Рабочая программа "Художественная роспись такни. Батик"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Собиева Вера Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности декоративно-прикладного искусства "Художественная роспись ткани. Батик" отностится к художественно-эстетической направленности. Программа является авторской, для обучающихся возрастом с 9- 15 лет, сроком реализации на 1 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_rospis_tkani.batiksobieva_19-20.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 291

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                              УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                       приказом № ___ от ________

ГБОУ СОШ №291

Решение от _______                                               Директор ГБОУ СОШ №291

протокол № __                                                        _____________ .

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ. БАТИК

Возраст обучающихся: 9-15 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: учитель изо

Собиева Вера Михайловна

Программа разработана в 2019 году

Санкт – Петербург

2019 год

                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: художественная

Актуальность: Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру народов. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Отличительные особенности программы: при ограниченном времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и художественную роспись по ткани. Важным аспектом программы является реализация интересов и потребностей детей и взрослых в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность. Особое внимание уделяется умениям и навыкам, которые могут быть использованы в практической деятельности, процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и произведений современности. Учащиеся знакомятся с историей искусства росписи ткани, художественными традициями в этой области, реализуют свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. Программа «Художественная роспись ткани» включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани. В процессе обучения используются современные художественные материалы и технологии декорирования ткани. В процессе решения технических и творческих задач учащиеся получают знания по технологии батика, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и инструментами. Изучают основные способы и приёмы выполнения росписи ткани, расширяют и углубляют знания по цветоведению и декоративной композиции.

Адресат программы: учащиеся 9-15 лет

Объем и срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на один учебный год. 

Продолжительность освоения 144 часов. 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом не менее 10 мин.     

Цель:

Развить творческие способности, через искусство.

Задачи:

Обучающие:

        — сформировать знания, умения и навыки в работе по росписи ткани;

— обучить технике росписи, тонкостям и нюансам;

— обучить основам композиции и цветоведения.

Воспитательные:

— воспитать стремления к разумной организации своего свободного времени;

—воспитать умение работать в коллективе и помогать друг другу;

воспитать общественную активность и инициативы, патриотизма и гражданской позиции.

Развивающие:

— развить эмоциональную сферу средствами художественной выразительности батика;

— развить творческие ,востребованности личности, способность самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи;

— развить самостоятельность в творческом подходе к работе.

     Организационно – педагогические условия реализации программы

Условия набора в коллектив    -  принимаются все желающие от 9-15 лет

Условия формирования группы - программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными учащимися от 9-15 лет.

Количество детей в группе -15 человек.

Особенности организации образовательного процесса – обусловлены её практической значимостью: занимаясь вхудожественной мастерской, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в выставочной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы).

Этапы работы по программе:      

1 этап

(начальный)

3 мес

Обучение основным приемам и навыкам росписи, знакомство с общими сведениями о батике.

2 этап

(основной)

3 мес

Закрепление и совершенствование знаний особенностей используемого материала в работе, различные эффекты и устранение ошибок.

3 этап (заключительный)

3 мес

Овладение самостоятельной деятельности ученика под руководством педагога.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями художественной росписи ткани Батик, техникой безопасности обращения с принадлежностями. Под руководством преподавателя совершенствуют свой художественный опыт.

На втором этапе

Учащиеся закрепляют знания  об особенностях используемого в работе материала, совершенствуют навыки в пользовании основными инструментами, работа с различными эффектами и устранением ошибок, также даются основы цветоведения, композиции и рисунка.

На третьем этапе

Учащиеся занимаются в основном творческой деятельность под руководством педагога, работа по индивидуальным темам.

Формы проведения занятий -        

1.Теоретические занятия:

  • обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях изобразительного искусства, современного искусства; знакомство с творчеством разных художников;
  • теоретические сведения о различных художественных жанрах, их характерных особенностях, различиях и сходстве;
  • теоретические знания по цветоведению и композиции..

2.Практические занятия:

Занятия проводятся по следующим дисциплинам:

  • художественное мастерство Батик;
  • декоративная композиция;
  • эскиз;
  • освоение художественных жанров;
  • Подбор гармоничной цветовой гаммы.

3.Индивидуальные занятия:

Учитывая принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, каждому ребёнку требуются индивидуальные занятия по:

  • зарисовке основных композиционных схем;
  • упражнениям по смешиванию цветов;
  • технологии изготовления холодного батика.

Это необходимо для выравнивания возможностей детей.

4. Конкурсные и выставочные занятия подготовка и публичное представление:

  • конкурсных работ;
  • тематических выставок.

Это способствует закреплению изученного материала, даёт учащимся возможность поделиться своими знаниями и творческими успехами с публикой. Конкурсы и выставки играют большую роль в психологическом становлении личности – умение сосредоточиться, сконцентрироваться, делиться опытом с другими.

5.Игровые занятия:

  • игры – конкурсы на усвоение материала;
  • импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки работ.

