урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Холина Светлана Владимировна

Знакомство обучающихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями. Научить находить смешные, сатирические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satiricheskie_obrazy_cheloveka.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя:   Холина Светлана Владимировна

Класс: 6         Дата:17.02.2017 г.         Предмет: Изобразительное искусство

Тип урока:    Урок усвоения новых знаний

Тема:  Сатирические образы человека

Цель урока

Познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями;

Задачи урока

 Образовательные:

учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей; укреплять межпредметные связи (литература, история);

Развивающие:

- развивать эмоции учащихся;

- формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

- формировать умение находить смешные, сатирические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении;

- развивать наблюдательность, технику рисования цветными карандашами;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору;

- обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Познакомятся с приёмами художественного преувеличения и применят их, познакомятся с известными карикатуристами; научатся проявлять положительное отношение к юмору.

Метапредметные:

Познавательные: учатся определять понятия, термины.

Коммуникативные: учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией, поддерживать товарища.

Регулятивные: учатся планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему, способы достижения цели.

Личностные: 

Осознают свои интересы и цели, эмоции, учатся адекватно их выражают, понимают эмоциональное состояние других людей.

Оснащение/ресурсы урока

Мультимедийное оборудование, презентация, учебник А. Неменской «Изобразительное искусство» 6 класс, Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/ гл. ред. В. М. Полевой, репродукции различных видов карикатур, листы самооценки учащихся

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения к деятельности)

1-2 мин.

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности

Приветствие. Отметка отсутствующих.

У нас сегодня очень интересный урок. Вы готовы к работе?

 

Настраиваются на работу.

 

 

Л. - самоопределяются, самоорганизовываются.

К. - планируют совместное сотрудничество со сверстниками и с учителем.

Р. – контролируют свои действия.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

3-5 мин.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания

Посмотрите на эти портреты. Что вы можете сказать об этих портретах?  

Слайды 2 – 8

Какие ещё виды портретов вы знаете?

Что из себя представляли портреты, которые вы видели?

Все вышеперечисленные виды портрета представляют собой реалистическое изображение.

Дайте определение портрета.

Слайд 9

Портрет – это реалистическое изображение одного или нескольких людей, в котором художник, достаточно точно, передаёт сходство с внешним обликом человека и его характер.

Чем представленные портреты отличаются от предыдущих?

Слайд 10

Это карикатура.

Вы знаете, что называют карикатурой?

Чем вы можете воспользоваться, чтобы выяснить это?

Учебником, информационным столиком, дополнительной литературой, интернетом.

 Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать). Жанр изобразительного искусства, являющийся основной формой изобразительной сатиры. В сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.

Слайд 11

Посмотрите на определение. Какие слова главные?

Сформулируйте тему урока.

Сатирические образы человека

Слайд 12

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ищут информацию

 

Ответы учащихся.

П. - Синтезируют, обобщают, классифицируют знания.

Р. - Выполняют пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии

К. – Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывают разные мнения.

3.Этап выявления места и причины затруднения

2-3 мин.

Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.

У вас на столах репродукции. Внимательно рассмотрите их, вы можете сейчас назвать все виды карикатуры, особенности этих изображений?

Вам достаточно тех знаний, которые вы имеете? Какую поставите перед собой цель?

Ответы учащихся.

Определяют проблему.

П. - анализируют, синтезируют, устанавливают и формулируют проблему.

К. - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

4-6 мин

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Сформулируйте цель урока.

Слайд 13

Что необходимо сделать, чтобы разрешить затруднения?

Составить план работы, поставить задачи.

Слайд 14

Для того чтобы вы смогли решить поставленные задачи, что можно сделать?

Воспользоваться учебником, информационным столом, интернетом, спросить у учителя.

Формулируют цель урока.

Планируют деятельность в учебной ситуации; способы достижения цели.

Ответы учащихся

Л. - самоопределяются

П. – самостоятельно формулируют познавательную цель, выбирают наиболее эффективный способ решения задачи.

Р. - планируют, прогнозируют выход из проблемы.

К. -    аргументируют свою точку зрения в процессе изучения темы.

5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.

5-8 мин.

Построение учащимися нового знания и формирование умений его применять

Что называют сатирой и юмором?

Сати́ра (лат. satira) отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств людей или явлений.

Ю́мор — изображение комичных явлений, всё, что может вызывать добрую улыбку, смех и радость.

Слайд 15

Посмотрите на определение слова «карикатура». Из текста мы можем выделить виды карикатуры?

Политическая, социальная, бытовая, шарж, лубок, гротеск.

Значение каких слов вам знакомо?

 

 

Дайте определение этим видам сатиры. Подберите репродукции и продемонстрируйте их.

Значение каких слов вам не знакомо?

Шарж, лубок, гротеск.

Слайд 16

Разделимся на 2 группы. Предлагаю каждой группе найти информацию и подобрать репродукции по видам карикатуры.

 

 Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Работают группами.

Ищут информацию, подбирают репродукции.

М. - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Л. - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

М. - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

6.Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи.

4-5 мин.

Усвоение учащимися нового способа действия.

Теперь представители каждой группы поделятся с ребятами всего класса найденной информацией.

Представители группы докладывают результаты своей работы классу, остальные ученики демонстрируют подобранные репродукции.

 К. -    аргументируют свою точку зрения в процессе изучения темы.

7. Физминутка

Здоровье-сбережение учащихся

Контролирует выполнение упражнений всеми учащимися.

Выполняет упражнения.

Выполняют упражнения

Р. – контролируют свои действия.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

2-3 мин.

Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия.

Приступим к последнему пункту решения наших задач? Нужно выполнить творческое задание.

Вот так шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века Оноре Домье довел изображение до обыкновенной груши! В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

Слайд 17

Так может выглядеть дружеский шарж

Слайд 18

Посмотрите на репродукцию картины

Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

А теперь посмотрите на еще один рисунок. Что вы видите? Как изменилась репродукция?

Слайд 19

Называют отличительные особенности реалистичного рисунка и карикатуры.

Ответы учащихся.

П. - учатся видеть индивидуальный характер человека, ищут средства выразительности для его изображения.

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

10-15 мин.

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Теперь попробуйте выполнить творческое задание:

- Выполните добрый

шарж на своего товарища.

- Сделайте сатирический рисунок

литературного героя,

преувеличив его характерные

качества.

Слайд 20

Работают над рисунком

П. - учатся по-новому видеть индивидуальность человека;

- используют графические материалы в работе над рисунком;

Личностные: осознают свои эмоции понимают эмоции других людей.

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

3-5 мин.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

 Кто хочет продемонстрировать и объяснить творческие работы?

Что нового вы узнали на уроке?

Возьмите листы самоконтроля и заполните их.

Индивидуальная работа

Познавательные: делают вывод.

Коммуникативные: излагают своё мнение.

11. Домашнее задание.

2-3 мин.

К следующему уроку я прошу вас выполнить следующее задание:

- Подготовить сообщение на тему «История развития карикатурного жанра» для тех, кто заинтересовался возникновением и развитием жанра.

 

- Подготовить альбом, гуашь.

Проверьте свои знания.

Слайд 21

Индивидуальная работа.

Регулятивные: определяют задачи.