Главные вкладки

    План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
    план-конспект занятия (9 класс) на тему

     Ученики познают истоки джаза и знакомятся  с основными стилями джазовой музыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа детско-юношеского центра «Лидер»

    План - конспект открытого занятия

    эстрадной - вокальной студии «Бриз»

    старшая группа

    Автор – составитель:

    Смолякова Светлана Алексеевна

    Педагог дополнительного образования

     

    г. Нарьян-Мар

    2015

    Подробный конспект разработки занятия

    Организационная информация

    Тема занятия: «История и стили джаза».

    Направленность – художественно-эстетическая.

    Возраст – 14-17  лет.

    Методическая информация

    Тип занятия Изучение нового материала.

    Цель: 

    - познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз.

    Задачи:

    - образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями;

    - развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся;

    - воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

    Тип урока:

    - изучение нового материала.

    Вид урока:

    - традиционный.

    Методы:

    - эмоциональной драматургии, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

    Общеметодические методы обучения:

    - словесный;

    - наглядный;

    - практический;

    - закрепление.

    Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация.

    Оборудование: раздаточный материал, звукозаписи джазовой музыки, синтезатор.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Слушание песни Луи Армстронга «Hello, Dollu».

    II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.

    Что необычного вы услышали?

    Эта музыка вам знакома?

    III. Постановка цели и задач урока.

    И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.

    IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.

    1. Рассказ учителя о происхождении джаза.

        Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

    2. Выполнение практических упражнений.

        Основные особенности джаза - это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: "Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным".

        Негритянский народ  особенно тонко чувствует ритм. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является  барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.

        Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем.

        Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показывает учитель, затем все вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.)

        Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант.

        Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

    В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.

    Попробуем по импровизировать. (Вместе с педагогом.)

    Так, что же является основой джаза?

    Ответ учащихся – ритм, импровизация.

        Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.

    3. Рассказ учителя об истоках джаза.

        Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему, вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру.

        Так во второй половине XX века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.

        Спиричуэлс – Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосных  фольклорных  негритянских песен – гимнов, исполнявшихся в респонсорной  (вопросо-ответной) манере еще на заре колониальной эпохи, а в XIX в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла  и фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла – до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства и приемы афроамериканской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование («блюзовые тоны», шаут-эффекты, офф-питч, дёрти-тоны) и др., сочетающиеся европейской музыкой гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.  Слушаем произведение « Молитва» и анализируем. (Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)

    Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание.

        Теперь поговорим о таком жанре, как блюз. Принято считать, что блюз развился из спиричуэла, поскольку оба они по характеру «грустные». На самом деле спиричуэлы нередко бывают радостными, а блюзы в целом печальны, хотя подчас и они не лишены юмора и фривольных намеков. Блюз возник в русле общей музыкальной традиции, которая лежала в основе таких жанров, как трудовая песня с ее разновидностями и спиричуэл. Особенно важную роль играл такой вид трудовой песни, как у о р к - с о н г. Для него характерна вопросо-ответная форма: ведущий исполнял строку, а остальные отвечали короткой фразой, ответ совпадал со взмахом весла или ударом молота. Эта фраза звучала в очень медленном темпе: ведь взмахнуть топором, опустить молот рельсовый костыль, сделать гребок веслом, потянуть якорную цепь человек может не чаще, чем раз в две-три секунды, а то и еще медленнее. В песне лесорубов «Looky, Looky Yonder» в исполнении Ледбелли удары топора воспроизводятся с интервалом в четыре секунды. Ведущий поет свою мелодию в более быстром темпе, и каждая строка песни заполняет промежуток между размеренными ударами. Слова песни импровизировались солистом и были связаны с определенным кругом тем:  несправедливость хозяев или  работадателей, превратности любви, характер десятника или капитана, изнурительный труд, тоска по дому, тягоды кочевой жизни и т.п. Это еще раз подтверждает, что блюз произошел от трудовой песни: по своей тематике он ближе к уорк – сонгу , чем к спиричуэлу.

        Блюз (предпол. от амер. идиомы to feel blue быть печальным или от англ. blue defils меланхолия, хандра) – Традиционный жанр афро-американской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанровых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных вокальных жанров, среди которых важнейшими являются уорг – сонг, холер, негритянская -баллада, и спиричуэл. Яркий и неповторимый облик блюза проявляются в характерных особенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве ведущие академические композиторы XX в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под её влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.

    Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.

    Слушаем произведение и анилизируем.

    А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если есть изменения, то какие? (Находим различия.)

    И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм. (Слушание.)

        Блюз был и до сих пор остается краеугольным камнем джаза. Но не малую роль в становлении раннего джаза сыграл регтайм – другой вид негритянской музыки, который развился примерно в то же время, что и блюз.

        Регтайм (англ. букв. «разорванное время», т.е. синкопированный ритм, а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта) – самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последний четверти XIX в.. Регтайм, как и весь джаз, это еще одно европейское музыкальное увлечение, которое было взято афро-американцами и исполнено на свой лад. Речь идет модной в то время в Европе романтической фортепианной школе, в репертуаре которой был Шуберт, Шопен, Лист. Этот репертуар звучал в США, но в интерпретации афро-американских негров, он приобретал более сложный ритм, динамичность и интенсивность. Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музкальным направлением Сент-Луис и Канзас-Сити и городок Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм "Maple Leaf Rag", написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб. В нашей стране, этот стиль ярчайшим образом представляет коллектив Moscou Ragtime Band.

    Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей.

    Теперь послушаем джазовую композицию Скотта Джоплина «Maple Leaf Rag»

    Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же?

    Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)

    Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.

    4. Презентация ученика на тему: «Творчество Луи Армстронга».

        Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам сообщение об удивительном исполнителе, музыкальном гении, автору многих книг и статей о джазе Луи Армстронге,  (сообщение ученика) презентация.

    V. Обобщение и закрепление.

    На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое.

    Домашнее задание было узнать, а в нашем городе есть этот стиль – джаз?

    Я приготовила для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло время послушать джаз вживую.

    В исполнении ученицы прозвучит фрагмент джазовой музыки.

    VI. Заключительное слово учителя.

        Итак, взаимодействие негритянской и европейской традиций, в результате которого возник джаз, было настолько сложным и многообразным, что имеет смысл повторить вышесказанное. К 1890 году в США существовало три самостоятельных и непохожих друг на друга сплава африканской и европейской музыки: регтайм, афроамериканский фольклор (представленный в виде блюзов) и популяризированный вариант музыкального фольклора, созданный главным образом белыми американцами (менестрельные песни, всякого рода водевильные песенные формы). В 1890-1910 годах три вышеназванных направления слились воедино. В результате возник джаз - новый вид музыки, которая стала распространяться по всей стране сначала среди негров, а затем и среди белых американцев. В 20-х годах джаз прочно вошел в сознание американской публики и дал название целому десятилетию в жизни нации. В развитии джаза большую роль сыграли: ансамбль "Original Dixieland Jazz Band", который первый выпустил джазовую грампластинку, имевшую большую популярность; Сидней Беше, Джозеф "Кинг" Оливер, Джелли Ролл Мортон, Бикс Бейдербек, Френк Тешемахер, Бенни Гудман, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси. И несомненно, говоря о вокале, как о важнейшем истоке развития джаза, в историю которого большой вклад сделали: Билли Холидей, Натали Коул. Такие замечательные мастера «скэта», как Сара Воан, Джон Хендрикс, несравненная Элла Фицджеральд и конечно же великая «императрица блюза» - Бесси Смит. Ведь именно из всех жанров вокального искусства самое существенное влияние на формирование джаза, оказал - блюз. Он не только оживил популярную музыку в целом, но и изменил её прежнюю «белую» европейскую ориентацию и открыл двери широкому потоку нововведений и заимствований из музыкальных культур, других районов земного шара.

    Надеюсь, что вы полюбите джаз.

    VII. Рефлексия.

    А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку.

    По вашим аплодисментам мы поймём, понравился ли вам урок.

    Список использованной литературы

    1. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк./ Москва, "Радуга", 1984 г. С 13-70, 118-140.

    2. Овчинников Е. "История джаза", выпуск 1, Москва, "Музыка", 1994 г. (http://www.compositions.ru/?id=23161&from=600)

    3. Ритм-н-блюз )

    4. Под. Ред. Кирилла Мошкова – Великие люди джаза /Планета музыки, 2012. Том II – C. 118-123.

    5. Кинус Ю. Джаз /издательство Феникс, Ростов-на-Дону, 2010, 151-С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект самоподготовки с воспитанниками средней и старшей группы.

    Цель: Повторение и закрепление изученного на уроке материала, координация объема домашнего задания по предметам.Задачи самоподготовки:1.Образовательные:-Организация качественного закрепления и повторе...

    План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

    Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

    Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

    Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокаль...

    План-конспект самоподготовки с воспитанниками средней и старшей группы.

    Цель: Повторение и закрепление изученного на уроке материала, координация объема домашнего задания по предметам.Задачи самоподготовки:1.Образовательные:-Организация качественного закрепления и повторе...

    План-конспект проведения совместной деятельности с детьми старшей группы "Ателье".

    Данное мероприятие поможет систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная,  названия тканей и способы их изготовления, познакомитдошкольников с трудом работни...

    План-конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Знакомство со строительными профессиями»

    Данное мероприятие поможет дошкольникам познакомится со строительными профессиями людей, которые формируют облик родного города....