6. Экскурсионные занятия:

посещение музеев

Формы организации деятельности учащихся на занятии - в ходе реализации программы сочетается групповая (коллективная) и индивидуальная работа.

Материально – техническое обеспечение:

Материально - техническое оснащение художественной мастерской должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Оснащение мастерской  следующее:

-кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук;

-стол педагога - 1 штука;

-интерактивная доска - 1 штука;

 -меловая или маркерная доска - 1 штука;

-ноутбук - 1 штука;

- колонки- 1 штука.

Материально-техническое обеспечение учеников:

Подрамник;

Ткань(х\б или атлас);

Канцелярские кнопки;

Кисти разных размеров;

Резерв;

Краски «Батик»;

Соль крупная;

Мочевина;

Контур по ткани.

Кадровое обеспечение – педагог руководитель объединения, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

•        обладает специальным художественно-педагогическим образованием;

•        владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;

•        знает физиологию и психологию детского возраста;

•        умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

•        умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

•        умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников.

                                           Планируемые результаты

Предметные

- устойчивый интерес к изобразительному искусству и различным видам творческой деятельности;

-общее понятие о значении искусства в жизни человека,

-знание основных закономерностей изобразительного искусства на   примере пройденных художественных произведений, общее представление о творческой картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

- по истечении срока обучения (1 год) по программе Художественная роспись ткани «Батик», получив знания и навыки, учащиеся имеют возможность реализовать свои умения в жизни.

Личностные

- развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) мастерства;

- позитивная самооценка своих творческих возможностей.

-  Учащиеся занимающиеся по данной программе участвуют в районных, конкурсах, в мероприятиях школы, а также знакомятся с работами других детей, что безусловно, расширяет кругозор, эстетически развивает их, будит инициативу и стремление к самосовершенствованию.

Метапредметные

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в творческой жизни класса, школы, города и др.;

-опыт полученный в мастерской художественной росписи ткани (умение свободно выражать свои чувства в работе, самостоятельно заниматься  оформлением работы, правильно использовать художественные навыки) будет востребован в жизни и поможет чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на выбор профессии.

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

                                                   УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Содержание и виды работы

Теория

Практика

Всего

часов

Формы промежуточной аттестации

 и контроля

1.

Выразительные свойства

2

 

2

Беседа

2.

Батик. Его особенности

3

13

16

Беседа, практика,

выставка, просмотр

3.

Холодный батик

3

15

18

Беседа, практика, выставка, просмотр

4.

Композиция

4

20

24

Беседа, практика, выставка, просмотр

5.

Цвет

5

25

30

Беседа, практика, выставка, просмотр

6.

Русские мотивы

3

5

8

Беседа, практика, выставка, просмотр

7.

Весенние мотивы в художественной росписи ткани

7

39

46

Беседа, практика, выставка, просмотр, учебное тестирование, поощрение

8.

Итого

27

117

144

                 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 291

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТ                                                                                     УТВЕРЖДЕН

Протоколом педагогического совета                                      приказом № ___ от ______20__г

№___от_____________2017г                                                    Директор  ГБОУ СОШ № 291

                                                                                      __________

                             КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

                             к программе «Художественная роспись ткани. Батик»

                                          на 2019-2020 учебный год

Год обучения

Дата начала

обучения

по программе

Дата окончания обучения

По программе 

Всего учебных

недель

Кол-во

учебных часов

Режим

занятий

1

С 2.09.2019г

 25.05.2020 

      36 

     144

2 раза в неделю

по 2 академических часа 

II. Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

-Входной контроль - проводится при формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной   деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка: (сентябрь)

-Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года (декабрь)

-Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка (май)

Формы проведения диагностики и контроля:

-Наблюдение детей в процессе учебных занятий, выставок, конкурсов.

-Открытые занятия (контрольные, итоговые) для родителей, педагогов, специалистов, администрации.

-Сравнительный анализ.

III.      Режим работы в период школьных каникул:

Занятия проводятся по расписанию в форме групповых занятий, участия в изобразительной деятельности, конкурсах и выставках художественного творчества.  


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ. БАТИК»

Цель:

Развить творческие способности, через искусство.

Задачи:

Обучающие:

        — сформировать знания, умения и навыки в работе по росписи ткани;

— обучить технике росписи, тонкостям и нюансам;

— обучить основам композиции и цветоведения.

Воспитательные:

— воспитать стремления к разумной организации своего свободного времени;

—воспитать умение работать в коллективе и помогать друг другу;

воспитать общественную активность и инициативы, патриотизма и гражданской позиции.

Развивающие:

— развить эмоциональную сферу средствами художественной выразительности батика;

— развить творческие ,востребованности личности, способность самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи;

— развить самостоятельность в творческом подходе к работе.

Особенность программы обучения:

Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы в своих произведениях.

