Ручная роспись ткани. Батик
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon художественная роспись ткани57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №27 -28

Подготовила учитель технологии высшей категории МАОУ « Гимназия №1» г Бугуруслан.

Гажала Ольга Александровна                    ДАТА _____________________________

Тема

Художественная обработка ткани.

Цель  

Организовать деятельность обучающихся по изучению художественной росписи тканей

Задачи

  Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей «батик».

  Ознакомить с видами ручной росписи тканей.

  Изучить технологии горячего, холодного, узелкового батика и свободной росписи.

  Освоить технологию холодного батика с последующим выполнением проекта.

  Ознакомиться с профессией художника росписи по ткани.

Основное содержание темы, термины и понятия

Ручная роспись тканей; батик: горячий, холодный, узелковый; свободная роспись; резервирование; «кракле» (кракелюры, набрызг, роспись  по сырой ткани; художник росписи  по ткани.

Оборудование

 Учебник технология Н.В.Синица (парагр.23 стр 109-115) рабочая тетрадь, презентация «Батик» проектор  работы в технике батика ткань для росписи, пяльцы, набор красок для росписи тканей, эскизы рисунков для росписи, карандаш, черная гелевая ручка.

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- знать историю художественной росписи ткани

 - знать виды художественной росписи  тканей

  -знать технологию выполнения холодного батика

- знать технику безопасности при выполнении росписи

-

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о художественных ремеслах  и профессиях в данной сфере деятельности.

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, ответственность за качество своей деятельности

Регулятивные: технологическая последовательность в выполнении задания, прогнозирование и контроль качества своей работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выбор  наиболее рациональных способов определения состава волокон и проведение сравнительного анализа свойств тканей

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

 Изобразительное искусство, история,  география

Групповая,

Учебник, инструкционные карты, презентация по теме урока, проектор, наглядные пособия, дополнительная литература, ткань, краски для росписи тканей, акварельные краски, пяльцы, эскизы рисунков на бумаге, простой карандаш, утюг.

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

1. Приветствие.

Актуализация прежних знаний.

Повторение пройденного материала.

 -Каким характеристикам должна соответствовать ткань для прямой юбки?. ( должна хорошо сохранять форму прямого изделия, т. е должна быть более плотной. Например шерсть, лен и другие )

 -Применение каких операций в процессе изготовления изделия влияет на качество изделия? (влажно -

 тепловая обработка швов и узлов изготавливаемого изделия.)

 - Перечислите операции, которые входят в обработку боковых срезов юбки? (сметывание, стачивание, выравнивание припусков шва, обметывание срезов, удаление сметочной строчки, приутюживание а затем разутюживание)

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

      Посмотрите на слайд (слайд1), что вы можете сказать об этом ( предполагаемый ответ: на слайде представлены модели одежды ,  ткани которых выполнены ручной росписью»  Мы можем рисовать на бумаге, на песке, на снегу но чтобы создавать различные предметы с элементами ручной росписи  по ткани  что нам необходимо сегодня изучить.

 

     

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

 Называем тему урока. Проводится обсуждение. ( слайд1)

Формулируем задачи урока: (слайд2)

  Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей «батик».

  Ознакомить с видами ручной росписи тканей.

  Изучить технологии горячего, холодного, узелкового батика и свободной росписи.

  Освоить технологию холодного батика с последующим выполнением проекта.

  Ознакомиться с профессией художника росписи по ткани.

       Изучение данной темы мы осуществим  в процессе выполнения мини – проекта.

  Для этого разделимся на2 группы. Каждая группа получит папку с различной информацией

  ( Организация групп, выдача рабочих папок с материалами.)

   Просмотр учащимися рабочих папок с материалами.

    Технические сведения

   - История возникновения и развития ручной художественной росписи ткани ( информация с опережающим

    заданием  представлена ученицей)

   -Виды художественной росписи (показ презентации)

   - Этапы проекта. (слайд 3) схема обдумывания в приложении  №2 папки с материалами

    - Материалы и инструменты

    - Организация рабочего места

    - Техника безопасности

    - материал  по теме урока

   

  Вопрос к учащимся: Охарактеризовать  горячий батик;

                                      Чем характерен холодный батик?

                                      Чем характеризуется узелковый батик?

                                        Охарактеризуйте свободную роспись ткани

       

 

 Физкультминутка

   Подготовка к проекту     У нас созданы 2 команды . Для каждой команды подготовлены  рабочие папки, причем содержание материалов в папках одинаковое для всех. Задача команды отобрать нужный материал для своей работы. Открываем папки, знакомимся с содержанием папки. В первую очередь с листом №1)

    Далее команда выбирает капитана, а капитан в свою очередь, согласно планированию разбивает свою команду на подгруппы, где определяются технологи, исследователи и эксперты. Капитан представляет свою команду, указывая роль каждого.

     Учитель: « Задачи каждой команды отобрать нужный материал для своего проекта. Выполнить практическую работу и подготовить мини – проект к защите.

      Вопрос учащимся  - Что такое проект?  ( Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения и при консультации учителя.)

    Раскрываем этапы проекта ( на экране)

    1.Организационно – подготовительный ( исследовательский)( Исследователи выполняют работу по пунктам проекта.

        - Раскрыть потребность в изделии

        - Цель, которую хотели бы достичь

        - Формулировка задач

        - Предложение идей ( эскизы)

        - Обоснование выбранной идеи ( проработка)

        - Критерии, которым должно соответствовать изделие

        - Изучить историю

        - Материалы и инструменты

      -  Безопасность работы.

       

   Практическая работа .

  1. Технологическая часть

    (Технологи изучают инструкционные карты и выполняют практическую работу)

     Работа по инструкционным картам. Раскрыть способы выполнения работы

   3 Заключительная часть. Анализ.

     В работу включаются эксперты, которые следили за тем как выполняется  практическая работа, т.е. ее технологическая часть. И как готовился проект, одновременно изучая со всеми членами команды весь подготовленный материал. На основании полученных результатов делают выводы и анализируют:

      - что получилось

      - чего достигли

       - причины неудач

        - раскрытие проблемы

     

      Дается реклама, демонстрируются готовые изделия, идет защита мини – проектов,

    оцениваются результаты.

     

     

  Заключение.

   

 

  Подведем итог урока : Цели урока достигнуты. На уроке изучена история художественной   росписи ткани и ее виды. Изучена технология горячего, холодного, узелкового «батика» и свободной росписи ткани. Подготовлен мини – проект в технике холодного батика.

  Домашнее задание изучить параф23.Продолжить работу над мини – проектом.

   По выбору:

  1. Подготовить информацию о профессии: «художник росписи по ткани»
  2. Составить тест по теме 7 -10 вопросов
  3. Составить кросворд.

   

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"

Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Конспект урока "Ручная роспись тканей. Виды батика"

Это план-конспект урока деятельностной направленности по формированию универсальной учебной деятельности на уроках технологии в 7 классе. В беседе с учащимися используются проблемные и репродуктивные ...

Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"

Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росп...

Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"

Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....

презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"

Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...

План-конспект урока по теме: «Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».

Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...