Программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Ростовская область   Неклиновский район село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа  имени А.Д.Зеленковой

          «УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ  В-Ханжоновской СОШ

Приказ

От «_30_» августа  2019года № __

_______________________

Безуглова В.А.   

Рабочая программа

по ИЗО

Уровень  общего образования –  основное среднее, 7 класс

Количество часов – 35

Учитель Гущенко Светлана Александровна

Программа разработана на основе «Рабочей программы к предметной линии учебников Изобразительное искусство « Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс А.С.Питерских,Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского

Москва «Просвещение» 2015 год

Программа по  изобразительному  искусству  7  класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа по изобразительному  искусству  составлена на основе обязательного минимума в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 часу в неделю в 6  классе, авторской программой Б. М. Неменского   и в соответствии с выбранным учебником программой .

  • Федеральный закон об образовании №273.
  •  Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении ФКГОС начального общего, основного общего, и среднего (полного) образования.
  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
  • «О федеральном перечне учебников». Письмо департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № НТ – 136-8.
  • Образовательная программа МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2015-2016 учебный год.
  • Учебный план МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2015-2016 учебный год.

Цель программы:  развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития,, ценностно-ориентационной.

Задачи программы

1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ , результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Актуализации следующих аспектов 

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение  ребенка  видеть  мир  во  взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки обучающихся

должны знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник «Изобразительное искусство»  7  класс, Москва «Просвещение» - 2009, автор Неменский Б. М.

Список методической литературы

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1999

2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2002

3. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.

      4. Дорожкин,Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999.

5. Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

6. Дорожкин,Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

7. Жегалова С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.

   8. Неменский Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 7 класс: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

9. Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство С краткими методическими рекомендациями. 5-7 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

10. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

 

Учащиеся должны знать: 

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;  
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.  

 

Учащиеся должны уметь: 

  • конструировать   объемно-пространственные   композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты

(в графике и объеме);

  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

 Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.  

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.  

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Особенности преподавания  конструктивных искусств (архитектура и дизайн)    

 

      В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7классе они более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.

       Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.

       Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в.,  в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.        Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательно-дидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессионально-педагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.)

       ДИЗАЙН — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

       АРХИТЕКТУРА — это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

       Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

       Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира.

       В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

       УЧЕБНИК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам.

должны знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как    оценка в        начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

2.СОДЕРДАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий. (Структура заданий такова, что она может стать основой для работы и во внеурочное время, например в школе полного дня.)

       Видеоряд учебника непосредственно связан с текстом и зрительно раскрывает его содержание. Это не просто иллюстративная, а вторая содержательная линия книги. В видеоряде каждой главы даются примеры содержательных положений текста, примеры, раскрывающие существо практических заданий и методику их выполнения. Помимо этого, представлены работы учащихся (естественно, не как образцы для копирования, а как ориентиры для самостоятельного творческого решения). Внимательно рассмотрев их, ученики смогут лучше понять характер и цели своей творческой работы.

       Многие иллюстрации наглядно раскрывают этапы работы, соотношение образности и функциональности, стилевое единство формы и материала, частного и общего. Иллюстрации сопровождаются подрисуночными комментариями, уточняющими смысл приведенных примеров и объясняющими их достоинства, типовые ошибки или раскрывающими общее понимание заданий.

       Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц и клея, а также с помощью компьютера (простейшие задания — в программе Word, а более сложные, при достаточной компьютерной грамотности педагога и учащихся, — в программах Paint, Fotoshop или даже 3D Мах Auto CAD).

       Все четыре части учебника одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром конструктивных искусств. Но при этом нельзя не отметить особую значимость первой половины первой части учебника, посвященной проблеме композиции. Именно здесь закладываются основные принципы понимания гармонии и баланса масс, воплощающиеся затем в конструировании всевозможных архитектурных объектов (от дачи до небоскреба), в дизайне вещей и среды (от книги и одежды до мебели в интерьере или саду).

       На основе выполнения ребятами упражнений с прямоугольниками, пятнами и линиями учителю предстоит развить у них интуитивное чувство композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое. От мастерства педагога, от его собственной композиционной культуры зависит, станет ли освоение этого материала увлекательным творческим процессом или превратится в механическое раскладывание квадратиков. (Рекомендуем учителям перед изложением принципов построения композиции — пожалуй, наиболее сложного раздела учебника — не только определить критерии оценки ученических работ, но и предварительно выполнить эти работы самим.)

