Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Рагозина Татьяна Викторовна

Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг  многослойный»;

Задачи:

 -познакомить учащихся с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный»,
-научить составлять законченную композицию по инструкционным картам;

• Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши;

• Формировать умение учащихся рисовать нетрадиционным способом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._zima-netraditsionnoe_risovanie.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по изобразительному искусству в -6 классе. 

«Формирование УУД, через освоение новой техники рисования»

Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».

Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг  многослойный»;

Задачи:

Образовательные: :

 -познакомить учащихся с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный»,
-научить составлять законченную композицию по инструкционным картам;

• Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши;

• Формировать умение учащихся рисовать нетрадиционным способом;

Развивающие:

• Развивать у учащихся эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы;

• Развивать познавательный интерес к природе, творческие способности.

Воспитательные:

• Воспитывать у учащихся любовь к природе, аккуратность в работе.

• Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования; аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;

Материал к уроку: слайд – шоу с зимними пейзажами;, зубные щётки, гуашь фиолетового, синего, голубого и белого цвета; силуэты деревьев, шаблоны сугроба, животных, палитры, белые листы, салфетки.

Предварительная работа: рисование и вырезание трафаретов-шаблонов «вытынанки»

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие

темы;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной

работы, на восприятие и понимание предложений и оценки учителя и

товарищей.

- духовно-нравственное развитие учащихся посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

- учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых

контрастах;

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои

действия в соответствии с ней;

- вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

- вырабатывать навыки оценивания своей работы.

Познавательные УУД:

- развивать творческую фантазию и чувство гармонии;

- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения

различных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

- адекватно оценивать свою роль в групповой (парной) творческой

деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные

 сформированность эстетических потребностей :

- в общении с искусством, природой,

- в творческом отношении к окружающему миру,

- в самостоятельной практической творческой деятельности;

 умение:

- сотрудничать с одноклассниками; вести диалог.

- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и

работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения;

 пополнение готовыми работами наглядно-иллюстративной копилки

класса.

Предметные . использование художественных приемов нетрадиционного рисования в технике «набрызг многослойный»

Метапредметные

 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.

умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, анализ картин и создание сюжетной композиции

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Форма урока: беседа и нетрадиционный вид рисования.

Вид деятельности: нетрадиционное рисование - рисование зубной щёткой и щетинной кистью.

Продукт деятельности: Сюжетная композиция «Зимний пейзаж»

Основные термины, понятия (теория): пейзаж, «вытынанка», «набрызг»

Практическая художественно-творческая деятельность: Выполнить живописный пейзаж рисунка в технике «набрызг многослойный».

Метод обучения: нетрадиционный (введение коллективных заданий; отказ

от традиционной работы с предварительным подбором материала,

замена кисточки щёткой; применение метода набрызга в  живописи);

словесный, наглядный, творческий, интегрированный, практический.

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, парная,

индивидуальная.

Оборудование:

Зрительный и музыкальный ряд: репродукции картин «Зима», музыка П.И. Чайковского “Времена года – декабрь”

-экран, мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,

для учителя: конспект урока, презентация с демонстрацией репродукций картин «Зима», музыка П.И. Чайковского “Времена года – декабрь”, презентация «Набрызги»-этапы выполнения творческой работы, доска, материалы –силуэты для  набрызга, краски, палитра, бумага, щётки.

для учащихся:

краски, кисти-щётки, палитра, бумага, материалы –силуэты для творческой работы набрызга, тряпочки, баночки с водой.

Оформление классной доски: карточка-понятие «набрызг; силуэты пейзажа.

Структура урока:

I. Организационная часть

II. Актуализация знаний

III. Сообщение новых знаний

IV. Практическая деятельность учащихся

V. Итог урока

План урока:

1. Организационная часть- 2-3 мин.

2. Актуализация знаний -2 мин.

3.Мотивация познавательной деятельности-5 мин.

4. Сообщение новых знаний .-постановка учебной задачи – 3-5 мин

///Физкультминутка///

5.Практическая деятельность учащихся - первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала через показ учителя и тренировочные упражнения учеников;

- приёмы повторения ранее усвоенных учебных действий необходимых и

достаточных для восприятия;

Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.

- инструктаж о последовательности работы;

 (Организационные виды деятельности в группе: постановка цели,

планирование работы, распределение работы, обсуждение проблем и выход

из них, анализ, контроль и самоконтроль, рефлексия.

Учитель: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы,

порядок работы и в случае крайней необходимости

оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом).

6. Итог урока. Рефлексия. Анализ работ. – 3-5 мин.

7.Завершение занятия. Уборка рабочих мест. - 2-3 мин.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Проверить готовность рабочих мест к уроку. Перечислить принадлежности, которые должны лежать на парте .

