Методическая разработка урока в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-ом классе по теме "Семья – хранитель духовных ценностей"
методическая разработка (5 класс)
Данная методическая разработка раскрывает вопросы формирования традиционных семейных ценностей предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В представленном материале продемонстрированы некоторые приемы и методы обучения (этическая беседа, ролевая игра, работа в группе), стратегии формирования критического мышления (мозговой штурм, кластер, чтение с пометками), а так же направления функциональной грамотности (читательская грамотность, креативное мышление), применяемые при изучении в 5–м классе темы «Семья – хранитель духовных ценностей».
Скачать:
Предварительный просмотр:
XIX ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Приволжский федеральный округ
Бузулукская епархия
Оренбургская митрополия
Регистрационный номер № 53565.2.2.2024
Методическая разработка урока в предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5-ом классе по теме "Семья – хранитель духовных ценностей"
Возраст детей: 11-12 лет
Номинация
- Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).
Информация об авторе (авторах) работы:
Разработчик: Руденко Ольга Константиновна
Место работы или род занятий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 1»
муниципального образования «город Бугуруслан»,
учитель истории и обществознания
2024 год
Методическая разработка урока в предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5-ом классе по теме "Семья – хранитель духовных ценностей"
Аннотация
2024 год объявлен в России Годом семьи, с целью популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Данная методическая разработка раскрывает вопросы формирования традиционных семейных ценностей предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В представленном материале продемонстрированы некоторые приемы и методы обучения (этическая беседа, ролевая игра, работа в группе), стратегии формирования критического мышления (мозговой штурм, кластер, чтение с пометками), а так же направления функциональной грамотности (читательская грамотность, креативное мышление), применяемые при изучении в 5–м классе темы «Семья – хранитель духовных ценностей».
Введение
Актуальность:
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает достижения и ценности духовной и социально-педагогической практики, её теоретическое осмысление, образцы и нормы педагогической деятельности, где главная цель – духовно-нравственное развитие и воспитание. Воспитание детей должно опираться не на чуждые западные традиции, а на родную культуру, на народные, в том числе и православные традиции. Православие на протяжении тысячи лет воспитывало дух российского патриотизма, сформировало замечательные черты российского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость.. В православной духовной традиции важнее всего была нравственность, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость, что позволит и сегодня уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
2024 год объявлен в России Годом семьи, с целью популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Необходимо отметить, что вопросам формирования семейных ценностей в предмете ОДНКНР уделяется особое внимание. Так, в программу 5-го класса включен Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности». На уроках рассматриваются семейные ценности, традиции и культура, как связаны Родина и семья, отражение семьи в литературе и произведениях разных видов искусства, роль трудового воспитания в истории семьи. Школьники составляют рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем из семейного архива), описывают семейное древо, семейные традиции.
Цель:
Конечно же, ведущее место в процессе духовно-нравственного воспитания был и остаётся урок. В представленной методической разработке урока в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продемонстрированы некоторые приемы и методы обучения, стратегии формирования критического мышления, а так же направления функциональной грамотности (читательская грамотность, креативное мышление), применяемые при изучении в 5–м классе темы «Семья – хранитель духовных ценностей».
Методическая разработка урока ОДНКНР
в 5-ом классе по теме "Семья – хранитель духовных ценностей"
Цель деятельности учителя: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: обучающиеся овладевают целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, счастливая семья, семейные ценности; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах
Ход урока
Этап Целеполагания
Демонстрация слайда с изображением лебединой пары, цветка ромашки – Мозговой штурм. Обучающимся предлагается уточнить, что им известно об изображении? (символы семьи)
- Как ромашка связана с сегодняшним уроком? Что означает праздник Петра и Февронии? Почему важен праздник День семьи, любви и верности? Почему на День любви и верности дарят ромашки?
(Предполагаемые ответы: 8 июля в России отмечается день семьи, любви и верности. Этот праздник появился у нас благодаря представителям Русской Православной Церкви Петру и Февронии. Именно они считаются покровителями российских семей. К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Этот душевный и радостный праздник объединяет миллионы людей по всему миру вокруг традиционных семейных ценностей, олицетворяет счастье супружеской жизни, помогает воспитывать подрастающее поколение на высоких нравственных идеалах. С семьи начинается Родина. Ромашка стала символом Дня Петра и Февронии, потому в июле в полях вовсю расцветают эти белоснежные цветочки, считающиеся воплощением светлой и чистой любви).
