Главные вкладки

    Критерии оценивания на уроках изобразительного искусства.
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

    Алексеева Наталья Николаевна

    Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. 
    Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи. 
    Оценка −это словесная характеристика результатов действий. 
    Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное). 
    • Комплексный подход к оценке результатов, 
    позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 

    Достижение опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. 
    Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. 

    Характеризуется по разным признакам: 
    • внутренняя оценка и внешняя оценка; 
    • субъективные или экспертные и объективизированные методы оценивания; 
    • оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; 
    • разнообразные формы оценивания; 
    • интегральная оценка и дифференцированная оценка; 
    • самоанализ и самооценка обучающихся. 
    Наборы критериев. 
    • указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе; 
    • Устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале; 
    • Могут предлагаться как учителем, так и детьми; 
    • Используются при подсчете или ранжировании детских работ (тестов, портфолио, процесса выполнения работы). 
    Критериальное оценивание, принципы: 
    • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность; 
    • работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном; 
    • эталон известен учащимся заранее; 
    • разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; 
    • оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; 
    • общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося. 

    Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка. 
    В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. 
    Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: 
    - выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся. 
    - выделения ближайшей перспективы развития обучающихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алексеева Н. Н.,

    учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ СОШ № 3 г. Вязьмы Смоленской области.

    Критерии оценивания на уроках изобразительного искусства.

    Система оценивания на уроках изобразительного искусства. 

    Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. 
    Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи. 
    Оценка −это словесная характеристика результатов действий. 
    Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное). 
    • Комплексный подход к оценке результатов, 
    позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 

    Достижение опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. 
    Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. 

    Характеризуется по разным признакам: 
    • внутренняя оценка и внешняя оценка; 
    • субъективные или экспертные и объективизированные методы оценивания; 
    • оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; 
    • разнообразные формы оценивания; 
    • интегральная оценка и дифференцированная оценка; 
    • самоанализ и самооценка обучающихся. 
    Наборы критериев. 
    • указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе; 
    • Устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале; 
    • Могут предлагаться как учителем, так и детьми; 
    • Используются при подсчете или ранжировании детских работ (тестов, портфолио, процесса выполнения работы). 
    Критериальное оценивание, принципы: 
    • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность; 
    • работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном; 
    • эталон известен учащимся заранее; 
    • разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; 
    • оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; 
    • общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося. 

    Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка. 
    В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. 
    Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: 
    - выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся. 
    - выделения ближайшей перспективы развития обучающихся. 

    Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству. 
    1. Творческие работы. (индивидуальные и коллективные) 
    2. Выполнение и презентация проектных работ (минипроекты) 
    3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ. 
    4. Кимы. Тесты 
    5. Викторины. Кроссворды 
    6. Портфолио (Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат. ) 
    7. Комплексная итоговая работа 

    Рефлексия: 
    сегодня я узнал… 
    было интересно… 
    было трудно… 
    я выполнял задания… 
    я понял, что… 
    теперь я могу… 
    я почувствовал, что… 
    я приобрел… 
    я научился… 
    у меня получилось … 
    я смог… 
    я попробую… 
    меня удивило… 
    урок дал мне для жизни… 
    мне захотелось… 

    Лист самооценки: 
    1.На уроке я работал… - активно / пассивно 
    2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен 
    3.Урок для меня показался…- коротким / длинным 
    4.За урок я -не устал / устал 
    5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже 
    6.Материал урока мне был -понятен / не понятен 
    полезен / бесполезен 
    интересен/не интересен 