2.Актуализация знаний.

Ребята:. Что является выразительным средством в живописи? (Цвет)

– Что такое живопись? (Изображение красками на плоскости).

Эпиграф: Так вот ребята …нужно видеть прекрасное там, где мы хотели бы,  его показать.                                                                                                    Эжен Делакруа.

3.Мотивация познавательной деятельности.

СЛАЙД №1     Стихотворение: Если видишь- на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш- обязательно картина называется… пейзаж! -показ на экране - пейзажа.

Повторение пройденного урока: Ребята, давайте повторим- тему прошлого урока.

СЛАЙД №2    Что такое пейзаж? (Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, предметом которого является природа) –понятие на доске.

Слово «пейзаж» в переводе с франц. Означает «вид местности», «ланшафт»

Учитель: А где впервые появился «пейзаж»?

Учащиеся: в Древнем Китае ещё в 6 в. Пейзажи рисовали тушью на шёлковых свитках. Художники показывали вечно обновляющуюся природу, одухотворяя и поэтизируя её образ. 

Но впервые как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в Голландии к 17 веку.

Учитель: Какие вы знаете виды пейзажа?

СЛАЙД № 3  Виды пейзажа- городской пейзаж, сельский пейзаж, морской пейзаж, индустриальный пейзаж, парковый пейзаж, архитектурный пейзаж.

Учитель: Конечно, во все времена природа и помогала человеку познать окружающий мир и самого себя и вдохновляла его на создание прекрасного в этом мире.

4. Сообщение новых знаний

СЛАЙД № 4    Вступительная беседа –эмоциональный настрой, с музыкальным сопровождением.- показ на экране -зимнего пейзажа.

Учитель: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.

Учитель: – О каком времени года говорится в этой загадке? (О зиме)

Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой  каждого человека . Своё восхищение о зиме передают нам: поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках.

Учитель: -Ребята?  Вы  догадались, какая тема сегодняшнего урока – “Зимний пейзаж”. 

Ознакомление с зимним  пейзажем на примере картин.( Просмотр слайдов (“Зимние пейзажи”)

Учитель: – Какие цвета преобладают в зимнем времени года? (Холодная гамма)

Учитель: -Ребята посмотрите на творческие работы: Чем они отличаются друг от друга?- показ на доске творческих работ

Можно ли нарисовать рисунок красками не имея кисти? Если да, то чем можно заменить кисть?

Учащиеся: Да, руками…Можно рисовать руками, ватной палочкой, мятой бумагой.

СЛАЙД №5-6    Учитель: Сегодня, мы познакомимся с новой необычной нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный», то есть будем не  краской рисовать, а разбрызгивать её по листу бумаги Вместо кисти мы будем применять зубные щётки-понятие на доске.

Учитель: Но прежде, чем приступим  к работе, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.  Снег

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки      согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

5. Практическая деятельность учащихся

Учитель:  Для работы нам необходимы следующие художественные материалы: бумага А-4, ; гуашь ( акварель) ; зубная щётка;  палитра; кисточки; непроливайка; клеёнка или газета; салфетки сухие и влажные

СЛАЙД №7    Учитель: Какую цель мы поставим на уроке.

Постановка художественной задачи : научиться рисовать с помощью нетрадиционного приема рисования «набрызг многослойный»

Учитель:   Для этого сначала, мы составим композицию рисунка на ваших листах.

Учитель: Ребята, при рисовании  пейзажа необходимо , соблюдать законы перспективы. Какие?

Учащиеся: ЛИНЕЙНУЮ  ПЕРСПЕКТИВУ- понятие на доске.

Предметы расположенные на переднем плане, т.е ближе к нам изображаются более крупными, а на дальнем плане более мелкими.

Учитель:   да ребята, в зависимости от расположения линии горизонта будет зависеть как  расположить наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз.- показываю на творческих работах линию горизонта.

- И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры.

СЛАЙД №8     Для того, чтобы получился многослойный "набрызг", нам понадобятся трафареты –шаблоны- ВЫТЫНАНКИ –понятие на доске. Это древний славянский вид декоративно- прикладного искусства. Ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, дерева. В России - вырезка.

СЛАЙД №9-10   Учитель:   Мы с вами предварительно подготовили элементы пейзажа- вытынанки: деревья и кустарники.

А теперь выберите себе для составления композиции элементы пейзажа

 Приступаем к работе: индивидуальная работа и работа в парах .Скажите, какие цветом краски нам сегодня понадобятся? (фиолетовая, синяя, голубая( и по необходимости белая). 

Практическая часть (сопровождается мастер-классом учителя) Учитель в процессе урока помогает ребятам, если это необходимо.

