Адаптированная рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Петрова Ольга Валериевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_k_i_6_l_izo.docx121.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

               Печать3                                      

                                 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ИЗО

6 К класс

 2014– 2015 уч.год

                                                                                            Учитель труда

                                                                                            Еремеева О.В.

Москва2014-2015 уч.год

     Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации данные в специальных коррекционных программах учреждений 8 вида для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под  ред. В.В.Воронковой .

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся3., коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с   учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Материалы рекомендованы для учителей изобразительного искусства специальных коррекционных образовательных учреждений VШ вида.

Структура документа

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного  предмета, курса.
  3. Описание места учебного  предмета, курса в учебном плане.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного  предмета, курса.
  6. Содержание учебного  предмета, курса.
  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
  1. Пояснительная записка

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.

  1. Общая  характеристика учебного предмета

         Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала,  количество контрольных и проверочных работ.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является  включение следующих разделов: "Обучение композици онной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблю дении последовательности усложнения учебных задач.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных  жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства в 6 классах, состоят в том, чтобы:

–  сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

-  развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;  оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.  

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

-  моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ 

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется  в 5-6 классах  -  1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа по  изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой  –  М.:  «Просвещение», 2010 г. ) автор: И.А.Грошенков

В базисном учебном  плане для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение изобразительного искусства в 5-6  классах  основной школы отводится 34 часов в неделю 1, (34 рабочие недели).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники по чтению и развитию речи.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

         

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической  деятельности и действий с предметами, формами.

Программа  в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:
  2. Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  3. Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
  4. Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
  5. Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
  6. Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

  1. В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании

деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

  1. - воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным целостного восприятия мира;
  2. В развитии зрительной памяти,  фантазии, воображения, художественной интуиции,;
  3. В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
  4. В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

  1. В познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства

- формировать  умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать  способности к обобщению и конкретизации

- создавать  условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

  1. В коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

  1. В эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой традициям своего народа; формировать эстетический кругозор

  1. В трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.  

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов  и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется  в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.  

Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками  знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

  1. Содержание учебного предмета  «Изобразительное искусство»

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках .

Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основные формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой,  предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

-беседы об изобразительном искусстве.

№№

Вид занятий

Количество часов по классам

6 класс

1

Рисование с натуры

13

2

Декоративное рисование

11

3

Рисование на темы

6

4

Беседы об изобразительном искусстве

4

5

В том числе региональный компонент

6

Итого

34

Рисование с натуры . Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость

для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование . Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.

Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы . Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 6  классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в  которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.

Беседы об изобразительном искусстве . В 6 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

        Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.

В том числе региональный компонент(18 часов)

  1. Виды изобразительного искусства .
  2. Игрушки народов России.
  3. Художники о ВОВ.
  4. Рисование с натуры весенних цветов, занесенных в Красную книгу .
  5. Рисование с натуры овощей и фруктов .
  6. Рисование с натуры листьев  деревьев.
  7. Декоративное рисование: разработка герба родного города
  8. Русский быт в прошлом веке.
  9. Красота народного костюма.
  10. Рисование по представлению. Наброски домашних животных.
  11. Рисование с натуры перелетные птиц .
  12.        Составление узора в квадрате из растительных форм. Знакомство с растениями занесенными в Красную книгу.
  13.        Рисование на тему «Городской транспорт». Виды транспорта .
  14. Рисование в квадрате узора из декоративно – переработанных природных форм ( цветы и бабочки) Насекомые  занесенные в Красную книгу.

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

–   отработка графических умений и навыков;

–   практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом  построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

6 класс

Рисование с натуры.

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Декоративное рисование.

Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование на темы.

Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.        