Обучающиеся в беседе подводятся к теме урока «Семья - хранитель духовных ценностей»
Учитель предлагает проанализировать текст притчи:
- В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь не ссорились, не ругались. Слух об этой семье дошёл до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашёл главу семьи и спросил о том, как ему удаётся сохранять гармонию в семье. Старик взял лист бумаги, что-то написал на нём, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано три слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это всё?» — удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом...»
- Согласны ли вы с главой семьи? Что вы можете добавить к сказанному им?
Обучающиеся выводят определение счастливой семьи (предполагаемые ответы: гармонии в семье помогают понимание, взаимопомощь, уважение, совместный труд, любовь и забота, почитание родителей, взрослых старших родственников)
Этап актуализации знаний
Демонстрация изображения иконы Святых Петра и Февронии:
- Что вам известно о сюжете иконы? Какое отношение она имеет к теме урока?
Ответы обучающихся учитель сопровождает предложением вспомнить о событии, используя текст учебника – смысловое чтение (формирование читательской грамотности - максимально точно и полно понять содержание текста, учесть все детали и практически осмыслить извлеченную из текста информацию).
Подготовка восприятия учащихся к работе над текстом: рассказ учителя об истории создания русским церковным писателем Ермолаем-Еразмом «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- Кем на самом деле были Петр и Феврония? На самом деле Петра звали Давид Юрьевич, а Февронию — Евфросиния. Это были совершенно реальные люди. С 1205 по 1228 год они правили Муромом. Перед смертью они постриглись в монашество под именами Петра и Февронии.
Работа над текстом произведения – прием Чтение с пометками.
Учитель (или обучающиеся) читает текст [1].
После паузы учащиеся высказывают свои мнения об услышанном:
– Понравилась ли вам повесть? Где проходило действие повести? Кто в это время правил городом? Какими качествами обладала Феврония? Найдите подтверждение в тексте. Что сделали Петр и Феврония в конце жизни? Как умерли Петр и Феврония? Какие жизненные ценности утверждаются в Повести о Петре и Февронии?
Этап открытия нового знания
На доске размещается демонстрационный стенд:
ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исх. 20, 12
- Как вы понимаете смысл заповеди? Что означает слово почитай?
На доске составляется Кластер (сбор идей). Предполагаемые ответы обучающихся: любить, ценить, уважать, беречь.
- Но всегда ли дети соблюдают почтение к родителям?
Составление ассоциативной схемы в группах Родители (Мама)
(предполагаемый ответ: свет, солнце, тепло, любовь)
Слова записываются в левой части листа, а после прочтения рассказа «Корабль – туча» заполняется правая сторона листа.
Учитель на доске выполняет общую ассоциативную схему на основе предложений каждой группы.
Смысловое чтение (формирование читательской грамотности) - рассказ И. Панькина «Корабль – туча» [2].
Обучающимся раздается 1-я часть рассказа.
Вопросы:
- Каких героев мы узнали? Как зовут мать? Что вам стало известно о ней?
Что известно о сыне? Что известно о судьбе отца?
Задание: Найдите в этом тексте ключевую фразу (работа в группах)
Представители групп озвучивают ключевые фразы и объясняют, почему именно эту фразу выбрала группа.
Если возникают вопросы, группы дискутируют и высказывают свои версии.
Вопрос: Как вы думаете, что может произойти дальше?
(Версии обсуждаются в группах. Представители групп озвучивают версии).
Учащимся дается 2-я часть рассказа.
Вопрос: Какая здесь ключевая фраза? Почему? (Работа в группах. Обмен мнениями групп)
Вопрос: Как будут дальше развиваться события? (Версии. Работа в группах. Выступления представителей)
Детям дается 3-я часть рассказа
Вопросы: Какая здесь ключевая фраза? Почему? Какую команду подали с корабля?
Дети получают 4-ю часть рассказа.
Вопросы: Какова главная мысль текста? Почему вы так считаете? (Работа в группах) Какие вопросы у вас возникли по тексту?
- Являлся ли адмирал отцом капитана? Кому, за какие заслуги давали Бриллиантовые кресты? Почему и кем была подана команда: «Снести город»? Простит ли мать сына? Ваши версии (Работа в группах)
Дети получают последнюю часть рассказа – пятую.