    Алгоритм самооценки 
    (вопросы, на которые отвечает ученик): 
    1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, 
    что нужно было получить в результате? 
    2. Удалось получить результат? 
    3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в 
    чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эта- 
    лон и сравнить с ним свою работу, 
    либо руководствоваться реакцией учителя и класса. 
    4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помо- 
    гал, в чём)? 
    Как ученик определит свою отметку? 
    К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять дру- 
    гие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. 
    А) Если сохранить традиционные критерии различения отметок (у 
    каждого учителя они несколько свои, но стремятся примерно к таким 
    показателям: «5» – идеально правильно выполненное задание, «4» – 
    одна-две не грубые ошибки и т.д.), то к алгоритму самооценки надо 
    добавить такие вопросы: 
    – по каким признакам мы различаем отметки? (Ученики принима- 
    ют критерии учителя); 
    – какую ты поставишь себе отметку? (Опираясь на ответы на пре- 
    дыдущие вопросы самооценки.) 
    Б) Если же полностью задействовать технологию оценивания учеб- 
    ных успехов, то после обучения детей использованию таблицы резуль- 
    татов (см. 4-е правило) и введения уровней успешности (6-е правило) 
    к алгоритму самооценки могут быть добавлены такие вопросы. 
    Продолжение алгоритма самооценки: 
    5. Какое умение развивали при выполнении задания? 
    6. Каков был уровень задачи (задания)? 
    Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только 
    «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) 
    В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам 
    нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны 
    новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повы- 
    шенный уровень) 
    Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, 
    которые на уроках не получали? (Максимальный уровень) 
    7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 
    8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, кото- 
    рую ты можешь себе поставить. 

    Алгоритм самооценки проекта. 
    1. В начале этого проекта у меня была цель: …. 
    2. Особенно хорошо мне удалось: … 
    3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: … 
    4. Свой результат могу оценить так (на выбор): 
    -Максимальный уровень -«Превосходно» 
    -Цель достигнута, и результат я оцениваю как очень высокий 
    для меня. Я удивил сам себя-Повышенный уровень-«Отлично» 
    Цель достигнута, и этот результат лучше обычного-Необходимый уровень-«Хорошо» 
    Цель достигнута, и этот результат похож на то, как я делаю обычно-«Нормально» 
    Цель достигнута не полностью, в следующий раз нужно сделать лучше-«Удовлетворительно» 
    Критерии оценки работы в группе. 
    1. Планирование. 
    2. Распределение обязанностей. 
    3. Работа по алгоритму. 
    4. Соблюдение временного режима. 
    5. Активное участие в работе группы каждого члена группы. 
    6. Креативное отношение к работе. 
    7. Самостоятельность выполнения работы. 
    8. Оригинальность работы. 
    9. Активность участия в презентации работы. 

    Карта наблюдения за работой участников группы в процессе выполнения проекта. 
    -планирование (в начале занятия , в первые 10-15 мин.) 
    -Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта (в середине занятий , по итечении 20-30 мин.) 
    - Соответствие исполнения проекта плану (ближе к концу занятия , по истечению 30-35 мин.) 
    -Контроль продвижения по заданию ( в конце занятия , в последние 5 мин.) 
    -Представление результатов (В конце занятия) 
    - Конфликты и их разрешение ( в последние 5 мин.) 
    -Особенности поведения и коммуникации учеников (в конце занятия , 5мин.) 
    Результаты голосования (после подведения итогов) 

    Лист самооценки работы в группе. 
    1.Название группы. 
    2.Фамилия имя 
    3.Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. 
    -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? 
    А) да, все работали одинаково. 
    б) нет. Работал только один. 
    В) кто-то работал больше, а кто-то меньше. 
    -Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? 
    А) работали дружно,ссор не было. 
    б) работали дружно, спорили, но не ссорились. 
    В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. 
    - Тебе понравился результат работы группы? 
    А)да, все получилось хорошо.б) нравится, но можно было бы лучше. 
    В) нет, не нравится. 
    - Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке. 
    – 0 (Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 
    10(Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась). 

    Критерии анализа художественного произведения. 
    -История создания (автор, название, время создания, сведения из биографии и пр.) 
    -Вид, жанр. 
    -Художественная техника 
    -Сюжет, образы. 
    - Композиция 
    - Колорит 
    - Прочие приемы. 
    - Стиль, направление, течение 
    - Проблематика 
    - Мастерство художника. 