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Примерная тематика заданий:

  1. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки»
  2. Составление сетчатого узора для детской ткани ( стилизация форм)
  3. Рисование несложного натюрморта из фруктов
  4. Рисование несложного натюрморта из овощей,
  5. Декоративное рисование – составление симметричного узора.
  6. Декоративное рисование – составление эскиза для значка
  7. Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
  8. Рисование с натуры игрушек.
  9. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала
  10. Рисование на тему «Что мы видели на стройке».
  11. Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства»
  12. Рисование новогодней открытки.
  13. Изготовление новогодних карнавальных масок.
  14. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.
  15. Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»
  16. Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
  17. Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление, в т.ч. региональный компонент
  18. Рисование «ленточного» шрифта по клеткам
  19. Иллюстрирование отрывка литературного произведения.
  20. Рисование по памяти и представлению.
  21. Рисование с натуры птиц, в т. ч. региональный компонент.
  22. Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».
  23. Рисование с натуры предмета шаровидной формы.
  24. Беседа об изобразительном искусстве «О Великой Отечественной войне
  25. Декоративное оформление почтового конверта

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

      Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

        Кабинет «изобразительного искусства» соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)

  1. Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета  (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)
  2. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом (п. 5.1)
  3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде полос (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
  4. В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска (п. 5.3).
  5. Ученическая мебель изготовлена из материалов  безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
  6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
  7. Кабинет имеет  естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
  8. В кабинете используется ТСО: компьютер,  проектор. (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)

Учебно-методическая и справочная литература.

Вид методического пособия

Наименование

Автор, издательство, год издания

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII  вида:

Изобразительное искусство и художественный труд.

Под руководством Воронковой

1-9  класс Просвещение 2010

(автор Грошенков И.А.)

Поурочные планы.

Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл

Волглград: Учитель 2008

Дополните-льная литература

Изобразительное искусство.1-2кл.

Кузин В.С.,КубышеваВ.С

М: Дрофа, 2002

Изобразительное искусство и методика преподования. Соколова М.С.

М -2003

М: Дрофа, 2002М: Дрофа, 2002

Планируемые результаты изучения учебного предмета

6 класс

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов  и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров

Нормы и критерии оценок .

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно ешает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.


 

                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                        ПО ИЗО  НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

     

                              В 6 «К» КЛАССЕ

Тема

Дата

1

1.Вводное занятие ,Беседа на тему»Декоративно-прикладное искусство»Рисование декоративных цветов.

0509.

2

2Декоративное рисования узора для ткани.

12.09.14

3

3.Составление вспомогательной  сетки. Рисов повтор мотивов.

17.09

4

4.Рисование натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко, груша)

19.09.14

5

5.Рисование натюрморта, состоящего из фруктов и овощей (морковь, огурец, апельсин.)

26.09.14

6

6.Составление эскиза знака — эмблемы.

03.10.14

7

7.Рисование с натуры пятиконечной звезды.

10.10.14

8

8.Рисование на тему :»Мир и согласие на планете земля».

17.10.14

9

9.Рисование с натуры детской игрушки.

24.10

2 четверть.

 Тема

дата

1

10.Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

12.11.13

2

11.Рисование на тему :»Строительство нового дома».

19.11

3

12.Рисование новогодней открытки.

26.11

4

13.Рисование снежинки. Декоративное рисование.

03.12

5

14.Рисование снеговика с натуры.

10.12

6

15.Рисование карнавальных  масок.

17.12

7

16.Рисование новогоднего плаката.

24.12

Второе полугодие

Тема

Дата

1

17.Вводное занятие. Беседа об искусстве .Рисование с натуры кружки.  

14.01.14

2

18.Рисование с натуры предмета целидрической  формы (кастрюли).

21.01

3

19.Рисование с натуры сосуда.

28.01

4

20.Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета.

04.02

5

21.Рисование с натуры аквариума.

11.02

6

22.Составление эскиза заголовка стеной газеты.

18.02

7

23.Рисование с натуры кормушки для птиц.

25.02

8

24.Рисование на тему:»Мамин праздник»

04.03

9

25.Декоративное рисование в квадрате. Узор из растительных форм

11.03

10

26.Рисование с натуры пирамидки

18.03

11

27.Рисование с натуры чучела скворца

01.04

12

28.Рисование на тему: «Мы покоряем космос»

08.04

13

29.Рисование на тему «Птицы –наши друзья»

15.04

14

30.Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

22.04

15

31.Рисование на тему «День Победы»

29.04

16

32.Декоративное оформление конверта.

06.05

17

33.Рисование с натуры куклы-неваляшки.

13.05

18

34.Подведение итогов работы по рисованию.

