Поурочный план конспект. Тема: "Все народы воспевают материнство"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Олейникова Юлия Владимировна

Материал по изобразительному искусству, к разделу " Искусство объединяет народы", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план конспект по изо 4 класс.31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Все народы воспевают материнство»  

Цель: Познакомить с темой материнства, единством образа матери в изобразительном искусстве разных народов и с произведениями великих художников.

Задачи: Способствовать развитию познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства разных стран.

             Способствовать формированию навыков и умений  рисовать человека по представлению.

             Воспитывать уважение к женщине, к матери;

             Укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство)

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  презентация, учебник «Изобразительное искусство» 4 класс под ред.Б.М.Неменского ,у  учащихся  гуашь( пастель), кисти, бумага.

Зрительный ряд: икона «Владимирская богоматерь»; Л. да Винчи «Мадонна с младенцем» Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»; П.Пикассо «Мать и дитя»; Б.Кустодиев «Утро»; К.Петров-Водкин «Мать»;  А.Дейнека «Мать»; М.Савицкий «Партизанская мадонна»;  Б.Неменский «Тишина».

Литературный ряд: Расул Гамзатов «Мама», С.Островой «Песня о женщине», пословицы о матери, высказывания М.Горького, Ю.Яковлева, В.Шукшина, В.Сухомлинского,

 П.Беранже «О матери», отрывок из статьи В.Жуковского «Сикстинская мадонна».

Музыкальный ряд:  колыбельная «Месяц над нашею крышею светит» музыка М.Блантера, слова М.Исаковского 

План урока

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Беседа по теме урока.

4.Самостоятельная работа учащихся.

5.Подведение итогов урока, анализ и оценка работ учащихся, рефлексия.

Ход и содержание урока:

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

 Р.Гамзатова «Мама»

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем - исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: МАМА.

Как вы думаете, какую тему сегодня на уроке будем рассматривать?

Тема нашего урока «Все народы воспевают материнство».  С1.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Искусство объединяет народы».

Давайте вместе сформулируем цель урока.

Познакомить с темой материнства, единством образа матери в изобразительном искусстве разных народов и с произведениями великих художников. С2.

Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь, учит мудрости, заботится и оберегает.

Мама - это самое дорогое, что есть на земле!

Русский народ создал много пословиц о матери.

-Какие пословицы знаете вы?

-Прочитайте  пословицы о материнской любви, объясните их значение. С3.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.

Материнская ласка – конца не знает.

Чувство отца выше гор, чувство матери глубже  океана  (японская            

пословица).

-Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей. С4.

Без матери нет ни поэта, ни героя.   (М. Горький)

Любовь к Родине начинается с любви к матери.  (Ю. Яковлев)

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.    (В. Шукшин)

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.  (В.Сухомлинский)

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.  (П.Беранже)

 В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные времени средства художественного выражения.

Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал) в Мадонне и иконе «Богоматерь Владимирская».

Предлагаю вам посмотреть  и сравнить образ « Богоматери Владимирской» и образ Мадонны кисти Леонардо да Винчи.   С5

-Что общего и  чем отличаются эти образы? (ответы детей)

 Автор иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, умиление и восхищение  младенцем. И в то же время женщины не похожи друг на друга: Богоматерь чем-то озабочена, даже скобит, а Мадонна Леонардо – юная, игривая, сама как ребенок.

     Согласно преданию, икона «Богоматерь Владимирская»  написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале  XII века Патриарх  Лука  Хрисоверг послал  специальный список  (копию)  с неё в дар великому князю Киевскому Юрию  Долгорукому.

- Всмотритесь в «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. С6.

-Поделитесь своими  впечатлениями об этой картине.  (Ответы детей)

     Отрывок из статьи В.Жуковского  «Сикстинская Мадонна» Рафаэль.

«…В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается.  Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна  чувствует его трагическую судьбу, и  поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса».

 Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней все новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребенка. С 7-11.

-Какая картина вам особенно понравилась?

-Какое произведение поразило? Запомнилось? Чем?

-О какой картине вам хотелось бы узнать больше?

 Хочется обратить ваше внимание на картину М.Савицкого «Партизанская мадонна». С12

-Кто изображен на картине?

-В какие годы происходят события?

-Что вас удивило, потрясло?

-Кому из героев вы сопереживаете?

-Что бы вы пожелали героям данного произведения?

  Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана - все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая  материнская  любовь и надежда, которых  не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.

 Какие слова передают твои чувства, когда ты смотришь на картины, где изображена Мать?

 С13-дети выбирают на слайде термины

 
                                                           Физкультминутка.  С14.

                                          (учащиеся выполняют движения за учителем)

Мы своими нежными руками

Вышиваем  рушничок для мамы,

Чтоб на праздник подарить смогли мы

Нашу радость мамочке любимой.

В синей нитке – птицы прилетают,

В красной нитке – маки расцветают.

 Самостоятельная работа.  С 15.

Задание. Изобразить по представлению:

         1)  мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу.

         2)  портрет  своей мамы.

Давайте вспомним пропорциональное расположение частей лица. С16 -тест

Какую форму имеет голова?

Где расположена линия глаз?

Чему равно расстояние между глазами?

Где располагается линия носа?

Чему равна ширина носа?

Как располагаются уши?

Что будет самым светлым на лице при рисовании?

Куда падает тень на лице?  С17.

Звучит колыбельная «Месяц над нашею крышею светит» музыка М.Блантера, слова М.Исаковского  

 Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Анализ и оценка работ учащихся.

C18

С. Острового  «Песня о женщине». 

 Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая  красивая из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня - украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

 Рефлексия.

-Продолжите  предложение. С19.

-На уроке  я узнал…

-Меня удивило…

-Я хочу сказать спасибо…

-Я хочу узнать больше о …

Домашнее задание. С20.

Подобрать иллюстрации, стихи, пословицы и поговорки к теме «Мудрость старости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ИЗО в 4 классе "Все народы воспевают материнство"

Урок изо в 4 классе по прорамме Б.М.Неменского...

Урок по теме: «Все народы воспевают мудрость старости» (4 класс)

Разработка  урока по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского  по ФГОС...

Проект интегрированного урока по ИЗО и основам религии. Тема «Все народы воспевают материнство»

Тема первого  урока из цикла занятий по ИЗО «Искусство объединяет народы» (программа Б.М. Неменского) и урок на тему «Как изобразить доброе и красивое» из цикла занятий «Красота Божиего мир...

Поурочный план-конспект музыкальных занятий во 2 младшей группе

Этот план разработан мной для музыкальных занятий во  2-мл группе МБДОУ....

КАК СОСТАВИТЬ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН –КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ

План-конспект -  это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний....

Авторский урок. Вечные темы в искусстве. Все народы воспевают материнство.

Урок " Все народы воспевают материнство" - самый трогательный урок. Каждый учитель видит и чувствует его по-своему. Программа Б.М.Неменского даёт нам возможность испытать на уроке чувство со...

Конспект занятия по теме "Все народы воспевают мудрость старости"

Занятие ДОП как способ формирования культуры обучающихся....