Ожидаемые результаты обучения

Должен знать:

-  понятия: батик, основные, дополнительные и родственные цвета, цветовой круг, цветовой контраст, теплые и холодные цвета, композиция, перспектива, первый и второй планы, центр композиции, подрамник, набивной рисунок, свободная роспись, эскиз, холодный батик, техника гутта, резерв, трубочка ;

- разнообразие материалов и изобразительные средства;

-виды,  правила и способы обработки тканей для росписи, ее натягивание на подрамник

-технологию изготовления холодного батика;

Должен уметь:

- правильно организовывать рабочее место;

- использовать правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции ;

- выполнять роспись по ткани способом холодного батика;

        - составлять композицию, учитывая законы композиции;

- правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу;

- решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом, делая наброски с натуры и по наблюдению;

- проявлять творчество в создании работ, самостоятельно завершать работу.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 291

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТ                                                                УТВЕРЖДЕН

Протоколом педагогического совета                     приказом № ___ от ______20__г

№___от_____________2017г                                  Директор  ГБОУ СОШ № 291

                                                                                __________

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН

Программа: Художественная роспись ткани. Батик

Группа: №1

Педагог дополнительного образования: Собиева Вера Михайловна

п/п

Даты

                             Темы

  Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

        Раздел 1:        «Выразительные свойства» - 2ч

1.

5.09

Вводное занятие. Батик

Техника   безопасности по охране труда.

       2ч

        Раздел 2 : « Батик.Его особенности» -16 ч

 2.

7.09

Точка, линии, пятно.Холодный батик. Инструменты и материалы. Эффекты холодного батика

   1ч

3.

12.09

Холодный батик. Инструменты и материалы. Эффекты холодного батика

4.

14.09

Холодный батик декоративное изображение осени. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.

5.

19.09

Холодный батик декоративное изображение осени. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.

6.

21.09

Холодный батик декоративное изображение осени. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.

7.

26.09

Холодный батик. Композиция «Ваза с цветами». Роспись.

8.

28.09

Холодный батик. Композиция «Ваза с цветами». Роспись.

9.

3.10

Холодный батик. Композиция «Ваза с цветами». Роспись.

10.

5.10

Основы цветоведения. Холодный батик. Композиция «Морские жители». Роспись.

11.

10.10

Основы цветоведения. Холодный батик. Композиция «Морские жители». Роспись.

12.

12.10

Основы цветоведения. Холодный батик. Композиция «Морские жители». Роспись.

13.

17.10

Холодный батик. Композиция «Снегирь».

14.

19.10

Холодный батик. Композиция «Снегирь».

15.

24.10

Холодный батик. Композиция «Снегирь».

16.

26.10

Холодный батик. Композиция «Снегопад». Роспись.

17.

31.10

Холодный батик. Композиция «Снегопад». Роспись.

18.

2.11

Холодный батик. Композиция «Снегопад». Роспись. Подготовка к просмотру.

19.

7.11

Композиционный центр. Доминанта в композиции «Конек-Горбунок». Холодный батик.

20.

9.11

Композиционный центр. Доминанта в композиции «Конек-Горбунок». Холодный батик.

21.

14.11

Композиционный центр. Доминанта в композиции «Конек-Горбунок». Холодный батик.

22.

16.11

Холодный батик. Композиция «Портрет Снегурочки»

23.

21.11

Холодный батик. Композиция «Портрет Снегурочки»

24.

23.11

Холодный батик. Композиция «Портрет Снегурочки»

25.

28.11

Динамичная композиция на тему «Времена года»

26.

30.11

Динамичная композиция на тему «Времена года»

27.

5.12

Динамичная композиция на тему «Времена года»

28.

7.12

Холодный батик. Композиционный узор «Снежинки».

29.

12.12

Холодный батик. Композиционный узор «Снежинки».

30.

14.12

Холодный батик. Композиционный узор «Снежинки». Подготовка к просмотру.

Раздел 5. «Цвет» - 30ч

31.

19.12

Дополнительные и родственные цвета. Композиция «Зимний сон»

  1ч

32.

21.12

Дополнительные и родственные цвета. Композиция «Зимний сон»

 

33.

26.12

Дополнительные и родственные цвета. Композиция «Зимний сон»

34.

28.12

Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. «Новогодние украшения»

35.

9.01

Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. «Новогодние украшения»

36.

11.01

Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. «Новогодние украшения»

37.

16.01

Цвет. Теплые и холодные цвета, Композиция «Хамелион».

38.

18.01

Цвет. Теплые и холодные цвета, Композиция «Хамелион».

39.

23.01

Цвет. Теплые и холодные цвета, Композиция «Хамелион».

40.

25.01

Цвет. Эффект оверлеппинга. Композиция «Натюрморт»

41.

30.01

Цвет. Эффект оверлеппинга. Композиция «Натюрморт»

42.

1.02

Цвет. Эффект оверлеппинга. Композиция «Натюрморт»

43.

6.02

Холодный батик. Композиция «Мы в цирке»

44.

