Программа по ИЗО 5-8 ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Родионова Екатерина Александровна

           Настоящая программа по изобразительному искусству для 5- 8 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы:
         -  Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012;

- Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011.Регистрационный № 19993);
        -  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

         - Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года);        
         - Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др;

       - Основная образовательная программа МБОУ Киевской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2015.№1);

         -  Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : – М. :Просвещение, 2011.

         - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по изо 5-8 класс ФГОС66.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Настоящая программа по изобразительному искусству для 5- 8 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы:
        -  Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012;

- Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011.Регистрационный № 19993);
       -  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

         - Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года);        
        - Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др;

       - Основная образовательная программа МБОУ Киевской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2015.№1);

         -  Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : – М. :Просвещение, 2011.

         - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности. Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

Задачами курса являются:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства. Изображения в зрелищных  экранных искусствах. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
  • работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
  • отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • определять последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
  • учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров.
  • самостоятельно  определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные:

  • добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • реализация проектно-исследовательской деятельности.
  • создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
  • добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;
  • выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою мысль посредством рисунка;
  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • доносить свою позицию до других, уметь убеждать;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культур;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
  • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5 класс

Ученик научится:

- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, знать несколько народных художественных промыслов России;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора.

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Ученик получит возможность научиться:

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.)

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.

- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

- анализировать средства выразительности, используемые мастерами народного декоративно прикладного искусства и современного декоративного искусства.

6 класс

Ученик научится:

- понимать значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- понимать изобразительное искусство во все времена и  иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- определять выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- владеть различными художественных материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа.

Ученик получит возможность научиться:

-анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

 - понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

- создавать творческие композиционные работы вразныхматериалах с натуры, по памяти и по воображению;

7 класс

Ученик научится:

-анализировать произведения архитектуры и дизайна: определять место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику:

- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начала их социальную роль:

- определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства:

- научится конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, использовать в макетных и графических композициях ритм, линию, объем, статику и динамику тектоники и фактур:

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами, а так- же использовать разнообразные художественные материалы.

Ученик получит возможность научиться:

- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры, узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- применять творческий опыт разработки художественного проектасоздания композиции на определенную тему;создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

8 класс

Ученик научится:

-понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

-различать особенности художественной фотографии;различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

-понимать изобразительную природу экранных искусств;различать понятия: игровой и документальный фильм;

-называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино.

- усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка).

Ученик получит возможность научиться:

- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;понимать основы искусства телевидения;

- видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Содержание учебного предмета

5 класс

 «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч)

Древние корни народного искусства (9 часов).

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.        

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (7 часов).

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор - человек, общество, время (10 часов).

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире (9 часов).

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер.

6 класс

 «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 часов)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объёмные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт (7часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Образ человека - главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж  (9 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж - большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 часов)

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и

архитектуры (9 часов)

Основы композиции в конструктивных искусствах.

 Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

Объект и  пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объёмов.  Понятие модуля.

Важнейшие  архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал.  

Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека  (11 часов)

Город сквозь времена и страны.Образы материальной культуры прошлого.  

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты – архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.  

Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя – моделируешь мир.

8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часа)

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9 часов)

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

 Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.

Сценография — искусство и производство.

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, илиМагическое «если бы».

Привет  от  Карабаса_Барабаса!Художник в театре кукол.

Третий  звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов)

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факти его компьютерная трактовка.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(11 часов)

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма имонтаж. Пространство и время в кино.

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчествов игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа.Искусство анимации или когдахудожник больше, чем художник.

 Живые рисунки на твоём компьютере.        

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов)

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Жизнь  врасплох,  или  Киноглаз.

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше?Современныеформы экранного языка.

В  царстве  кривых  зеркал,  или  Вечные  истины  искусства.

        

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

Разделы (ч)

Примерная программа

Классы (ч)

5

6

7

8

1

Древние корни народного искусства (8 часов).

8

9

2

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

8

7

3

Декор - человек, общество, время (11 часов).

