Конспект урока в 6 классе: «Образ человека- главная тема искусства»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Тарских Татьяна Владимировна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka-obraz_cheloveka-_glavnaya_tema_iskusstva.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Алтайская СОШ №2»

Учитель: Тарских Т.В.___

Категория (разряд) __1_______

Предмет    _Изобразительное искусство

Класс: 6 а, б

 Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Образ человека — главная тема в искусстве»

_Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет

Цели урока: интеллектуальное и творческое развитие учащихся в жанре портрета.

 Задачи урока:

 - дать понятие о портрете как носителе эпохи;

- знакомство с видами портрета;

-развитие наблюдательности, памяти, пространственного мышления, творческих способностей, умения анализировать.

Оборудование урока: ПК, электронные средства обучения, альбом, раздаточный материал, презентация по теме, образцы детских работ.

 Тип урока: комбинированный

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Выводы по этапу

Орг. момент

Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные результаты:

-анализировать свою деятельность;

-уметь слушать учителя.

в начале урока

Актуализация знаний   целеполагание Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод

Формы обучения: работа индивидуально, урок ознакомления с новым материалом, освоение художественного опыта на практике, создание творческой работы-проекта.

Приёмы обучения: словесно-наглядные

Использование педагогических технологий:

Здоровье-сберегающие; проблемный диалог; информационно-коммуникативные;

- создание проблемной ситуации;

- организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по изученному материалу.

Мы с вами поставили цель. А теперь ответьте на вопрос: Что такое образ?

Посмотрите на слайд (Образ — визуальный образзрительный образизображение, художественный образ- всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении), я вам буду называть характеристику образа, ваша задача дать название (например:-  создаваемый актёром, например в спектакле или кинофильм-называется…)

Молодцы, а теперь скажите, какое определение относиться к нашему предмету?

Как я поняла, мы остановились на художественном образе.

-Даю подсказку (смотрим слайд-портрет)

-Что мы видим?

- Что такое портрет?

Портрет- изображение человека, передающее внешнее сходство и отражающее внутренний мир этого человека

-Вернемся к нашей теме урока- «Образ человека — главная тема в искусстве»- и конечно же это портрет!

Портрет- это жанр изобразительного искусства.

И мы портрет рассматриваем только так: „похож“ он или „не похож“ на оригинал.

Для передачи этой «внутренней похожести», внутренней сути человека художник каждый раз ищет новые художественные средства, новый художественный язык. Автор портрета и его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. У древних народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение. По работам рука портретиста легко узнаётся по его работам.

Ставят цель, утверждают ее

Ответы:

-изображение, портрет, силуэт, т.д

-перечисляют:

-художественный образ;

-Ответы:

-портрет

 -изображение человека

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-уметь поставить перед собой цель и тему урока с помощью учителя;

-знать, как выявить вместе с учителем проблемы урока;

Познавательные УУД:

-уметь излагать своё мнение;

Коммуникативные УУД:

-знать, как вести небольшой диалог по теме урока

в процессе урока

Первичное восприятие и усвоение нового материала (правил, понятий, алгоритмов)

Дидактическая задача: открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы

Соответствие учебного материала возрастным особенностям

Методы обучения: словесные: объяснение задания; наглядные; практические; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения:  индивидуальная; в группе

Приёмы обучения: речь учителя; альбом; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: здоровье-сберегающие; информационно-коммуникативные

- Сейчас смотрим на слайд- видео.

- Мы с вами просмотрели видео-ролик, что мы увидели? (работают в паре- записывают виды портрета)

Хорошо, а какие портреты вы увидели?

Просмотр слайдов с видами.

(детский, парадный и лирический, камерный портрет, т.д.).

Теперь вы знаете, какие существуют виды портрета.

Просмотрите картины.

-А что вы увидели на слайдах картин?

- О чем, кроме самого человека может рассказать портрет?

-«Только ли внешнее сходство определяет ценность портрета как произведения искусства?