8.02

Холодный батик. Композиция «Мы в цирке»

45.

13.02

Холодный батик. Композиция «Мы в цирке». Подготовка к просмотру

              Раздел 6: «Русские мотивы» - 8ч

46.

15.02

Холодный батик. Композиция «Русские красавицы»

   

    1ч

47.

20.02

Холодный батик. Композиция «Русские красавицы»

48.

22.02

Холодный батик. Композиция «Русские красавицы»

49.

27.02

 Композиция «Ягодное лукошко. Русский орнамент» Коллективная работа.  Подготовка к просмотру

            Раздел 7: «Весенние мотивы в  художественной росписи ткани» - 46ч

50.

1.03

Холодный батик. Самостоятельный выбор цветовой гаммы. Композиция «Павлин»

51.

6.03

Холодный батик. Самостоятельный выбор цветовой гаммы. Композиция «Павлин»

52.

13.03

Холодный батик. Самостоятельный выбор цветовой гаммы. Композиция «Павлин»

53.

15.03

Холодный батик «Весеннее настроение»

54.

20.03

Холодный батик «Весеннее настроение»

 2ч

55.

22.03

Холодный батик «Весеннее настроение»

56.

27.03

Холодный батик. Композиция «Звездное небо»

57.

29.03

Холодный батик. Композиция «Звездное небо»

58.

3.04

Холодный батик. Композиция «Звездное небо»

59.

5.04

Холодный батик. Композиция «Кувшинки»

60.

10.04

Холодный батик. Композиция «Кувшинки»

61.

12.04

Холодный батик. Композиция «Кувшинки»

62.

17.04

Холодный батик. Композиция «Бабочки»

63.

19.04

Холодный батик. Композиция «Бабочки»

64.

24.04

Холодный батик. Композиция «Бабочки»

65.

26.04

Симметричная и асимметричная композиция «Домашние любимцы»

66.

3.05

Симметричная и асимметричная композиция «Домашние любимцы»

67.

8.05

Симметричная и асимметричная композиция «Домашние любимцы»

2 ч

68.

10.05

Композиция «Лето»

69.

15.05

Композиция «Лето»

70.

17.05

Композиция «Лето»

71.

22.05

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

72.

24.05

итоговое занятие

                               ИТОГО

27

 117

144

ПЛАН УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

1.

Выставка ко дню учителя

№ 1

октябрь

ГБОУ СОШ №291

2.

Выставка ко дню матери

№ 1

ноябрь

ГБОУ СОШ №291

3.

Выставка к новогодним праздникам

№ 1

декабрь

ГБОУ СОШ №291

4.

Выставка ко Дню защитника Отечества

№ 1

февраль

ГБОУ СОШ №291

5.

Выставка к Международному Женскому Дню

№ 1

Март

ГБОУ СОШ №291

6.

Выставка ко Дню Космонавтики

№ 1

Апрель

ГБОУ СОШ №291

7.

 Выставка ко Дню Победы

№ 1

май

ГБОУ СОШ №291

8

Отчетная выставка

ОДОД

№ 1

май

ГБОУ СОШ №291

ПЛАН РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

1.

Родительское собрание

Тема: «О задачах кружка в новом учебном году, планирование совместной работы. Выбор родительского комитета»

      №1

сентябрь

ГБОУ СОШ №291 Нач.шк. каб.      № 421

2.

Выставка ко дню матери

     № 1

ноябрь

Актовый зал ГБОУ СОШ №291

3.

Выставка к новогодним праздникам

     № 1

декабрь

ГБОУ СОШ №291 Нач.шк. каб.      № 421

4.

Выставка ко Дню защитника Отечества

    № 1

февраль

Актовый зал ГБОУ СОШ №291

5.

Выставка к Международному Женскому Дню

    № 1

март

Актовый зал ГБОУ СОШ №291

6.

Выставка ко Дню Космонавтики

    № 1

май

Актовый зал ГБОУ СОШ №291

7.

Родительское собрание по итогам года

    № 1

май

ГБОУ СОШ №291 Нач.шк. каб.      № 421

8.

Итоговый просмотр и награждение активных учеников

   №1

май

ГБОУ СОШ №291 Нач.шк. каб.      № 421

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Комплектование группы: тестовые методики с детьми, проверка художественных способностей. Родительское собрание  

 -организационные моменты, обсуждение расписания, учебной нагрузки детей. Вопрос взаимодействия родителей с деятельностью детей. (2 часа)

1.Тема: «Выразительные свойства» 2 часа.

 Теория (2 ч)

 - инструктаж по охране труда,      

 - постановка художественной задачи,

 - расширение представления об изобразительном искусстве, декоративно прикладном искусстве.

2.Тема: «Батик. Его особенности» 16 часов.