       В учебнике чередуются аналитические и проектные, индивидуальные и групповые (коллективные) работы. Каждая часть книги завершается коллективной проектной работой, в которой суммируются знания и навыки, полученные учениками в течение четверти.

       Итоговой творческой работой первой части является макетирование книги или журнала, подводящее итог изучению плоскостной композиции. В завершающем вторую часть коллективном проекте дизайна упаковки реализуется понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Итоговой работой в третьей части является коллективное проектирование фрагмента городского пространства («Города будущего», исторического ремейка или фантазийно-сказочного проекта). В этом макете воплощается умение «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком. Логическим завершением четвертой части является коллективная работа либо в жанре «Театра моды» и карнавала, либо в виде деловой игры «Моделируя себя — моделируешь мир».

       В системе заданий осуществляется постоянная смена средств художественной выразительности. Не ограничиваясь рамками непосредственно дизайна и архитектуры (графического и объемно-пространственного макетирования, проектирования стиля одежды и среды интерьера и др.), авторы предлагают задания, которые обратят внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).

       К этому же ряду заданий относится и инсталляция. Не будучи видом дизайна, инсталляция тем не менее развивает образно-ассоциативное мышление детей и формирует художественное отношение к вещи как материальному отражению времени и человека. На основе композиционно-метафорических принципов, осваиваемых учащимися в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.), создается оформление витрин, спектаклей, фотоколлажи и плакаты. Конечно, прикосновение к этим формам художественного творчества требует от самого педагога определенного уровня компетентности и понимания современного искусства. Однако опыт свидетельствует, что заинтересованность и радость школьников при выполнении подобных работ с лихвой компенсирует предварительную подготовку учителя к подобным заданиям.

       Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7—8 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.

       Программа и учебник предполагают различные варианты изучения дизайна и архитектуры. Данный курс может изучаться либо в течение двух лет (7—8 классы), либо одного 7 или 8 класса.

       В зависимости от учебных планов школы учитель сам определяет оптимальный алгоритм прохождения курса конструктивных искусств. С методической точки зрения предпочтительным является изучение в 7 классе 1-й части программы «Художник — дизайн — архитектура. Основы композиции» и 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Дидактико-содержательной основой этого года является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.

       В 8 классе излагается содержание 3-й части программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» и 4-й части «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». Раскрывается сфера применения дизайна и архитектуры в жизни человека и общества, даются знания и навыки индивидуального конструирования.

       Если при одногодичном преподавании курса предлагается выбор для работы с учениками отдельных упражнений из системы заданий, то при двухгодичном прохождении курса у учителя появляется возможность более полного и глубокого раскрытия материала и выполнения всех предлагаемых заданий. При этом абсолютно необходимым представляется повторение на первых уроках в 8 классе некоторых композиционных упражнений из 7 класса в усложненном варианте, например составление цветных и разнофигурных плоскостных композиций, упражнений на пространственное формообразование и т. д. Продолжение знакомства с конструктивными искусствами, составление проектов домов, интерьеров, витрин, одежды и т. д. должно отражать постижение основных композиционных принципов.

       В первой части учебника раскрывается применение основ композиции в графическом дизайне: плакате, открытке, книге, журнале. При их создании методически важно соблюдать стилевое единство и изобразительную выразительность композиции, поскольку при введении слов в графический эскиз (например, плаката) часто происходит подстраивание изображения под текст и разрушение собственно образно-изобразительной композиции, на чем перед этим было сосредоточено внимание учащихся.

       Вторая часть учебника раскрывает проблематику объемно-пространственной композиции. Основной содержательный посыл этой части — выявление всеобщности действия законов композиции.

       Третья часть книги посвящена социальному значению конструктивных искусств. Следует заметить, что этот учебник не содержит в полной мере истории архитектуры или дизайна. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. Дизайн раскрывается не столько как вид формотворчества, сколько как средство организации вещной среды (интерьера, города, сада).        В заключительной, четвертой части учебника акцентируется внимание на способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

 

3.Тематическое планирование

 

    На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

     Программа будет пройдена полностью за 33  часа. В соответствии с календарным – учебным планом.

