Проект интегрированного урока по ИЗО и основам религии. Тема «Все народы воспевают материнство»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Мерц Татьяна Васильевна

 

Тема первого  урока из цикла занятий по ИЗО «Искусство объединяет народы» (программа Б.М. Неменского) и урок на тему «Как изобразить доброе и красивое» из цикла занятий «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем» (Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга первая.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_izo_i_osnovam_religii.doc53.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

Проект интегрированного урока по ИЗО и основам религии.

Тема «Все народы воспевают материнство»

Выполнила Мерц Татьяна Васильевна,

 учитель ИЗО и МХК

 ОУ Вылковская муниципальная средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

2011

Конспект урока

Тема урока :  «Все народы воспевают материнство»

Тема первого  урока из цикла занятий по ИЗО «Искусство объединяет народы» (программа Б.М. Неменского) и урок на тему «Как изобразить доброе и красивое» из цикла занятий «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем» (Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга первая.)

Класс: 4 класс

Цели урока: Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних переживаний.

Задачи урока:

  • Средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования гуашью.
  • Способствовать воспитанию сознательного отношения к процессу изображения, к труду, воспитанию аккуратности, стремления довести работу до конца.
  • Способствовать развитию чувства восхищения матерью.
  • Дальнейшее изучение пропорций головы, построение лица. Рисунок по памяти (характерный портрет мамы)

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя: ноутбук, проектор, экран,

Для учеников: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка; емкость для воды; кисточки.

Зрительный ряд: слайдовая презентация (Рубенс "Мать и дети", Б. Неменский "Тишина",икона «Владимирская Богоматерь» и т.д.)

Литературный ряд: отрывок стихотворения А.Н.Плещеева «В бурю»

Музыкальный ряд: церковные песнопения, шедевры классической музыки (сборник),

  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Проверка готовности учащихся к уроку

Концентрация внимания учащихся, настрой учащихся на восприятие музыки и слайдовой презентации.

Помочь детям в обобщении просмотренного материала, в выявлении  темы урока. Познакомить с задачами урока.

Самоконтроль

Слушают музыку ,   смотрят репродукции картин,  настраиваются на дальнейшее восприятие материала.

Выявляют тему, знакомятся с задачами урока.

провожу обязательно в самом начале каждого урока

Сначала звучит музыка, слайдовая презентация появляется позже.

2. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Развитие у учащихся чувства восхищения матерью.

1.Зачитать отрывок стихотворения А.Н.Плещеева «В бурю», постараться вызвать эмоциональный отклик у детей. Объяснить незнакомые слова.

2.Обсудить с детьми пословицы и поговорки на данную тему.

3.Посмотреть с детьми репродукции картин художников, на которых изображены мать и дитя; рассмотреть иконы с изображением Богоматери. Обсудить с детьми увиденное, помочь сделать выводы.

Слушают стихотворение, размышляют над прочитанным, отвечают на вопросы учителя.

Объясняют смысл пословиц, приводят примеры.

Смотрят слайдовую презентацию, обсуждают , делают выводы.

объяснительно-иллюстрационный метод

Стихотворение лучше зачитать под музыку (эмоциональный настрой).  Слово «лампада» проиллюстрировать на слайде, «молитва» - прослушать небольшой отрывок «Молитвы матери».

Обратить внимание учащихся на то, как нужно изобразить мать и дитя, чтобы показать бережное отношение к ребенку.

Довольно сложно излагать данную тему, если в классе есть дети, воспитывающиеся без матери. Тогда,  наряду со словом «мама», предлагаю произносить «бабушка» или «сестра» (т.е. называть того, кто является опекуном ребенка).

3.Постановка художественных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Закрепление знаний о пропорциях лица человека. Построение алгоритма выполнения работы.

1.Напомнить основные правила изображения человеческого лица.

2.Определить,  чем отличается изображение лица взрослого человека, от лица ребенка.

3.Способствовать развитию зрительной памяти ребенка.