12

10

4

Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

7

8

5

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

8

9

6

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

8

7

7

Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

12

10

8

Человек и пространство. Пейзаж  (7 часов)

7

9

9

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов)

8

9

10

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

8

8

11

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека  (11 часов)

12

11

12

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)

7

7

13

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)

8

9

14

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)

8

8

15

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)

12

11

16

Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель (7 ч)

7

7

Итого

140

140

Общая характеристика учебного предмета.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

 Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

          Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Тема 8 класса -  «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семьеуже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Всевиды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

          Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

5 КЛАСС

           «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК»35 часов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программа для  5 класса ориентирована на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Древние корни народного искусства. (9 часов) 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декор, человек, общество, время» (10 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

6 КЛАСС

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир  наших вещей. Натюрморт. (7 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

7 КЛАСС

«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 ч)

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ»

        Художник - дизайн – архитектура. ( 9 часов)

 Данный раздел посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — архитектуре и дизайну и их месту в семье уже знакомых нам пластических искусств (изобразительные, декоративные). Это виды связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет видимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архитектура как искусство возникла с зарождением человеческого общества. Первобытные жилые постройки и ритуальные сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи) доносят до нас формы и содержание взаимоотношений и миропонимания людей тех веков.

       Язык этого вида искусства всегда строился и строится ныне на организации пространства (здания, города, села, парка) и его проживании человеком. В основе по разному  используемые одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем), пространство, фактура цвет.  Дизайн как искусство возник в XX в. Дизайн ныне имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира. От одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится организация.например, парков, выставок, памятников и т. д.  Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет).

Художественный язык конструктивных искусств.В мире вещей и зданий (8 часов)

  Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видовкомпозиционного творчества. Принципы пространственно—объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Город сквозь времена и страны (11часов)

Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен как в языке этих искусств, так и в основах их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры(7 часов)

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

8 КЛАСС

"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ , КИНО , НА ТЕЛЕВИДЕНИИ "   (35ч)

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9часов)

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент  единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы  театрального макетирования. Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность  современных сценических зрелищ.

       Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.эволюция изобразительных искусств и технологий. (8 часов)

Опыт изобразительного искусства -  фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно -  выразительные средства в фотографии. Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Возможности компьютера в обработке фотографий.

      Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11часов)

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение -  эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в  фильме. Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

 Телевидение–пространство, культуры? Экран– искусство – зритель (7 часов)

Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное  средство. Актуальность и необходимость зрительской  творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

5кл

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Древние корни народного искусства.

Связь времен в народном искусстве.

Декор – человек, общество, время.

Декоративное искусство в современном мире.

35

9

7

10

9

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; знать особенности крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов; знать несколько народных художественных промыслов России, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома);

создавать собственные композиции в традиции народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;уметь передавать в рисунках единство формы и декора (на доступном возрасту уровне);создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);владеть практическими навыками выразительного использования цвета, фактуры, формы, объема, пространства в процессе создания плоскостных или объемных композиций в материале.

2

6  класс

Изобразительное искусство в жизни человека.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Человек и пространство. Пейзаж.

35

9

7

10

9

знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; знать о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики; знать о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства своего края; знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, форма, перспектива); знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; работать с натуры в живописи и графике, обладать первичными навыками лепки; передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица; передавать пространственные планы в живописи и графике с применением первичных знаний линейной и воздушной перспективы; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления

3

7  класс

Дизайн и архитектура в жизни человека

Дизайн и архитектура  – конструктивные искусства в ряду               пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

35

9

8

11

7

 создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.

4

8  класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.

Художник и искусство театра.роль изображения в синтетических искусствах

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.эволюция изобразительных искусств и технологий.

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель

35

9

8

11

7

определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств изобразительная природа фотографии, театра, кино; определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;  применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др; использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;  применять в работе над цифровой фотографией; понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС

Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы: Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2014.

Основной целью является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской (по ФГОС с УУД)

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в виде таблицы с указанием УУД....

Рабочая программа по предмету «Геометрия» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО

Предмет «Геометрия» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана  на изучение геометрии в 7-9 классах отводит 2 учебных часа в ...