Теория (3ч)

 - разновидности ДПИ

-батик, инструменты и материалы

-композиция

-понятие эскиз

Практика (13 ч)

 - просмотр дидактического наглядного материала

- практика создания различных эффектов в батике

-практика подготовки рабочего места

-подготовка ткани к росписи

-роспись ткани

3.Тема: «Холодный батик» 18 часов

Теория (3 ч)

- знакомство с техникой холодный батик и в теории горячий батик

-батик в повседневной жизни

- первичное понятие о цветоведении

Практика (15 ч)

 - практиктические знания в художественной росписи ткани

-упражнения в технике исполнения батик

-отработка на аккуратное и безошибочное исполнение росписи

-практика в коллективной работе

- упражнение на фантазию, умение передавать в работе настроение и характер произведения работы

4.Тема: «Композиция» 24 часов

Теория (4ч)

-знакомство с понятием композиция, композиционный центр

-хитрости композиции

-понятие сюжет в изобразительном искусстве

-динамичная и статичная композиция

-сюжет и композиция

-просмотр картин великих и современных художников

Практика (20ч)

 -просмотр картин великих художников

-создание грамотно построенных эскизов к работе

-индивидуальная работа над созданием батика по эскизу

- применение теоретических знаний о динамичной и статичной композиции

5. Тема :«Цвет» 30 часов

Теория (5ч)

- основы цветоведения

-спектр, цветовой круг

-теплые и холодные цвета

-влияние цвета

-просмотр картин великих художников

Практика (25ч)

 -практика в создании теплохолодной композиции;

 -индивидуальный подбор цветовой гаммы к работе,

 -индивидуальная работа с обучающимися по составлению эскиза к работе,

 -введение тренировочных занятий по формированию навыков художественного мастерства,

 -индивидуальная работа с обучающимися по созданию художественного образа.

-точно передавать ритмический рисунок эскиза, вести свою мелодическую линию, передавать в исполнении характер произведения.

-выразительно выполнять все нюансы в исполнении.

-продолжать работу над развитием способности с помощью набросков и эскизов, эмоционально доносить до зрителя содержание и характер исполняемой работы.

- Индивидуальная  и самостоятельная работа под наблюдением педагога.

6.Тема: «Русские мотивы» 8 часов

Теория (3ч)

 -знакомство с понятием жанры в изобразительном искусстве

-русское народное творчество

-просмотр работ современных художников

Практика (5ч)

 - отработка полученных знаний о русском народном творчестве

-создание эскизов с использованием русского народного орнамента

-роспись ткани по теме

-отработка на аккуратное исполнение

-индивидуальная работа под руководством педагога

7.Тема: «Весенние мотивы в художественной росписи ткани» - 46 часов

Теория (7ч)

-закрепление полученных знаний, путем опроса

-закрепление темы цвет, цветовая гамма

-повторение построения композиции

-композиция и фантазия

-просмотр картин современных художников

 Практика (39ч)

- отработка предыдущих техник исполнения

-выполнение индивидуальных работ

-этюды и упражнения.

- выполнение работы в технике «по-сырому»

- композиционное и колористическое решение в художественной росписи ткани

 -упражнения на выполнение сочетание цветов

-художественная роспись ткани

-умение практически выполнять работу аккуратно

- распространенные ошибки росписи, способы их устранения

-приемы оформления изделия

-итоговое занятие, получение практического опыта в итоговом просмотре, учебное тестирование. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы и технологии

      Для реализации задач и содержания программы необходимо учитывать, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, художественными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития в декоративно прикладном искусстве;

-принцип гармонического воспитания личности;

-принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством росписи, от простого к сложному;

-принцип успешности;

-принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения  ребенка;

-принцип творческого развития;

-принцип доступности;

-принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

-принцип индивидуального подхода;

-принцип практической направленности.

      В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие художественной росписи ткани - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы «Художественная роспись ткани. Батик» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- технология компетентностного и деятельностного подхода.

           Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы занятия используются следующие формы работы:

1.        показ художественных приемов, правильного выполнения упражнений;

2.        просмотр изучаемых произведений, отдельных его фрагментов; техника исполнения какого-либо знаменитого художника;

3.        устный анализ увиденного произведения искусства способствует пониманию правильного восприятия, при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное знание;

4.        разучивание -  по элементам; по частям; в целом виде; разучивание художественного материала, терминов, художников;

5.        репетиционные занятия -  подготовка работ к конкурсам, выставке.

   Для освоения учащимися полного курса программы мастерской «Художественная роспись ткани. Батик» используются следующие методы:

- словесные: объяснение художественных приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся художников и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца работ, использование иллюстраций, видео примеров;

-практические: использование творческих, технически сложных упражнений и заданий;

- репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств для создания художественного образа исполняемого произведения;

- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему,  проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

-  метод импровизации: это один из основных методов программы, умение фантазировать и умело применять на практике, использование импровизации позволяет поднять художественное мастерство на новый профессиональный уровень.

