Главные вкладки

    Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)
    рабочая программа по музыке на тему

    Белова Алла Владимировна

    Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

             Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

    Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

             Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

             Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

             В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

             В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

             При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

             Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

             Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

             Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

             В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.

             Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

             Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.

             Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.

             Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

             Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

             Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

             В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

    1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

    2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

    3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

    4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

    Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.

     

    Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.

    Задачи:

    Образовательные:

    обучить основам вокального искусства;

    ознакомить с музыкальными жанрами и стилями

    произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

    обучить восприятию и анализу музыки;

    освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

    обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,

    свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

    обучить правилам культуры поведения;

    обучить правилам гигиены голоса;

    обучить основам хореографии;

    обучить технике безопасности.

    Развивающие:

    развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство

    ритма, темпа и т.д.);

    развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,

    творческую инициативу;

    формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на

    жесты и др.);

    формировать навыки правильной артикуляции;

    развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

    развивать умение осознанного отношения к дыханию;

    развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;

    развивать, умение певческой установки;

    развивать координацию и выносливость;

    развивать физические данные;

    формировать эстетический вкус.

    Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества у учащихся;

    воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,

    упорство и настойчивость;

    способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;

    обучать культуре общения.

    Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

    сознательности;

    наглядности;

    систематичности и последовательности;

    прочности;

    связи теории с практикой.

     

             Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие

    встречи, участие в конкурсах и фестивалях.

             В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

             Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2»

    Рассмотрено

    Протокол

     от

    Согласовано

    Протокол

    от

    заседания МС

    Утверждено

    Приказ

    МБОУ «СОШ № 2»

     от

    Программа дополнительного образования

    Наименование программы: «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

    Класс: 7-11

    Педагог: Белова А.В.

    Ханты-Мансийск

    2017

    Пояснительная записка.

            

            Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

            Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

    Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

            Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

            Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

            В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

            В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

            При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

            Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

            Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

            Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

            В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.

            Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

            Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.

            Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.

            Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

            Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

            Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

            В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

    1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

    2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

    3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

    4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

    Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.

    Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.

    Задачи:

    Образовательные:

    обучить основам вокального искусства;

    ознакомить с музыкальными жанрами и стилями

    произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

    обучить восприятию и анализу музыки;

    освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

    обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,

    свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

    обучить правилам культуры поведения;

    обучить правилам гигиены голоса;

    обучить основам хореографии;

    обучить технике безопасности.

    Развивающие:

    развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство

    ритма, темпа и т.д.);

    развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,

    творческую инициативу;

    формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на

    жесты и др.);

    формировать навыки правильной артикуляции;

    развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

    развивать умение осознанного отношения к дыханию;

    развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;

    развивать, умение певческой установки;

    развивать координацию и выносливость;

    развивать физические данные;

    формировать эстетический вкус.

    Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества у учащихся;

    воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,

    упорство и настойчивость;

    способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;

    обучать культуре общения.

    Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

    сознательности;

    наглядности;

    систематичности и последовательности;

    прочности;

    связи теории с практикой.

            Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие

    встречи, участие в конкурсах и фестивалях.

            В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

            Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.

    Предполагаемые результаты

    Первый год обучения:

    наличие интереса к вокальному искусству;

    верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов;

    быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

    петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

    соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

    исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.

    Второй год обучения:

    наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

    владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

    проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

    уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

    стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нонлегато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;

    умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

    Третий год обучения:

    наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

    увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

    проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

    умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

    усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

    участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

    Четвертый год обучения:

    проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный

    ритм;

    умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

    участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

    исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

    услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

    умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

    умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

    Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

    Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

    Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

    Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

    Методы и формы.

    В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

    СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

    ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

    Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации.
    В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

    МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

    Содержание программы

    Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

    Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

    Работа над певческой установкой и дыханием.

    Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

    Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

    Работа над дикцией и артикуляцией.

             Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

    Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

     

    Тематический план

    (1-й год обучения)

    №п/п

    Тема занятия

    Общее кол-во часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    Вокально-хоровая работа

    2

    Прослушивание голосов

    2

    2

    3

    Певческая установка дыхания

    2

    0,5

    1,5

    4

    Распевание

    6

    1

    5

    5

    Дирижерские жесты

    2

    1

    1

    6

    Унисон

    8

    0,5

    7,5

    7

    Вокальная позиция

    3

    1

    2

    8

    Звуковедение

    5

    0,5

    4,5

    9

    Дикция

    5

    1

    4

    10

    Двухголосие

    2

    0,5

    1,5

    11

    Работа с солистами

    5

    5

    12

    Сводные репетиции

    4

    4

    Музыкально-теоретическая подготовка

    13

    Основы музыкальной грамоты

    3

    1

    2

    14

    Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

    5

    0,5

    4,5

    15

    Развитие чувства ритма

    5

    0,5

    4,5

    Теоретико-аналитическая работа

    16

    Беседа о гигиене певческого голоса

    1

    1

    17

    Народное творчество

    1

    0,5

    0,5

    18

    Беседа о творчестве композиторов-классиков

    1

    1

    19

    Беседа о творчестве современных композиторов

    1

    1

    20

    Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня

    2

    2

    Концертно - исполнительская деятельность

    21

    Открытый урок для родителей

    2

    2

    22

    Праздники, выступления

    4

    4

    23

    Экскурсии, концерты, театры

    *

    *

    Итого

    70

    10

    60

    (2-й год обучения)

    № п/п

    Тема занятия

    Общее кол-во часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    2

    Вокально-хоровая работа

    3

    Прослушивание голосов

    2

    2

    4

    Певческая установка дыхания

    3

    1

    2

    5

    Распевание

    10

    2

    8

    6

    Дирижерские жесты

    2

    0,5

    1,5

    7

    Унисон

    12

    1

    11

    8

    Вокальная позиция

    6

    1

    5

    9

    Звуковедение

    8

    1

    7

    10

    Дикция

    5

    1

    4

    11

    Двухголосие

    3

    0,5

    2,5

    12

    Работа с солистами

    10

    10

    13

    Сводные репетиции

    8

    8

    14

    Музыкально-теоретическая подготовка

    15

    Основы музыкальной грамоты

    5

    2

    3

    16

    Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

    6

    1

    5

    17

    Развитие чувства ритма

    5

    0,5

    4,5

    18

    Теоретико-аналитическая работа

    19

    Беседа о гигиене певческого голоса

    1

    1

    20

    Народное творчество

    3

    1

    2

    21

    Беседа о творчестве композиторов-классиков

    1

    1

    22

    Беседа о творчестве современных композиторов

    1

    1

    23

    Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах

    2

    2

    24

    Концертно-исполнительская деятельность

    25

    Открытый урок для родителей

    2

    2

    26

    Праздники, выступления

    8

    8

    27

    Экскурсии, концерты, театры

    4

    4

    Итого

    105

    16

    89

    (3-й год обучения)

    № п/п

    Тема занятия

    Общее кол-во часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    Вокально-хоровая работа

    2

    Прослушивание голосов

    2

    2

    3

    Певческая установка дыхания

    3

    1

    2

    4

    Распевание

    10

    2

    8

    5

    Дирижерские жесты

    1

    1

    6

    Унисон

    12

    1

    11

    7

    Вокальная позиция

    6

    1

    5

    8

    Звуковедение

    8

    1

    7

    9

    Дикция

    5

    5

    10

    Двухголосие

    3

    3

    11

    Работа с солистами

    10

    10

    12

    Сводные репетиции

    9

    9

    Музыкально-теоретическая подготовка

    13

    Основы музыкальной грамоты

    3

    1

    2

    14

    Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

    6

    1

    5

    15

    Развитие чувства ритма

    5

    0,5

    4,5

    Теоретико-аналитическая работа

    16

    Беседа о гигиене певческого голоса

    1

    1

    17

    Народное творчество

    3

    3

    18

    Беседа о творчестве композиторов-классиков

    1

    1

    19

    Беседа о творчестве современных композиторов

    1

    1

    20

    Просмотр видеозаписи, выступление детей на Евровидении

    2

    2

    Концертно-исполнительская деятельность

    21

    Открытый урок для родителей

    2

    2

    22

    Праздники, выступления

    8

    8

    23

    Экскурсии, концерты, театры

    4

    4

    Итого

    108

    18,5

    89,5

    (4-й год обучения)