СЛАЙД №11     Учитель: проведение инструктажа

1. Приступаем к работе в технике «набрызг». » Смачиваем щетку водой. Стряхиваем лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной.

2. Набираем немного краски на зубную щетку. Берём щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую. Держим щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводим стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх).

3. Брызги летят сразу на бумагу.  Напыление брызгами, должно быть легкое.

4. Стараемся направить брызги в нужном направлении и тонируем ими конкретный участок рисунка.

 Этапы выполнения творческой работы –(показ на экране)

-Показываю как разбрызгивать краску на листе

Учитель:  Рассмотрим с вами- как рисовать пейзаж поэтапно в технике «набрызг многослойный»-демонстрация  презентации

СЛАЙД №12    Первый этап: Начинаем с линии горизонта. У нас она будет чуть выше середины листа.

 -На чистый лист бумаги кладутся шаблоны-силуэты, которые должны остаться белыми (их не убираем до конца рисования). (пусть это будут избушка, дерево, ель, животное)

-Первый слой должен быть бледно – голубым, как нам его получить? (ответы учащихся).  

 Ученики: Для того, чтобы получить светлые оттенки цвета акварельные или гуашевые краски надо разбавить водой.

СЛАЙД №13    Учитель:  Используя щётку наносим первый, самый светлый слой. Равномерно набрызгайте слой краски по всей поверхности листа.  

Учитель:  Не забываем о «Законе воздушной перспективы» -понятие на доске.

Учитель: Отдалённые детали пейзажа кажутся голубоватыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся выразительно и сами предметы – объемные, многоцветные.

СЛАЙД №14  Второй этап: Поверх первых трафаретов, накладываем вторые трафареты. И наносим второй слой краски, более тёмной. Показываем лес вдали,  стволы деревьев, сугробы, к домику нарисуем дорожку. Не забудьте, что уходя вглубь, дорожка визуально сужается. Применяем  цвет- двух синих оттенков

СЛАЙД №15    Заключительный этап.  Поверх вторых трафаретов, накладываем третьи  трафареты. Третий слой краски должен быть самый тёмный. Сделайте набрызг краской фиолетового цвета. Оттеняем местами снег.

Учитель: А вам нравиться зима? (Ответы учащихся) 

Учитель: Как можно веселиться зимой? ….

Ученики: лепить снеговика, снежки, кататься на санках с горки, кататься на коньках.

Учитель: Закончили набрызг. Общий фон должен быть достаточно темным. Начинаем снимать все трафареты-шаблоны.

СЛАЙД №16    Суть многослойного набрызга в том, что под шаблонами- трафаретами, силуэты окажутся разных цветов- оттенков.

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: вместе с учениками анализирует творческие работы, выставляет оценки за работу на уроке .

Молодцы, ребята! Очень красивые пейзажи  у вас получились-           прикрепляем пейзажи на доску.

Итак, ребята:

 - Какую цель мы поставили сегодня  на уроке? (научиться рисовать в нетрадиционной  технике-«набрызг многослойный»

-Удалось нам достичь цель?( Да) Каким способом? (Способом живописной техники «набрызга многослойного»

-Какой жанр изобразительного искусства, мы сегодня с вами учились рисовать? (пейзаж)

-Какое время года на ваших рисунках? (зима)

Учитель: Ребята! Что мы ждём самого главного от зимы? Конечно же, это снега. Как называется явление, когда идёт снег? ( снегопад)

Учитель : девочки , я предлагаю  вам оценить свою деятельность. На столе у меня лежат  снежинки-по количеству набранных вами снежинок мы  определим , на сколько продуктивно вы работали на уроке и понравился ли вам  урок)        

СЛАЙД №17      Учитель: У нас получился СНЕГОПАД!!!

6. Домашнее задание. Написать зимний тематический акварельный этюд.

На этом наш урок окончен, желаю вам творческих успехов.

Учитель: А теперь, уберите свои рабочие места.

Этапы работы в технике “набрызг многослойный”

  • Смочить щетку водой.
  • Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
  • Набрать немного краски на зубную щетку.
  • Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
  • Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
  • Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

Этапы работы в технике “набрызг многослойный”

  • Смочить щетку водой.
  • Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
  • Набрать немного краски на зубную щетку.
  • Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
  • Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
  • Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию в технике "Монотипия"

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "монотипия"Монотипия относится к разновидности плоской печати.Ее можно выполнять различными материалами (акварель, гуашь, маслом ). Оттиски монотипии в...

Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».

Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг  многослойный»...

План-конспект занятия по рисованию «Александро-Невская лавра в зимнем пейзаже»

Комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творчес...

Мастер-класс по рисованию "Зимний пейзаж" в нетрадиционной технике.

Поэтапное рисование "Зимнего пейзажа" для 5 класса. Нетрадиционная техника с использование акварели и соли....