         Программа является вариативной, так как темы в программе расположены таким образом, что учитель может работать как на базовом, так и на повышенном уровне. Количество часов распределено по разделам. В зависимости от подготовленности учащихся, учитель может предлагать разноуровневые задания различной степени сложности.

                      Система контроля результативности обучения

Формой оценки обучения воспитанника являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах, выставочных программах.

Формы и методы оценивания результатов:

-создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

- устный анализ творческих заданий

 -устный анализ самостоятельных работ

 -итоговая аттестация в форме диагностики – в конце года

Задачей диагностики является определение уровня начальной подготовленности учеников в сфере декоративно-прикладного совершенствования, а также уровня их психоматорного развития.

Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе их работы над заданиями.

Параметры диагностики при реализации I года обучения (144ч)

1. Знание приемов техники выполнения росписи ткани

2. Правильная подготовка рабочего места

3. Художественный навык

4. Знание художественных терминов

5. Знание художников и их произведений

6. Умение работать с эскизами

7. Знание основных технологических особенностей

8.Умение работать коллективе

Результаты в диагностической карте оцениваются в баллах:

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Критерии оценок параметров, определяющих уровень подготовленности по программе:

Параметры

1 балл

2 балла

3 балла

1

Знание приемов техники выполнения росписи ткани

Плохое знание приемов техники выполнения росписи ткани

Некоторые ошибки в знании приемов техники выполнения росписи ткани

Знание приемов техники выполнения росписи ткани

2

Правильная подготовка рабочего места

Неправильно

подготовил рабочее место

Не всегда правильно

подготавливает рабочее место

Правильно подготавливает рабочее место

3

Художественный навык

Плохо владеют художественными навыками

Не всегда старается

 над исполнением художественных навыков

Владеет художественными навыками

4

Знание художественных терминов

Не знает художественных терминов

Знание не всегда правильное художественных терминов

Знание художественных терминов

5

Знание художников и их произведений

Не знает художников и их произведения

Не всегда правильно

Определяет художников и их произведения

Знает художников и их произведения

6

Умение работать с эскизами

Плохо работает с эскизами

Испытывает

некоторые трудности

при работе с эскизами

Умеет работать с эскизами

7

Знание основных технологических особенностей

Плохие знания технологических особенностей

Недостаточные знания технологических особенностей

Хорошие знания технологических особенностей

8

Умение работать коллективе

Не умеет работать

В коллективе

Не всегда ладит в коллективноц работе

Умеет работать в коллективе


Методическое обеспечение образовательной программы

     №

Раздел

или тема программы

Форма проведения

занятий

Приемы, методы, технологии организации учебно- образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы проведения итогов

1.

Выразительные свойства

Вводное занятие. занятие – лекция

Объяснительно-

иллюстративный метод

Плакаты по охране труда,

Видео–презентация «декоративно прикладное искусство» , Приложение 1

Наблюдение,

опрос, коллективная рефлексия

2.

Батик. Его особенности

Беседа

Практические занятия

Объяснительно-

иллюстративный метод

тестовая методика

Плакаты

Презентации - «Батик», «Отличительные особенности», «Дары природы»

Наглядное пособие- инструменты и материалы батик, декоративное изображение овощей, ягод, грибов.

Электронные наглядные пособия картин художников,

Необходимые инструменты и материалы для создания работ,

Электронный тест. Приложение 1

Наблюдение, опрос

Диагностика

3.

Холодный батик

Занятия – презентации

Практическиезанятия

Метод

наблюдения

Метод

самоконтроля

Видео-урок «мастер класс исполнения художественной росписи ткани»

Презентации «Ваза с цветами», «Северное сияние», «Сказочный лес», «Птицы»,

Наглядное пособие цветов, птиц, северного сияния, знаков зодиака,

Картины великих художников в электронном виде

Инструменты и материалы для росписи. Приложение 1

Наблюдение педагога

Диагностика

4.

Композиция

Практические  и  игровые занятия

 Беседа

Частично-

поисковый

метод

Демонстрационный

Визуальное

наблюдение

Презентация-«Композиционный центр»

Наглядные пособия картины художников

Инструменты и материалы для росписи

Меловая или маркерная доска,

Сюжетная иллюстрация,

Презентация – «Роль сюжета в изобразительном искусстве». Приложение 1

Наблюдение педагога

Самоанализ

Диагностика

5.

Цвет

Беседа,

Практические занятия

Словесный

Творческий

Частично-

поисковый

метод

Игровой метод

Презентации – «Цветовая гамма», «Цветовой круг», «Теплые холодные цвета»,» Эффект оверлеппинга»

Видео уроки- Манеры исполнения Батик

Методическое пособие: «Аленький цветочек», «Новогодние украшения», «Синие цветы», «Зимние птицы», «Мы в цирке», «Натюрморт», «Поздравляем мужчин». Приложение 1

Наблюдение педагога

Самоанализ

Диагностика

6.

