План-конспект занятия по рисованию «Александро-Невская лавра в зимнем пейзаже»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Сурвило Ирина Ивановна

Комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания). Продолжительность: 2 занятия по 2 часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Александро-Невская лавра в зимнем пейзаже»

(10-11 лет)

Тип занятия: комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания). Продолжительность: 2 занятия по 2 часа.

Цель:

  • Создание композиции русского храма на фоне зимнего пейзажа в технике гуашь на тонированной бумаге.

Задачи:

  • Обучающие:

знакомство с архитектурными особенностями монастырского комплекса Александро-Невская лавра;

познакомить детей с архитектурными элементами храма;

укрепить знания работы в технике гуашь;

научить детей пропорционально рисовать здание;

укрепить знания построения композиции.

  • Развивающие:

развитие интереса к творческой деятельности;

развитие знаний об архитектурных особенностях русского православного храма;

развитие творческих способностей при создании здания;

развитие пространственного мышления.

  • Воспитательные:

воспитание аккуратности при выполнении построения деталей и очертаний храмового сооружения;

воспитание художественного вкуса.

Оборудование:

Компьютер, проектор (или телевизор), запоминающее устройство (USB-флеш-накопитель)

Художественные материалы и техники:

  • Техника работы гуашью.
  • Материалы: тонированная бумага А3, гуашь, кисти, карандаш, , стирательные резинки, стаканчик для воды.

Зрительный ряд:

Слайды с изображением храмов и их архитектурных элементов, картины художников.

План занятия:

  • Организационный момент. (5-7 мин.)
  • Объявление темы и задач урока. (5-7 мин.)
  • Объяснение нового учебного материала. (5-10 мин.)
  • Техника безопасности. (3-5 мин.)
  • Самостоятельная работа учащихся. (70-80 мин)
  • Подведение итогов урока. Экспресс-выставка. (7-10 мин)
  • Приведение в порядок рабочего места. (3-5 мин)

Развернутый план занятия:

  •  Организационный момент:

Подготовка преподавателя: включена презентация, на столе лежат пульт и указка.

Наглядные пособия: представлены работы по этой теме.

Проверка готовности группы к занятию: расставлены стулья, мольберты, планшеты, подготовлены материалы для урока.

  • Объявление темы и задач урока:

Для активизации знаний группе задаются вопросы:

        В нашем городе нас окружает множество прекрасных соборов и храмов.

Какие из них вам больше всего нравятся? Предполагаемый ответ детей – Казанский Собор, Спас на Крови, Зимний дворец, Исаакиевский собор.

        Да, на самом деле существует множество храмов в различных архитектурных стилях, но сегодня мы познакомимся поближе с таким замечательным памятником архитектуры как Александро-Невская лавра.

        Объяснение нового учебного материала.

        (Проводится параллельно с показом зрительного ряда – слайдов)

        Кто-нибудь из вас бывал в Александро-Невской лавре?

        В центральной части Санкт-Петербурга между реками Нева, река Монастырка и Обводным каналом расположена Александро-Невская лавра  - действующий мужской монастырь и один из самых больших в городе историко-архитектурных ансамблей 18 века. Главный вход в Лавру находится в конце Невского проспекта на Площади Александра Невского. Всего через год после основания Санкт- Петербурга император Петр 1 повелел возвести мужской монастырь. Проект разработал итальянский архитектор Доминико Трезини.

        По одной из версий 15 июля 1240 года именно здесь войска русского князя Александра Ярославича одержало победу над шведами. В истории это событие известно как Невская битва. В честь этого события великий князь Александр получил имя Невский. Каждый человек при рождении приобретает своего ангела-Хранителя, который оберегает его на протяжении всей его жизни. У городов тоже есть небесные покровители. Петр 1 избрал покровителями Санкт-Петербурга двух первоверховных апостолов Петра и Павла, во имя их обоих велел освятить собор, в честь первого назвал сам город. Есть у Петербурга и другие небесные покровители. Одним из них является великий благоверный князь Александр Невский. Александр Невский — полководец, великий князь, является символом доблести и храбрости для русского народа.

        30 августа 1724 года Петр 1 лично перенес мощи благоверного князя Александра Невского из города Владимир.

  1. Главным зданием и духовным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор. Автором и руководителем строительства стал архитектор Иван Старов.
  2. Федоровский корпус 
  3. Исидоровская церковь.
  4. Двухэтажная Николо-Феодоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.А. Трезини.
  5. Южный (Семинарский) корпус
  6. Юго-Западная (Библиотечная) башня.
  7. Митрополичий корпус, где располагается резиденция митрополита.
  8. Северо-Западная (Ризничная) башня.
  9. Северный (Просфорный) корпус.
  10. . Здание Благовещенской Александро-Невской церкви самое старое на территории лавры. Верхний храм служил долгое время местом размещения мощей Александра Невского. Нижний храм был усыпальницей для русских князей.         Тут похоронен великий русский полководец Александр Суворов.
  11.  Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр "Святодуховский").
  12.  Духовской корпус (братский) также спроектировал архитектор Д. Трезини

        Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование.

        Центром нашей композиции будет Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Ее строительство велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг. Раньше в этом храме молились мастеровые люди, работавшие в Лавре. Находится она при входе в монастырский комплекс.

        Самостоятельная работа учащихся.

Учитель сообщает последовательность работы.

Сопровождается педагогическим рисунком мелом на доске.

Давайте посмотрим, из каких частей состоит храм.

(показывается схема с описанием).

                 

        Этот храм  находится на фоне парковой зоны, и наша задача также нарисовать красоту зимнего пейзажа.

        Сначала мы намечаем карандашом горизонт, церковь, пейзаж, купола виднеющихся сзади храмов, строим композицию.

        Храм делаем центром нашей композиции, достаточно большим по размеру, чтобы нарисовать его детали.

        Начинаем светотеневую моделировку гуашью. Этим мы можем добиться объема нашего изображения. Начиная с самого темного участка мы, добавляя в краску белила, добиваемся различной степени теней. (Показывается наглядно на бумаге тоновая растяжка).         Затемняем окна, двери и другие участки. Этим мы можем добиться объема нашего изображения.

         Далее белой гуашью начинаем наносить снежный покров, хлопья снега на куполе, ветках деревьев, земле, используя различные оттенки голубого, синеватого, розоватого цвета, смешав их с белилами, тем самым отражая разнообразие красочных бликов на снегу. При помощи ярких пятен показываем солнечный свет, более темных тени на снегу.  Заметим, что цветная бумага придает определенную атмосферу нашему пейзажу, играя роль теней и других эффектов.

  • Подведение итогов урока

Делается экспресс выставка.

Вопросы к группе: Чья работа нравиться и почему. Самооценка работ, дети сами выбирают самые лучшие, потом те, которые менее хорошо вышли (но чтобы никто не обиделся – сглаживаем углы, например, говорим, что работа просто не до конца доделана, советуем, как и что сделать лучше).

Обязательные вопросы группе для закрепления материала: 

Что вы узнали за сегодняшнее занятие? Предполагаемые ответы детей – из чего состоит храм, архитектурные элементы;

 Чему вы научились? Предполагаемые ответы детей – работе в технике гуашь на тонированной бумаге.

  • Критерии оценки

Композиционное расположение собора

Тоновое решение

Детализированность рисунка

Аккуратность выполнения

  • Приведение в порядок рабочего места.

Протирание мольберта, (если необходимо), складывание изобразительных и декоративных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....