Вопросы: Какая мысль этой части рассказа является ключевой? Почему? (Работа в группах. Выступление представителей)
- Какие вопросы у вас возникли? Согласны ли вы с автором рассказа? (Группы обмениваются своими мыслями).
Учитель предлагает вернутся к ассоциативным схемам. Какие бы ассоциации вы бы добавили к понятию мама, прочитав рассказ «Корабль – туча»?
Дети дописывают на правой стороне ассоциации: тревога, боль, терпение и т.д.
Учитель предлагает посмотреть, какую характеристику вы давали понятию «мама» вначале? Какие ассоциации зародились у вас после прочтения рассказа о матери? Какой вывод мы можем сделать?
Организация работы в группах толкование притчи и проведение этической беседы:
Осколки доброты
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирала с песка какие-то предметы и перекладывала их в сумку. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, зубов не было. И, когда он ел, крошки падали на пол. Старика перестали за общий стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. И сказала, что теперь еду ему будут давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет, что-то сглаживает. Отец и спросил:
- Что это ты делаешь, Ваня?
А Ваня и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. И стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.
Вопросы: А вы можете представить своих родителей героями этих рассказов? А не кажется ли вам, что, что делают родители всю жизнь – это убирают «осколки» с вашего пути? Как часто вы слышите, что говорят вам ваши бабушки дедушки? Как вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? Обижали ли вы когда-либо своих стариков? Что вы сделали хорошего и доброго не только для родных, но и для других пожилых людей? Вспомните хоть одно доброе дело.
Выводы после беседы:
- Только добрые дела способны дать реальное чувство любви к старикам. «Пред лицом седого вставай и почитай…»
Раскрытие темы счастливой семьи в искусстве – живописи (креативное мышление). Учитель предлагает группам задание – по репродукциям картин и известных русских художников – ответить на вопросы: Что увидели на картине? Чем заняты персонажи картины? Какие чувства вызывает сюжет картины? Чему могут дети научиться в семье?
Этап Первичное закрепление
Учитель возвращается к вопросу о счастливой семье:
- Как в семье можно проявлять знаки внимания друг к другу?
Подводит обучающихся к ответу: даря подарки
Учитель организует проведение ролевой игры – выбор подарка. Обговаривает условие, что можно выбрать только один подарок (изображение подарка на карточках, на обратной стороне каждого подарка-карточки «Цена» подарка). Обучающиеся разбирают «подарки», а затем, узнав «цену», объясняют свое решение, готовы ли они согласиться с «ценой».
Подводится итог игры: Чему учит игра? (Предполагаемый ответ: выбор между личными желаниями и необходимостью общих семейных интересов)
Этап Итоги учебной деятельности. Рефлексия
Обучающимся предлагается закончить фразу: «Я люблю папу и маму за то, что….», «Я горжусь папой и мамой потому, что…»
Демонстрация (Выставка) работ обучающихся – поделки и рисунки – на тему «Моя семья» (опережающее задание).
Домашнее задание
Напишите письмо дорогому человеку (родителям, пожилому старшему родственнику).
Заключение
В процессе изучения на уроках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» тематического блока «Семья и духовно-нравственные ценности» в 5-ом классе возможна организация различных форм учебной деятельности: дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и другие.
На уроках проводятся беседы на этические темы, применяется диалоговая технология - обсуждение в группах, парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнения других.
Формирование читательской грамотности - смысловое чтение - развивает способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной и идейной сторон произведения. Цель такого чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, учесть все детали и практически осмыслить извлеченную из текста информацию. Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение.
Применение ИКТ дает возможность учащимся самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту.
Широко применяется технология сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса: беседа, взаимные вопросы и задания, интервью.
Обучающимся предлагаются разнообразные домашние задания: рисунки по пройденной теме, сбор материалов из дополнительных источников, подготовка презентаций и сообщений, подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок, написание мини-сочинения по теме урока.
Литература
- Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение».
- Панькин И.Ф. Легенды о матерях. Издательство: Детская литература,
Москва, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах....

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...

Программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5—6 классов
Программа по ОДНК НР для 5-6 классов образовательных организаций составлена с требованиями ФГОСООО....

Рецензия на Методическую разработку урока в предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 кл. "Семья - хранитель духовных ценностей"
Разработка «Методическая разработка урока в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5- ом классе по теме «Семья – хранитель духовных це...