-Есть ли внешнее сходство в портретах великих мастеров этого жанра — Рафаэля, Рубенса, Клуэ?

-Мы можем предполагать, что в портретах великих мастеров, например Рафаэля, Тициана, Веласкеса или Рембрандта, сходство было достигнуто?

Хороший портрет — это не только суждение о конкретном человеке, но и представление об образе жизни людей определённой эпохи, её идеалах и представлениях о человеке.

(Портеры выражают идеалы эпохи и авторскую позицию художника)

-Вы когда-нибудь встречали эти работы?

-Вы умеете изображать портрет?

-Смотрим слайд (как и чем изображают,

 художественно-выразительные средства изображения)

- Теперь поговорим о композиции. Что такое композиция?

- Анализ детских работ. Что вы можете сказать про эти работы?

- Смотрим слайд

- Ответы: разные портреты с разными лицами, т.д.;

-перечисляют и определяют со всеми одноклассниками виды портрета, защита работы

- О времени в которое жил человек — одежда, прическа, различные предметы

-новые образы (реальные, не реальные, т.д.)

- ответы:…..

Регулятивные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

 1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные: логические – анализ с целью выделения признаков;

Общеучебные-поиск и выделение информации

Предметные результаты:

-стремиться выполнить учебную задачу урока и понимать её;

-уметь сохранять свое рабочее место в чистоте во время урока

Динамическая пауза

Видео - слайд с разминкой

Разминаются

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

(решение учебных задач повышенной трудности или практических задач)

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне  применения в изменённой ситуации.

Методы обучения: наглядные

Формы обучения: _ индивидуальная;

Приёмы обучения:  альбом; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: _ здоровьесберегающие

- Давайте внимательно рассмотрим женский портрет, что вы можете сказать о портрете?

- Кто сможет дать характеристику портрета?

(по образцу)

Теперь ваша очередь создать свои шедевры. Включайте свою фантазию и вперед!

 У нас с вами есть заготовки фигур, с помощью белой бумаги, цветной бумаги (альбомного листа и фигур), ножниц, клея карандаша, мы будем выполнять по алгоритму свои творческие работы.

-Вспомним Т.Б. работы с клеем, ножницами во время аппликации.

Алгоритм практической работы:

1. составление из фигур портрета человека

2. выделение главного

3.приклеивание деталей

4.довавление деталей при необходимости

5.Выставка работ на выбор - «Мужской или женский образ»

Индивидуальная помощь.

0тветы…

-ученик по образцу дает характеристику портрета

Учащиеся создают портреты одноклассников, друзей,  из вырезанных заранее геометрических фигур, стараясь не просто передать лицо, но и передать характер образа(женского или мужского) 

Выполнение по алгоритму задание:

(Индивидуально)

1.составление из фигур портрета человека

 2. выделение главного

3.приклеивание деталей

4.довавление деталей при необходимости

 5.Выставка работ «Мужской и женский образ»

индивидуально, работают по схеме.

- самостоятельная работа

- творческая работа

Личностные результаты:

-анализировать свою деятельность;

-уметь слушать учителя;

-уметь уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников. Предметные результаты:

-знать и осваивать работу с бумагой;

-стремиться выполнить учебную задачу урока и понимать её;

-уметь применять полученные знания в ходе творческой работы;

-уметь приготавливать рабочее место перед практической деятельностью и убирать его после работы, во время работы держать в чистоте;

-уметь опираться на полученные задания и справляться с практическим заданием.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД:

- уметь анализировать полученные знания и закрепить их во время практической работы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу и т.п.

Методы обучения: _ словесно-наглядные _

Формы обучения: _ индивидуально и коллективно 

Приёмы обучения: __схема, наглядность.