    № п/п

    Тема занятия

    Общее кол-во часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    2

    2

    Вокально-хоровая работа

    2

    Прослушивание голосов

    2

    2

    3

    Дыхание

    18

    1

    17

    4

    Распевание

    4

    1

    3

    5

    Унисон

    2

    1

    1

    6

    Вокальная позиция

    15

    1

    14

    7

    Дикция

    4

    1

    3

    8

    Звуковедение

    10

    1

    9

    9

    Двухголосие

    6

    1

    5

    10

    Работа с солистами

    13

    1

    12

    11

    Сводные репетиции

    14

    14

    Музыкально-теоретическая подготовка

    12

    Элементы музыкальной грамоты

    6

    1

    5

    13

    Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

    8

    1

    7

    14

    Развитие чувства ритма

    6

    1

    5

    Теоретико-аналитическая работа

    15

    Беседа о гигиене певческого голоса

    1

    1

    16

    Беседа народном творчество

    6

    1

    5

    17

    Беседа о творчестве современных композиторов

    1

    1

    Концертно-исполнительская деятельность

    18

    Праздники, выступления

    18

    18

    19

    Открытый урок для родителей

    2

    2

    19

    Экскурсии, театры

    6

    6

    Итого

    144

    16

    128

    Календарно-тематическое планирование.

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Содержание занятия

    Дата

    План

    Факт

    Вводное занятие

    Работа над певческой установкой и дыханием.

    Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

    Вокально-хоровая работа

    Прослушивание голосов

    6

    Певческая установка дыхания

    10

    Распевание

    10

    Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

    Работа над дикцией и артикуляцией.

             Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

    Дирижерские жесты

    6

    Унисон

    8

    Вокальная позиция

    8

    Звуковедение

    6

    Дикция

    5

    Двухголосие

    8

    Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

    Работа с солистами

    9

    Сводные репетиции

    8

    Музыкально-теоретическая подготовка

    Основы музыкальной грамоты

    4

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Основы музыкальной грамоты

    2

    Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

    5

    Развитие чувства ритма

    5

    Теоретико-аналитическая работа

    Беседа о гигиене певческого голоса

    1

    Народное творчество

    1

    Беседа о творчестве композиторов-классиков

    1

    Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня

    2

    66

    Концертно - исполнительская деятельность

    Открытый урок для родителей

    6

    67

    Праздники, выступления

    4

    Выступление на школьных праздника: 1 сентября, день Учителя, День матери, новогодние праздники, День защитника отечества, 8 марта, День Победы, Последний звонок, Выпускные вечера.

    Городские конкурсы и фестивали.

    Слово доброе о маме, Звездопад, Югорские россыпи, Память.

    Экскурсии, концерты, театры

    Реализация:

    Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

    Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

    Материально-техническое обеспечение курса.

    Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

    Технические средства обучения:

    компьютер

    музыкальный центр

    микшер

    микрофоны

    флеш-карты

    Учебно-практическое оборудование:

    фортепиано

    аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

    Литература

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

    Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

    Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с.

    Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с.

    Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с.

    Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

    Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

    Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. – 315 с.

    Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с.

    Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. – 45 с.

    Казачков С.А. От урока к концерту. — издательство Казанского университета, 2000. – 115 с.

    Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.6 Музыка, 1989. – 155 с.

    Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. — Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с.

    Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с.

    Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. — Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с.

    Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

    Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.

    Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с.

    Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с.

    От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /под ред. Бруднова А.К. — М.: Владос, 2000. — 58 с.

    Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 118 с.

    Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

    Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с.

    Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. — М.: Владос, 2002. – 178 с.

    Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. — 2 изд. — М.: Айрис — пресс, 2004. – 88 с.

    Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

    Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).

    Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 2002. – 165 с.

    Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 67 с.

    Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». – 2001 . – 98 с.

    Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

    Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

    Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)

    Образовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления  разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...

    Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

    Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

    Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

    Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

    Программа дополнительного образования "Театральная студия"

    Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

    Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

    Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

    Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)

    Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, н...