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 
    • Активность участия. 
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 
    • Самостоятельность. 
    • Оригинальность суждений. 


    Критерии и система оценки творческой работы. 
    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. 
    • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 
    • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 
    • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. 


    Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ. 
    1. Компоновка листа. 
    2. Организация плоскости листа 
    - многоплановость (ближе- ниже, дальше – выше, ближе – больше, дальше – меньше, 1, 2, 3 …план); 
    - линия горизонта; 
    - способ загораживания; 
    3. Использование композиционных правил, принципов, законов: 
    - ритм; 
    - центр композиции; 
    - симметрия; 
    - асимметрия; 
    - статика; 
    - динамика; 
    - цельности; 
    - жизненности; 
    4. Линейная перспектива. 
    5. Воздушная перспектива. 
    6. Для живописи (и не только): 
    - механическое смешивание; 
    - теплые цвета; 
    - холодные цвета; 
    - многочисленность оттенков; 
    - нюансы; 
    7. Для графики (и не только) 
    - выразительность линии; 
    - выразительность пятна; 
    - растяжка тона; 
    8. Декоративная переработка форм растительного и животного мира. 
    9. Владение техникой выполнения 
    10. Оригинальность работы 
    11.Самостоятельность выполнения работы. 
    12.Законченность работы. 

    Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. 
    Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 
    Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности: 
    • Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. 
    • Программный повышенный уровень (дополнительный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний 
    • Максимальный уровень (НЕобязательный)
     решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. 

    Оценочная деятельность осуществляется на основе критериального подхода по алгоритму: каждое успешно выполненное задание (действие) оценивается в определенное количество баллов, общее количество баллов за все выполненные задания составляет 100% . Соотношение набранных баллов и максимально возможных фиксируется в виде дроби (в числителе - набранное количество, в знаменателе - возможное (максимальное) количество баллов) с последующим переводом в процентное соотношение и отметку в утвержденных документах (в дневник и рабочий журнал учителя - процентное соотношение и отметку, в официальный журнал-отметку; в Таблицу результатов достижений учащихся – процент или отметку). Задания повышенного и максимального уровней оцениваются при условии правильного выполнения учеником не менее 30% необходимого уровня. 
    Задания повышенного и максимального уровней оцениваются по отдельным шкалам, начиная с 50% выполнения заданий (выполнение заданий менее 50% не оценивается). 
    В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. Родители, совместно с учителем и учащимся периодически анализируют результаты учебной деятельности ученика, через таблицы требований. 

    Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика:
    Отметка  «5»

     - полностью справляется с поставленной целью урока;

    - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

     - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

    - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное ;

     - полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

    - вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д.

     - ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности ;

     - может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи;

     - правильно применяет приемы и изученные техники рисования;

    - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

    - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения;

    - учебная задача по методу полностью выполнена.

    Отметка «4»

     - полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

    - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

    - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее  характерное.

     - полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д.

    - при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

    - допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя;

    - работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

    - уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения);

    - учебная задача по методу выполнена.

    Отметка «3»

     - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

     - допускает неточность в изложении изученного материала.

     - основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил;

    - обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно;

    - в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя.

    - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;

    - понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки;

     - работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

     - уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения;

     - учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью)

     Отметка «2»

    - допускает грубые ошибки в ответе;

    - не справляется с поставленной целью урока;

    - обнаруживает полное незнание учебного материала.

    - обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

    - допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя.

     - не знает основных элементов процесса рисования;

     - не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.

     - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения;

    - учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью)

    - уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу сознательно не выполнялась.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

    "Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

    Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

    Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

    Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

    Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

     Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

    Критерии оценивания на уроке основ православной культуры

    Часто от учителей основ православной культуры можно слышать вопрос: «Нужна ли оценка на этом уроке? Можно ли оценивать  достижения ученика в этом предмете? Мы считаем, что не только оценка,...

    Критерии оценивания на уроках технологии

    Критерии оценивания на уроках технологии...

    Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства

    Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства...