Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)
рабочая программа по музыке на тему

Белова Алла Владимировна

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

         Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

         Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

         Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

         В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

         В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

         При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

         Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

         Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

         Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

         В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.

         Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

         Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.

         Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.

         Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

         Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

         Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

         В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.

 

Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.

Задачи:

Образовательные:

обучить основам вокального искусства;

ознакомить с музыкальными жанрами и стилями

произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

обучить восприятию и анализу музыки;

освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,

свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

обучить правилам культуры поведения;

обучить правилам гигиены голоса;

обучить основам хореографии;

обучить технике безопасности.

Развивающие:

развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство

ритма, темпа и т.д.);

развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,

творческую инициативу;

формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на

жесты и др.);

формировать навыки правильной артикуляции;

развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

развивать умение осознанного отношения к дыханию;

развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;

развивать, умение певческой установки;

развивать координацию и выносливость;

развивать физические данные;

формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества у учащихся;

воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,

упорство и настойчивость;

способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;

обучать культуре общения.

Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

сознательности;

наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

связи теории с практикой.

 

         Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие

встречи, участие в конкурсах и фестивалях.

         В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

         Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрено

Протокол

 от

Согласовано

Протокол

от

заседания МС

Утверждено

Приказ

МБОУ «СОШ № 2»

 от

Программа дополнительного образования

Наименование программы: «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

Класс: 7-11

Педагог: Белова А.В.

Ханты-Мансийск

2017

Пояснительная записка.

        

        Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

        Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

        Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

        Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

        В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

        В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

        При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

        Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

        Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

        Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

        В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.

        Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

        Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.

        Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.

        Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

        Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

        Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

        В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.

Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.

Задачи:

Образовательные:

обучить основам вокального искусства;

ознакомить с музыкальными жанрами и стилями

произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

обучить восприятию и анализу музыки;

освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,

свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

обучить правилам культуры поведения;

обучить правилам гигиены голоса;

обучить основам хореографии;

обучить технике безопасности.

Развивающие:

развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство

ритма, темпа и т.д.);

развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,

творческую инициативу;

формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на

жесты и др.);

формировать навыки правильной артикуляции;

развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

развивать умение осознанного отношения к дыханию;

развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;

развивать, умение певческой установки;

развивать координацию и выносливость;

развивать физические данные;

формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества у учащихся;

воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,

упорство и настойчивость;

способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;

обучать культуре общения.

Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

сознательности;

наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

связи теории с практикой.

        Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие

встречи, участие в конкурсах и фестивалях.

        В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

        Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.

Предполагаемые результаты

Первый год обучения:

наличие интереса к вокальному искусству;

верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов;

быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.

Второй год обучения:

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нонлегато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;

умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Третий год обучения:

наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Четвертый год обучения:

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный

ритм;

умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Работа над дикцией и артикуляцией.

         Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

 

Тематический план

(1-й год обучения)

№п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка дыхания

2

0,5

1,5

4

Распевание

6

1

5

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

8

0,5

7,5

7

Вокальная позиция

3

1

2

8

Звуковедение

5

0,5

4,5

9

Дикция

5

1

4

10

Двухголосие

2

0,5

1,5

11

Работа с солистами

5

5

12

Сводные репетиции

4

4

Музыкально-теоретическая подготовка

13

Основы музыкальной грамоты

3

1

2

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

5

0,5

4,5

15

Развитие чувства ритма

5

0,5

4,5

Теоретико-аналитическая работа

16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17

Народное творчество

1

0,5

0,5

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

20

Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня

2

2

Концертно - исполнительская деятельность

21

Открытый урок для родителей

2

2

22

Праздники, выступления

4

4

23

Экскурсии, концерты, театры

*

*

Итого

70

10

60

(2-й год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Вокально-хоровая работа

3

Прослушивание голосов

2

2

4

Певческая установка дыхания

3

1

2

5

Распевание

10

2

8

6

Дирижерские жесты

2

0,5

1,5

7

Унисон

12

1

11

8

Вокальная позиция

6

1

5

9

Звуковедение

8

1

7

10

Дикция

5

1

4

11

Двухголосие

3

0,5

2,5

12

Работа с солистами

10

10

13

Сводные репетиции

8

8

14

Музыкально-теоретическая подготовка

15

Основы музыкальной грамоты

5

2

3

16

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

6

1

5

17

Развитие чувства ритма

5

0,5

4,5

18

Теоретико-аналитическая работа

19

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

20

Народное творчество

3

1

2

21

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

22

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

23

Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах

2

2

24

Концертно-исполнительская деятельность

25

Открытый урок для родителей

2

2

26

Праздники, выступления

8

8

27

Экскурсии, концерты, театры

4

4

Итого

105

16

89

(3-й год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка дыхания

3

1

2

4

Распевание

10

2

8

5

Дирижерские жесты

1

1

6

Унисон

12

1

11

7

Вокальная позиция

6

1

5

8

Звуковедение

8

1

7

9

Дикция

5

5

10

Двухголосие

3

3

11

Работа с солистами

10

10

12

Сводные репетиции

9

9

Музыкально-теоретическая подготовка

13

Основы музыкальной грамоты

3

1

2

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

6

1

5

15

Развитие чувства ритма

5

0,5

4,5

Теоретико-аналитическая работа

16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17

Народное творчество

3

3

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

20

Просмотр видеозаписи, выступление детей на Евровидении

2

2

Концертно-исполнительская деятельность

21

Открытый урок для родителей

2

2

22

Праздники, выступления

8

8

23

Экскурсии, концерты, театры

4

4

Итого

108

18,5

89,5

(4-й год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Дыхание

18

1

17

4

Распевание

4

1

3

5

Унисон

2

1

1

6

Вокальная позиция

15

1

14

7

Дикция

4

1

3

8

Звуковедение

10

1

9

9

Двухголосие

6

1

5

10

Работа с солистами

13

1

12

11

Сводные репетиции

14

14

Музыкально-теоретическая подготовка

12

Элементы музыкальной грамоты

6

1

5

13

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

1

7

14

Развитие чувства ритма

6

1

5

Теоретико-аналитическая работа

15

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

16

Беседа народном творчество

6

1

5

17

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

Концертно-исполнительская деятельность

18

Праздники, выступления

18

18

19

Открытый урок для родителей

2

2

19

Экскурсии, театры

6

6

Итого

144

16

128

Календарно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Программное содержание

Содержание занятия

Дата

План

Факт

Вводное занятие

Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Вокально-хоровая работа

Прослушивание голосов

6

Певческая установка дыхания

10

Распевание

10

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Работа над дикцией и артикуляцией.

         Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Дирижерские жесты

6

Унисон

8

Вокальная позиция

8

Звуковедение

6

Дикция

5

Двухголосие

8

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Работа с солистами

9

Сводные репетиции

8

Музыкально-теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

4

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Основы музыкальной грамоты

2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

5

Развитие чувства ритма

5

Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

1

Народное творчество

1

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня

2

66

Концертно - исполнительская деятельность

Открытый урок для родителей

6

67

Праздники, выступления

4

Выступление на школьных праздника: 1 сентября, день Учителя, День матери, новогодние праздники, День защитника отечества, 8 марта, День Победы, Последний звонок, Выпускные вечера.

Городские конкурсы и фестивали.

Слово доброе о маме, Звездопад, Югорские россыпи, Память.

Экскурсии, концерты, театры

Реализация:

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

Материально-техническое обеспечение курса.

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

Технические средства обучения:

компьютер

музыкальный центр

микшер

микрофоны

флеш-карты

Учебно-практическое оборудование:

фортепиано

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Литература

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с.

Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с.

Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с.

Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. – 315 с.

Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с.

Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. – 45 с.

Казачков С.А. От урока к концерту. — издательство Казанского университета, 2000. – 115 с.

Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.6 Музыка, 1989. – 155 с.

Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. — Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с.

Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. — Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с.

Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.

Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с.

Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с.

От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /под ред. Бруднова А.К. — М.: Владос, 2000. — 58 с.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 118 с.

Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с.

Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. — М.: Владос, 2002. – 178 с.

Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. — 2 изд. — М.: Айрис — пресс, 2004. – 88 с.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).

Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 2002. – 165 с.

Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 67 с.

Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». – 2001 . – 98 с.

Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)

Образовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления  разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...

Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)

Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, н...