4.Воспитывать нежное отношение к близкому человеку.

Отвечают на вопросы учителя , используя изображения на слайдах.

Сравнивают изображения матери и ребенка, делают выводы.

Вспоминают характерные черты, присущие их мамам.

Закрывают глаза и представляют себя вместе с мамой.

Слайд с пропорциями лица человека. Напоминать только основные правила, более детально в старших классах.

4. Выполнение творческой работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Наблюдение и помощь при выполнении творческой работы.

Повышение эмоционального настроя с помощью музыки.

Предложить некоторым учащимся по предварительной разметке проложите тени на лице и шее, обратите внимание на веки, нос, линию губ, углубления у подбородка. Напомнить что тени прокладываются в последний момент. (дифференцированное задание).

Выполняют набросок карандашом.

Выполнение работы в цвете.

Прослушивают музыку при выполнении работы.

Напомнить о холодных и теплых цветах

Использовать классическую музыку (без слов).

5.Динамическая пауза (проводится на этапе выполнения творческой работы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Показ комплекса упражнений (двигательных, дыхательных, упражнения для глаз).

Снятие физической усталости, смена деятельности.

Выполнение комплекса упражнений.

Упражнения для глаз включить в комплекс обязательно.

6.Подведение итогов. Выставка работ. Оценивание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Подведение итогов урока. Организация выставки детских работ. Анализ работ совместно с детьми. Оценка

учителя.

 Демонстрация работ. Словесная оценка детей, самооценка,

Следить за объективностью оценивания работ.

Обязательно похвалить всех за работу на уроке.

Учебно- методическая литература:

  1. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 класса нач. шк.; Под ред. Б.М. Неменского.- М.:Просвещение, 2006
  2. Н. Н. Островская О.В. "Уроки изобразительного искусства в начальной школе" 1-4 класс.
  3. Ростовцев "Методика преподавания ИЗО в школе; 
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга первая. – М.:Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2004

Приложение:

В бурю.

(Отрывок)

Комнату лампада

Кротко озаряла,

Мать, над колыбелью

Наклонясь, стояла.

На малютку – сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,  -

Тихо песню пела:

«Ах, уймись  ты, буря,

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели.

Ты, гроза Господня,

Не буди ребенка!

Пронеситесь, тучи

Черные, сторонкой».

Спи, дитя, спокойно.

Вот гроза стихает.

Матери молитва

Сон твой охраняет.

(А.Н.Плещеев)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство и православная культура

Слайд 2

К.С.Петров-Водкин «Мать и дитя»

Слайд 3

А.Б.Маранов «Материнство»

Слайд 4

«Богоматерь Киккская » (икона)

Слайд 5

«Все народы воспевают материнство»

Слайд 7

«Казанская икона Богоматери»

Слайд 8

Б.М.Неменский «Тишина»

Слайд 9

К.С.Петров-Водкин «Мать и дитя»

Слайд 10

«Богоматерь Киккская » (икона)

Слайд 11

«Владимирская Богоматерь» (икона)

Слайд 12

А.Б.Маранов «Материнство»

Слайд 13

К. Петров - Водкин «Петроградская мадонна»

Слайд 14

Пикассо «Мать и дитя» (рисунок)

Слайд 15

С идоркин «Колыбельная»

Слайд 16

Пикассо «Мать и дитя»

Слайд 17

Пропорции лица

Слайд 18

«Все народы воспевают материнство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

урок ИЗО в 4 классе "Все народы воспевают материнство"

Урок изо в 4 классе по прорамме Б.М.Неменского...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Авторский урок. Вечные темы в искусстве. Все народы воспевают материнство.

Урок " Все народы воспевают материнство" - самый трогательный урок. Каждый учитель видит и чувствует его по-своему. Программа Б.М.Неменского даёт нам возможность испытать на уроке чувство со...

Поурочный план конспект. Тема: "Все народы воспевают материнство"

Материал по изобразительному искусству, к разделу " Искусство объединяет народы", 4 класс....

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...