометрические фигуры (можно приготовить трафареты, но не желательно). Квадрат, круг, треугольник, овал. Внутри каждой фигуры ученики повторяют её (отступив приблизительно 0.5 см), пока не достигнут центра фигуры. Важно, вести линию ровно (чтобы не «лохматилась»), не прерывать её, не давить сильно на карандаш. В результате подобных упражнений, к концу учебного года, первоклассники свободно работают карандашом, изображают хорошие линии, работа получается качественная.

   Когда то, в начале своей трудовой деятельности, я считала, что рисовать простым карандашом детям, особенно начальных классов, не интересно. Как оказалось, я ошибалась. Ученики всех классов с удовольствием выполняют графические рисунки и, я думаю, что в этом немаловажное значение имеет тот факт, что они с первого класса хорошо владеют карандашом.

   Следующим этапом изучения азбуки изобразительного искусства является овладение  навыками пользования кистью. Даю такие упражнения: 1) Самой большой кистью проводят пять линий. Первая – самая тонкая, кончиком кисти, следующие – чуть нажимая, пятая линия – с максимальным нажимом. 2) Берут самую маленькую кисть и в обратном порядке повторяют задание, т.е., первая линия – с максимальным нажимом, а последняя – самая тонкая. Такие упражнения даются для того, чтобы ребёнок почувствовал возможности кисточки, чтобы понял, как надо правильно держать её, что надо делать, чтобы линия была очень тонкая или наоборот – очень широкая.

   И, конечно же, работать красками надо тоже учиться. Своих первоклассников я очень интригую и заинтересовываю сказав, что их краски не простые , а волшебные! А чтобы в этом убедиться, необходимо смешивать цвета. В начале кисточкой  выводят кружок желтого цвета, а сверху покрывают его синим, в результате получается зелёный цвет. Потом жёлтый кружок покрывают  красным цветом и получают оранжевый. А уж затем ученики сами смешивают разные цвета. И тут надо видеть их глазки: краски то и правда – ВОЛШЕБНЫЕ!!!

   Кроме овладения средствами изобразительного искусства, первоклассники обязательно знакомятся с основами композиции, законами линейной и цветовой перспективы и, конечно же, запоминают новые понятия : пейзаж, симметрия, цветовой спектр, тёплые и холодные цвета, натюрморт, народные промыслы, портрет и многое другое. Так же мы учимся работать с ножницами, цветной бумагой, картоном и с другим материалом.

   Наблюдая за своими первоклашками, я вижу, что от урока к уроку они набираются не только новых знаний и умений, но и их работы ( по сравнению с первым рисунком) становятся более интересными, разнообразными.  Овладев основными навыками изобразительного искусства, они смело фантазируют и выполняют задания различной трудности. Мне очень нравится, что  мой урок дети ждут и идут на него с большим желанием. Им хочется получить новые знания и тут же применить их. И ещё я пришла к выводу, что первоклассники хоть и маленькие, но вполне серьёзные человечки, готовые к чему то новому. Они любят запоминать, наблюдать, делать свои выводы. А я, как учить, только рада этому.

P.S. Я намеренно не указала автора программы, по которой веду уроки. Считаю, по какой бы программе мы не работали, базовый уровень знаний просто необходим. Думаю, что мои методы и наработки верны и оправдывают себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству для первого класса детской художественной школы (возраст детей – 11 лет)

Тема урока: Архетипический образ – Богиня – мать.                                         ...

Промежуточная проверочная работа по изобразительному искусству для 6 класса "Основы языка изобразительного искусства"

Данный материал предназначен для промежуточного контроля  знаний учащихся 6 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе Б.М.Неменского...

Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.

ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

"Декоративно-прикладное искусство и человек". Тема первого урока изобразительного искусства в 5 классе.

Данная разработка предназначена в помощь ученикам для выполнения домашнего задания. Может использоваться и для самостоятельного изучения учениками....