Русские мотивы

Практические занятия, беседа

Словесный: беседа, объяснение, диалог;

Практический-роспись ткани,

Репродуктивный: просмотр картин,

анализ художественного произведения.

Видео «Русское народное творчество Карточки –русский народный орнамент, узор

Декоративно-прикладное творчество на Руси

Презентации - «Русская народная красавица»,

«Ягодное лукошко»,

Наглядное пособие ягод, фруктов и овощей. Приложение 1

Наблюдение, опрос

Диагностика

7.

Весенние мотивы в художественной росписи ткани

Практические  и игровые занятия, беседа

Словесный: беседа, объяснение, диалог;

Практический- роспись ткани;

Репродуктивный; Наглядный –показ педагогом; анализ художественных произведений картин.

Презентации «8 марта», «Оттепель», «Весеннее настроение», «На небе радуга-дуга», «Звездное небо», «Знаки зодиака», «Кувшинки», «Цветочный луг», «Домашние любимцы», «Лето»

Наглядные пособия –животных, кувшинок, звездного неба. Приложение 1

Диагностика

Исполнение

репертуара

Творческий отчёт Итоговое занятие

Подведение итогов

Словесный: беседа, объяснение, диалог;

Методика тестирования;

Практический: диагностика освоения программы

Компьютер

Электронный тест

Грамоты

Диагностика

Награждение

Лучших учащихся


                                    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Нормативная база

1. Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

2.СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41), изменения от 1 марта 2017 года.

Для педагога

1. Гильман, Р. А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р. А. Гильман. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 160с.

2. Давыдов, С. Энциклопедия. Батик-техника, приемы, изделия / С. Давыдов. — М.: АСТ - ПРЕССКНИГА, 2005. — 184 с.

3. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. — М.: ОАО Радуга, 2006. — 160 с.

4. Искусство батика / пер. Е. Успенская.— М.: «Внешсигма», 2000. — 111 с.

5. Кожохина, С. К. Все о картинах на ткани / С. К. Кожохина. — Ярославль: Академия развития, 2000. — 144 с.

6. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко.— М.: ВЛАДОС, 2007. — 144 с.

7. Синеглазова, М. А. Распишем ткань сами / М. А. Синеглазова. — М.: ПрофИздат, 2000. — 96 с.

8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учеб. для уч-ся 5-8 кл. в 4 ч. / Н. М. Сокольникова.— Обнинск: Титул, 1999. — ч. 3: Основы композиции.— 80 с.

9. Сахута, Я. М. Беларускае народнае мастацтва / Я. М. Сахута. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 1997. — 268с.

10. Учебные программы для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности. — Минск: Национальный институт образования, 2007. — 197 с.

Для обучающихся

Словарь технических терминов и приемов. Приложение1

Бандан – индийское название техники крашения ткани, разновидность узелкового батика.

Батик – технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ba» – хлопчатобумажная ткань, а «tik» точка или капля.

Витражный (классический) батик – роспись ткани, где все детали рисунка имеют контурную обводку резервирующим составом и расписываются красками строго внутри резервной линии. В результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой.

Вливание цвета в цвет – акварельный эффект в месте слияния двух красок, когда они перетекают одна в другую. Этот прием позволяет выполнить плавный переход между красителями различного тона и цвета. Следует помнить о законах цветоделения и подбирать гамму так, чтобы при смешении на стыках получался красивый сложный цвет, а не грязь.

Водяная баня – приспособление, состоящее из двух подходящих по размеру емкостей, которое используется для поддержания в горячем состоянии восковой массы для горячего батика. В большую емкость наливается вода, а в меньшую кладется вещество, которому необходима постоянная температура.

Выпаривание парафина – удаление парафина из ткани горячим утюгом через насколько слоев пористой бумаги. Гладят расписанную ткань утюгом до тех пор, пока на бумаге не перестанут проступать жирные пятна от парафина.

Графический декор – графические средства, такие, как линия, штрих, точка, и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности.

Грунтовка – покрытие ткани специальным составом, который уменьшает впитывание красок. Ткань грунтуется при письме в технике свободной росписи (в качестве грунтовки используется солевой раствор, раствор желатина, крахмала).

Декоративный натюрморт – рисунок натюрморта с изменением формы объектов, использованием активных цветовых контрастов, введением декоративного контура. Стилизация объектов натюрморта может идти по пути предельного упрощения и доведения изображений до предметных символов, а может осуществляться за счет усложнения формы и активного наполнения ее декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.

Загустка красок – густые краски используют для свободной росписи ткани и для печати штампами. Добавляют загустку непосредственно в краситель. В качестве сгущающего вещества используют желатин, крахмал или резерв.

Картон – четкий рисунок одной линией на бумаге в натуральную величину, изображение композиции, которое переводится на ткань.