Использование педагогических технологий:  здоровьесберегающие

Личностные результаты:

-анализировать свою деятельность;

-уметь слушать учителя, одноклассников;

-уметь уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала;

Коммуникативные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание;

- знать, как вести небольшой диалог по теме урока, уметь анализировать полученные работы, в том числе и свою;

Познавательные: общеучебные

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности)

Дидактическая задача: дать анализ и оценку  успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Рефлексия

Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

-Что такое портрет?

-Вы теперь научились различать виды портрета, смотрим слайды и отвечаем.

- Назовите художественно-выразительные средства изображения портретов?

 - Проанализируйте, что у нас получилось?

- Как вы считаете, какой характер у

изображённого человека?

-Кем бы он мог быть?

-Какие у него отношения с другими людьми?»

Мы создали свой художественный образ, этот образ многое может нам рассказать о человеке (о характере, о его настроении, о его увлечениях и многое другое), самое главное внимательно в него вглядеться.

-Вернемся к цели?

- Вернемся к теме урока, почему художники –портретисты любили создавать портреты?

-Создавать можно как угодно и чем угодно.

- Каждый человек творец, умелец, художник. Самое главное желание!

-Ответы:

- Портрет — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

- Перечисляют виды портрета.

-

-У нас получились интересные образы портретов (мужские, женские, детские)

-ответы:

Ответы:

- Цель нами достигнута, мы узнали много интересного и познавательного: что такое портрет, что существуют виды портрета, о великих художниках, которые создавали портреты в разные эпохи, научились давать характеристику портрета, создали свою творческую работу в необычной технике «аппликации), теперь мы знаем, что портреты не только рисуют, но и создают в разных материалах.

-

Гигиенические требования

Соблюдение СанПиН  (температурного режима, освещенность, соответствие классной мебели)

   

      Выводы по уроку: Я создала «урок- образ» для 6 класса по теме «Образ человека — главная тема в искусстве» в разделе: «Вглядываясь в человека. Портрет». Каждый человек творец, поэтому я вижу этот урок так. Мои ребята творческие личности, художники, которые креативно мыслят и создают шедевры разными материалами, судя по их работам.

   

Приложение №1

Логотип Викисловаря

В Викисловаре есть статья «образ»

  • Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
  • Сценический образ — создаваемый актёром, например в спектакле или кинофильме.
  • Образ смерти
  • Образ (философия) — философское понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
  • Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.
  • Образ (в математике) — результат () отображения прообраза () для заданных отображения (функции) ,  и . Записывается как .
  • Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.
  • Образ диска (англ. disk image) — компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы и данных, находящихся на диске.
  • Образ оптического диска — файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска.
  • Образ ПЗУ (англ. ROM image) — файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ, например, из картриджа игровой приставки, из ПЗУ компьютера, ПЗУ игрового автомата и т. д.
  • Образ (в христианстве), икона — изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания.
  • Образ — порядок, способ, метод, организация.
  • Образ жизни — устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.
  • Образ мыслей — мировоззрение, миросозерцание, взгляды, миропонимание, взгляд на вещи, взгляд на жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО с использование метода проектов и информационно – коммуникационных технологий «Образ человека – главная тема искусства»

Тема урока: «Образ человека – главная тема искусства», 6 класс (урок  с использование метода проектов и информационно – коммуникационных технологий на уроке ИЗО)Знакомство  учащихся с и...

"Образ человека-главная тема искусства"

Презентация к уроку по изо в 6 классе . Раздел: Вглядываясь в человека. Портре в изобразительном искусстве.Тема урока: Образ человека-главная тема искусства....

"Образ человека - главная тема искусства"

Презентация по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского "Образ человека - главная тема в искусстве" (1 урок III четверть)...

Урок по ИЗО "Образ человека-главная тема искусства.Хоровод.

7 класс 1 четверть Тема "Изображение человека"...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...

Образ человека — главная тема искусства

план-конспект урока по ФГОС для первого урока знакомства с портретом в  6 классе...

Конспект урока по ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"

Конспект урока для 6 класса по изобразительному искусству "Образ человека - главная тема искусства"...