№ урока

Наименование разделов и тем

 

Колво часов

 

Художник - дизайн - архитектура (9 часов)

 

 

1

Гармония. Контраст и выразительность плоскостной композиции

1

 

2

Прямые линии и организация пространства

1

 

3

Цвет - элемент композиционного творчества

1

 

4,5,6

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

3

 

7

Текст и изображение как элемент композиции

1

 

8,9

Многообразие форм полиграфического дизайна

2

 

 

В мире вещей и зданий (13 часов)

 

 

10

Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность

1

 

11,12

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

2

 

14,15

Конструкция, часть и целое. Понятие модуля

2

 

16,17

Важнейшие архитектурные элементы здания

2

 

18,19

Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени

2  

 

20,21

Роль и значение материала в конструкции

2

 

22,23

Цвет в архитектуре и дизайне

2  

 

 

Город и человек (13 часов)

 

 

24

Город сквозь времена и страны

1

 

25,26

Город сегодня и завтра

2  

 

27

Живое пространство города

1

 

28,29

Вещь в городе

2

 

30,31

Интерьер комнаты - портрет её хозяина

2

 

32,33

Мода, культура и ты

2 

 

34 ,35

Моделируя себя - моделируешь мир

2 

 

 

Итого : 35часов

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

 

 

п/п

 

Тема раздела, урока

 

 

К-во

часов

 

Дата урока

 

Цели и задачи раздела, урока

 

 

Исполбзуем ые

пед. технологии

Примечание

(Д/З, виды деят. на урок, форма урока

Тема: Художник – дизайн – архитектура (9 часов)

Раздел 1. Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах

ЗУН:  

Знать:1. Понятия – симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная композиция;

  1. Правила построения композиций;
  2. Понятия: гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение, статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции

Уметь: 1. Получать первичные навыки при построении композиционного решения в работах;              2. Владеть материалами живописи, графики и аппликации на доступном возрасту уровне

 

ОУУН:

  1. Правильно понять учебные цели и задачи;
  2. Сравнивать и проанализировать свою работу, сделать выводы и исправить недочёты и ошибки;
  3. Самостоятельно выполнить практическую работу

1

Гармония, контраст и

выразительность плоскостной композиции

1

7.09

Цель: дать понятие основных типов композиции (симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная) Задачи:  

---.научить правильно располагать геометрические фигуры на листе по правилам композиции; --- развивать ассоциативно – образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии; --- воспитывать нравственно – эстетическую отзывчивость на контрастное в жизни

 

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.20,з.3

Виды деятельности:

практическая работа – с 20, задание 1,2,3

Материалы: белая и чёрная бумага, клей, ножницы

Зрительный ряд: репродукции работ К.Малевича

2

Прямые линии и организация пространства

1

14.09

Цель: показать решение с помощью простейших композиционных элементов художественно – эмоциональных задач Задачи:  

---.научить правильно располагать полосы  на листе по правилам композиции;

--- развивать ассоциативно – образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии; --- воспитывать нравственно – эстетическую

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.22,з.3

Виды деятельности:

практическая работа – с 22, задание 1,2,3

Материалы: белая, цветная и чёрная бумага, клей, ножницы

Зрительный ряд: репродукции

отзывчивость на контрастное в жизни

 

работ К.Малевича

3

Цвет – элемент композиционног о творчества.

Свободные формы линии и пятна

1

21.09

Цель: дать понятие -  локальный цвет Задачи:

---  научить работать только двумя ахроматическими цветами;

--- развитие графических навыков и умений;

--- привитие аккуратности при выполнении работы

 

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.24,з.3

Виды деятельности:

практическая работа – с 24, задание 1

Материалы: белая,  и чёрная бумага, клей, ножницы Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов 

4,5,

6

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

3

28.09

5.10

12.10

Цель: дать понятие буквы как изобразительно – смыслового символа звука Задачи:

---  научить передавать в рисунке абстрактные формы шрифта;

--- развитие графических навыков и умений; --- привитие аккуратности при работе с различными графическими материалами

 

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.31,з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 31, задание 3

Материалы: белая, цветная и

чёрная бумага, клей, ножницы,

вырезки из журналов и газет Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов

7

Текст и изображение как элементы композиции

1

19.10

Цель: дать понятие стилистики изображения и способы их композиционного расположения Задачи:  