Кракле – один из приемов техники горячего батика, при котором на ткани образуется сетка трещин. Данный прием может дополнять уже имеющийся на ткани рисунок, а так же является отдельным эффектным элементом композиции. Образуется на ткани при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве. Получают кракле, безжалостно комкая руками ткань с нанесенным парафином, в процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель.

Куколка - завязанная различными способами ткань, подготовленная к окрашиванию.

Незамкнутая графика – роспись без использования замкнутых плоскостей (контуров изображения), резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

Оверлеппинг – частичное совпадение форм или наложение одной формы на другую. Возникающая при этом неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, ближнего и дальнего в композиции.

Подрамник – рама, которая применяется для натяжения расписываемой ткани. Особенностью подрамника является то, что с внутренней стороны реек имеется скос. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы. Подрамники могут быть разъемные.

Подсветка – прием, который позволяет  перевести рисунок на ткань или проверить замкнутость контура в холодном батике.

Посыпка солью – способ росписи ткани, при котором крупные или мелкие кристаллы соли наносятся на отдельные участки работы. Через несколько минут под кристаллами образуются более темные подтеки краски: соль притягивает краску, а фон вокруг высветляется. После высыхания ткани на ней появляются красивые цветовые эффекты. При этом соль необходимо наносить на достаточно влажную ткань; после ее высыхания необходимо аккуратно убрать кристаллы соли.

Посыпка сухими красителями – способ получения определенных эффектов в росписи  ткани, когда влажная ткань посыпается сухим красителем. При умеренной влажности ткани аккуратно насыпанный краситель образует красивые, похожие на перья радиальные потеки, расходящиеся от самого влажного места в стороны. Краситель насыпают буквально по крупинке, осторожно постукивая пальцем по пакетику.

Принт – изображение (рисунок, надпись или фото), нанесенное определенным способом на ткань (прямая печать на ткани), бумагу или другую поверхность.

Прошивной батик - прием, который используется в узелковом батике. Ткань прошивается по линии узора и сильно стягивается. После этого ткань окунается в краситель. После крашения получаются очень красивые неповторимые узоры.

«Пятновая»  открытка – небольшой квадрат красиво расписанной ткани, оформленный в виде открытки. Выполненная на ткани в любой технике свободная, абстрактная, ни на что конкретное не похожая роспись, с использованием посыпки солью, сухим красителем и т. д.

Растяжка цвета по тону – плавный переход  от светлого к более насыщенному тону одного цвета.

Резерв – состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи.

Роспись по сырому – техника росписи по влажной ткани. Данная техника придает работе нежность, воздушность и мягкость цветовых переходов.

Свободная роспись – основана на принципе работы по сырому. В этом случае не пользуются резервами, а действуют на ткани так же, как при рисовании акварелью на бумаге. Наиболее четкие детали прописывают полусухой кистью по почти просохшей ткани.

Складной батик – геометрические узоры, полученные при окрашивании ткани, сложенной различными способами.

Скрытый резерв – нанесение линий резерва таким образом, что они, выполняя свою функцию, будут совершенно незаметны. При применении скрытых контуров краска наносится по одну сторону от разъединяющей линии. Очередная линия резерва наносится только после нанесения очередного слоя краски. Используется при технике послойной росписи. Основной принцип ведения работы от светлого к темному.

Стилизация  – декоративное обобщение изображаемых объектов (живой и неживой природы) при помощи ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений, благодаря которым изображение приобретает признаки повышенной декоративности.

Трафарет – лист плотной бумаги, пергамента, тонкого пластика или картона с прорезанным рисунком. Рисунок может быть простым, а может представлять собой орнамент с тонкой внутренней разработкой. Все детали рисунка должны соединяться между собой тонкими перемычками, чтобы рисунок не развалился. Желательно, чтобы перемычки органично вписывались в сюжет.

Трубочка – инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика. Трубочка изготавливается из стекла, имеет загнутый конец и резервуар для резерва в нижней трети.

Узелковый батик – одна из техник батика, которая предполагает окрашивание  ткани с помощью узлов и жгутов, завязанных на ткани и создающих узор.

Эскиз – проработанный рисунок композиции, который в окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.

Штамп – все, что может оставлять отпечаток. В качестве штампов можно использовать любой подручный материал – пробки, детали конструктора, колечки, всевозможные формочки для печенья, зубчатые колеса, надетые на ось. Штампом может служить веревка, намотанная на бутылку или на плоский кусок картона, пуговицы, шляпка болта, гвоздя, косой или круглый срез веревки, плетеный пояс, срезы фруктов и овощей, листья растений с хорошо выраженными прожилками. Делая пробные отпечатки, можно создать целую картотеку фрагментов, из которых потом будут составлены орнаменты.

Интернет источники

  1. http://www.art-mozaika.ru/batik.php?page=2
  2. http://www.vestiario.ru/articles/
  3. http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Батик/
  5. http://wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручная роспись ткани. Батик

Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...

Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"

Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....

Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"

Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росп...

Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"

Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....

презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"

Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...

Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»

Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...