20.05

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

               Печать3                                      

                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ИЗО

6 Л класс

 2014– 2015 уч.год

                                                                                            Учитель труда

                                                                                            Еремеева О.В.

Москва2014-2015 уч.год

   

                                        Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации данные в специальных коррекционных программах учреждений 8 вида для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под  ред. В.В.Воронковой .

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся3., коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с   учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Материалы рекомендованы для учителей изобразительного искусства специальных коррекционных образовательных учреждений VШ вида.

Структура документа

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного  предмета, курса.
  3. Описание места учебного  предмета, курса в учебном плане.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного  предмета.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного  предмета, курса.
  6. Содержание учебного  предмета, курса.
  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
  1. Пояснительная записка

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.

  1. Общая  характеристика учебного предмета

         Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала,  количество контрольных и проверочных работ.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является  включение следующих разделов: "Обучение композици онной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблю дении последовательности усложнения учебных задач.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных  жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства в 6 классах, состоят в том, чтобы:

–  сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

-  развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;  оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.  

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

-  моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ 

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется  в 5-6 классах  -  1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа по  изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой  –  М.:  «Просвещение», 2010 г. ) автор: И.А.Грошенков

В базисном учебном  плане для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение изобразительного искусства в 5-6  классах  основной школы отводится 34 часов в неделю 1, (34 рабочие недели).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники по чтению и развитию речи.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

         

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической  деятельности и действий с предметами, формами.

Программа  в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:
  2. Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  3. Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
  4. Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
  5. Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
  6. Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

  1. В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании

деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

  1. - воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным целостного восприятия мира;
  2. В развитии зрительной памяти,  фантазии, воображения, художественной интуиции,;
  3. В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
  4. В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

  1. В познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства

- формировать  умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать  способности к обобщению и конкретизации

- создавать  условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

  1. В коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

  1. В эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой традициям своего народа; формировать эстетический кругозор

  1. В трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.  

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов  и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется  в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.  

Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками  знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

  1. Содержание учебного предмета  «Изобразительное искусство»

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках .

Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основные формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой,  предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

-беседы об изобразительном искусстве.

№№

Вид занятий

Количество часов по классам

6 класс

1

Рисование с натуры

13

2

Декоративное рисование

11

3

Рисование на темы

6

4

Беседы об изобразительном искусстве

4

5

В том числе региональный компонент

6

Итого

34

Рисование с натуры . Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость

для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование . Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.

Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы . Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 6  классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в  которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.

Беседы об изобразительном искусстве . В 6 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

        Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.

В том числе региональный компонент(18 часов)

  1. Виды изобразительного искусства .
  2. Игрушки народов России.
  3. Художники о ВОВ.
  4. Рисование с натуры весенних цветов, занесенных в Красную книгу .
  5. Рисование с натуры овощей и фруктов .
  6. Рисование с натуры листьев  деревьев.
  7. Декоративное рисование: разработка герба родного города
  8. Русский быт в прошлом веке.
  9. Красота народного костюма.
  10. Рисование по представлению. Наброски домашних животных.
  11. Рисование с натуры перелетные птиц .
  12.        Составление узора в квадрате из растительных форм. Знакомство с растениями занесенными в Красную книгу.
  13.        Рисование на тему «Городской транспорт». Виды транспорта .
  14. Рисование в квадрате узора из декоративно – переработанных природных форм ( цветы и бабочки) Насекомые  занесенные в Красную книгу.

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

–   отработка графических умений и навыков;

–   практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом  построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

6 класс

Рисование с натуры.

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Декоративное рисование.

Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование на темы.

Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.        