--- научить применять композиционное решение в пространстве плаката и открытки;

--- развитие графических навыков и умений; --- привитие аккуратности при работе с различными графическими материалами

 

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: урок - практикум

Д/З: с.39,з.2,3

Виды деятельности:

практическая работа – с 39, задание 1

Материалы: белая, цветная бумага, клей, ножницы, вырезки из журналов и газет,

фломастеры, гуашь Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов

8,9

Многообразие форм

полиграфическо го дизайна

2

26.10

2.11

Цель: закрепить  понятие стилистики изображения и способы их композиционного расположения Задачи:  

--- научить применять композиционное решение в пространстве плаката и открытки;

--- развитие графических навыков и умений; --- привитие аккуратности при работе с различными графическими материалами  

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: урок - практикум

Д/З: с.45,з.2

Виды деятельности:

практическая работа – с 45, задание 1

Материалы: белая, цветная бумага, клей, ножницы, вырезки из журналов и газет,

фломастеры, гуашь Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов

   Тема: «В мире вещей и зданий.» ( 14часов)

Раздел 2.     Тема: «Художественный язык конструктивных искусств»  

ЗУН:

Знать: 1. Понятия: рельеф, дизайн проекта, основные архитектурные элементы зданий;

  1. Функции вещей и целесообразность сочетаний объёмов;
  2. Объёмные формы предметов;  

            4.Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств;

Уметь:  1. Передавать объём композиции при помощи графических и художественных материалов;

  1. По наглядному изображению передать смысл композиции у себя в рисунке;
  2. Различать предметы в плоскости и пространстве

 

ОУУН:

1.Правильно понять учебные цели и задачи; 2.Сравнивать и проанализировать свою работу, сделать выводы и  исправить недочёты и ошибки;

        3.Самостоятельно выполнить   практическую работу

10

Объект и пространство.

Соразмерность и пропорциональн

ость

1

 16.11

Цель: дать понятие плоскостной и пространственной композиции Задачи:  

--- формирование понятия учащихся проекционной природы чертежа;

--- развитие пространственного представления; --- воспитывать чувство коллективизма при работе в парах

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: урок - практикум

Д/З: с.53,з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 53, задание 3

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь

Зрительный ряд: фотографии архитектурных объектов

11,

12

13

Взаимосвязь объектов в

архитектурном макете

3

23.11

30.11

7.12

 

Цель: дать понятие – дизайн  проекта Задачи:

--- научить соединять вспомогательные элементы в пространственной композиции;

--- развитие пространственного представления;

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: урок - практикум

Д/З: с.53,з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 53,

задание 3

--- воспитывать чувство коллективизма при работе в парах 

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь

Зрительный ряд: фотографии архитектурных объектов

14, 15

Конструкция:

часть и целое.

Понятие модуля

2

14.12

21.12

Цель: дать понятие модуля Задачи:  

--- определить влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки;

--- --- развитие пространственного представления; --- воспитывать чувство коллективизма при работе в парах

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.64,з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 64, задание 3

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь

Зрительный ряд: фотографии архитектурных объектов

16, 17

Важнейшие архитектурные элементы здания

2

28.12

11.01

Цель: познакомить детей с использованием элементов здания в макете проектируемого объекта Задачи:  

--- определить влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки;

---  развитие пространственного представления; --- воспитывать чувство коллективизма при работе в парах

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.64,з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 64, задание 3

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь

Зрительный ряд: фотографии архитектурных объектов

18, 19

Вещь как сочетание

объёмов и

материальный образ времени

2

18.01

25.01

Цель: дать понятие дизайн, функции вещи и целесообразность сочетаний объёмов Задачи:  

--- научить передавать форму цилиндра в рисунке;

--- развивать приёмы работы красками;

--- воспитывать эстетическую восприимчивость

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.75,з.2

Виды деятельности:

практическая работа – с 75, задание 1

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти

Зрительный ряд: буклеты и каталоги по дизайну

20, 21

Роль и значение материала в конструкции

2

1.02

8.02

Цель: продолжить знакомство с понятием - дизайн, функции вещи и целесообразность сочетаний объёмов Задачи:  

Личностно- ориентирова нное

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.75,з.2

--- научить передавать форму цилиндра в рисунке;

--- развивать приёмы работы красками;

--- воспитывать эстетическую восприимчивость

обучение

Виды деятельности:

практическая работа – с 75, задание 1

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти

Зрительный ряд: буклеты и каталоги по дизайну

22, 23

Цвет в архитектуре и дизайне

2

15.02

22.02

Цель: продолжить знакомство с понятием - дизайн, функции вещи и целесообразность сочетаний объёмов Задачи:  

--- научить передавать форму в рисунке при помощи цвета;

--- развивать приёмы работы красками;

--- воспитывать эстетическую восприимчивость и чувство коллективизма при работе в группах

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: комбинированный

Д/З: с.87,з.2

Виды деятельности:

практическая работа – с 87, задание 1

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти

Зрительный ряд: буклеты и каталоги по дизайну

  Тема: « Город и человек» (12 часов)

Раздел 3. «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

ЗУН:

Знать: 1.Организацию пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей;

  1. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств;
  2. Массово – промышленное производство вещей и зданий;
  3. Проживание пространства – основу образной выразительности архитектуры

Уметь: 1. Передавать в работах городское пространство, интерьер дома;

            2. воображать и придумывать композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды

ОУУН:

1.Правильно понять учебные цели и задачи; 2.Сравнивать и проанализировать свою работу, сделать выводы и  исправить недочёты и ошибки; 3.Самостоятельно выполнить   практическую работу

24

Город сквозь времена и страны.

Образностилевой язык

архитектуры прошлого

1

1.03

Цель: дать понятие – образ и стиль Задачи: 

--- знакомство с храмовой архитектурой;

--- привитие интереса к образно – стилевому языку архитектуры кА этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох;

--- воспитывать любовь к зодчеству

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: урок - экскурсия

Д/З: с.101, з.3

Виды деятельности:

практическая работа – с 101, задание 1,2

Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов

25

Город сегодня и завтра

1

15.03

Цель: продолжить знакомство с понятиями – образ и стиль

Личностно- ориентирова

Форма урока: комбинированный

Задачи: 

--- знакомство с  архитектурой старины и современной архитектурой;

--- привитие интереса к образно – стилевому языку архитектуры как  этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох;

--- воспитывать любовь к зодчеству

нное

обучение

Д/З: с.109, з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 109, задание 2,3

Зрительный ряд: фотографии архитектурных сооружений

26

Живое пространство

города. Город,

микрорайон, улица

1

 5.04

Цель: продолжить знакомство с понятиями – образ и стиль Задачи: 

--- знакомство с  архитектурой старины и современной архитектурой;

--- привитие интереса к образно – стилевому языку архитектуры как  этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох;

--- воспитывать любовь к зодчеству

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока: комбинированный

Д/З: с.115, з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 115, задание 2,3

Зрительный ряд: фотографии архитектурных сооружений

27, 28

Вещь в городе.

Роль архитектурного дизайна в

формировании городской среды

2

 

12.04

19.04

 

Цель: продолжить знакомство с понятиями – образ и стиль Задачи: 

--- научить передавать в рисунке дизайн уличных витрин;

--- развитие графических и художественных навыков, пространственное представление; --- привитие интереса к изучаемой теме

 

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.119, з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 119, задание 2,

Материалы: акварель, гуашь, альбомы

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и

дизайну

29,

30,

31

Интерьер

комнаты – портрет её  

хозяина

3

26.04

  3.05

10.05

Цель: дать понятие дизайна интерьера; Задачи:  

--- научить детей передавать в рисунке внутреннее пространство жилого помещения;

--- прививать интерес при работе с дополнительной литературой, графических навыков;

--- воспитывать чувство товарищества при работе в коллективе

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.146, з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 146, задание 2,

Материалы: акварель, гуашь, альбомы

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и

дизайну

32,33

 

 

Мода, культура и ты

 

3

 

17.05

24.05

Цель: дать понятие – целесообразность и мода Задачи:

--- научить передавать в рисунке модные элементы одежды;

--- развитие графических и художественных навыков, привитие художественного вкуса;

--- формировать умение находить красоту, гармонию и прекрасное в моделях одежды

Личностно- ориентирова нное обучение

Форма урока:

комбинированный

Д/З: с.161, з.1

Виды деятельности:

практическая работа – с 161, задание 2,

Материалы: акварель, гуашь, альбомы

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по модной одежде и

дизайну

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...