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Примерная тематика заданий:

  1. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки»
  2. Составление сетчатого узора для детской ткани ( стилизация форм)
  3. Рисование несложного натюрморта из фруктов
  4. Рисование несложного натюрморта из овощей,
  5. Декоративное рисование – составление симметричного узора.
  6. Декоративное рисование – составление эскиза для значка
  7. Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
  8. Рисование с натуры игрушек.
  9. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала
  10. Рисование на тему «Что мы видели на стройке».
  11. Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства»
  12. Рисование новогодней открытки.
  13. Изготовление новогодних карнавальных масок.
  14. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.
  15. Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»
  16. Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
  17. Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление, в т.ч. региональный компонент
  18. Рисование «ленточного» шрифта по клеткам
  19. Иллюстрирование отрывка литературного произведения.
  20. Рисование по памяти и представлению.
  21. Рисование с натуры птиц, в т. ч. региональный компонент.
  22. Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».
  23. Рисование с натуры предмета шаровидной формы.
  24. Беседа об изобразительном искусстве «О Великой Отечественной войне
  25. Декоративное оформление почтового конверта

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

      Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

        Кабинет «изобразительного искусства» соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)

  1. Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета  (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)
  2. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом (п. 5.1)
  3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде полос (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
  4. В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска (п. 5.3).
  5. Ученическая мебель изготовлена из материалов  безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
  6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
  7. Кабинет имеет  естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
  8. В кабинете используется ТСО: компьютер,  проектор. (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)

Учебно-методическая и справочная литература.

Вид методического пособия

Наименование

Автор, издательство, год издания

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII  вида:

Изобразительное искусство и художественный труд.

Под руководством Воронковой

1-9  класс Просвещение 2010

(автор Грошенков И.А.)

Поурочные планы.

Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл

Волглград: Учитель 2008

Дополните-льная литература

Изобразительное искусство.1-2кл.

Кузин В.С.,КубышеваВ.С

М: Дрофа, 2002

Изобразительное искусство и методика преподования. Соколова М.С.

М -2003

М: Дрофа, 2002М: Дрофа, 2002

Планируемые результаты изучения учебного предмета

6 класс

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов  и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров

Нормы и критерии оценок .

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно ешает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.


 

                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                        ПО ИЗО  НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

     

                              В 6 «Л» КЛАССЕ

Тема

Дата

1

1.Вводное занятие ,Беседа на тему»Декоративно-прикладное искусство»Рисование декоративных цветов.

0509.

2

2Декоративное рисования узора для ткани.

12.09.14

3

3.Составление вспомогательной  сетки. Рисов повтор мотивов.

17.09

4

4.Рисование натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко ,груша)

19.09.14

5

5.Рисование натюрморта, состоящего из фруктов и овощей (морковь ,огурец, апельсин.)

26.09.14

6

6.Составление эскиза знака — эмблемы.

03.10.14

7

7.Рисование с натуры пятиконечной звезды.

10.10.14

8

8.Рисование на тему : «Мир и согласие на планете земля».

17.10.14

9

9.Рисование с натуры детской игрушки.

24.10

2 четверть.

 Тема

дата

1

10.Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

12.11.13

2

11.Рисование на тему :»Строительство нового дома».

19.11

3

12.Рисование новогодней открытки.

26.11

4

13.Рисование снежники. Декоративное рисование.

03.12

5

14.Рисование снеговика с натуры.

10.12

6

15.Рисование карнавальных масок.

17.12

7

16.Рисование новогоднего плаката.

24.12

Второе полугодие

Тема

Дата

1

17.Вводное занятие. Беседа об искусстве .Рисование с натуры кружки.  

14.01.14

2

18.Рисование с натуры предмета целидрической  формы (кастрюли).

21.01

3

19.Рисование с натуры сосуда.

28.01

4

20.Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета.

04.02

5

21.Рисование с натуры аквариума.

11.02

6

22.Составление эскиза заголовка стеной газеты.

18.02

7

23.Рисование с натуры кормушки для птиц.

25.02

8

24.Рисование на тему:»Мамин праздник»

04.03

9

25.Декоративное рисование в квадрате. Узор из растительных форм

11.03

10

26.Рисование с натуры пирамидки

18.03

11

27.Рисование с натуры чучела скворца

01.04

12

28.Рисование на тему: «Мы покоряем космос»

08.04

13

29.Рисование на тему «Птицы –наши друзья»

15.04

14

30.Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

22.04

15

31.Рисование на тему «День Победы»

29.04

16

32.Декоративное оформление конверта.

06.05

17

33.Рисование с натуры куклы-неваляшки.

13.05

18

34.Подведение итогов работы по рисованию.

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа 5-9 классы

Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....

Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс

Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...

Адаптированная рабочая программа для 7 класса

Адаптированная рабочая программа для 7 класса...