Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)
рабочая программа по музыке на тему

Белова Алла Владимировна

Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

- В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

- В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

- В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

 Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 учебному часу

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- добавление элементов импровизации,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрено

Протокол

 от

Согласовано

Протокол

от

заседания МС

Утверждено

Приказ

МБОУ «СОШ № 2»

 от

Программа дополнительного образования

Наименование программы: «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)

Класс: 5-6

Педагог: Белова А.В.

Ханты-Мансийск

2017

Пояснительная записка

Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

- В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

- В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

- В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

 Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 учебному часу.  

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- добавление элементов импровизации,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

Практическая часть рабочей программы.

     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.

    Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

    Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.

    Занятие предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

Формы подведения итогов:

  1. Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
  2. Участие детей в городских, районных  мероприятиях, концертной деятельности.

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
  2. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
  3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Тематический план

№п/п

Глава (раздел, модуль)

Кол-во часов (теоретическая часть)

Кол-во часов (практическая часть)

Всего часов

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

2

13

15

2

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2

17

19

3

Работа над дикцией и артикуляцией

4

15

19

4

Формирование чувства ансамбля.

3

16

19

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

2

11

13

6

Концертная деятельность

20

20

13

92

105

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Программное содержание

Универсальные умения и действия (УУД)

Содержание занятия

Дата

План

Факт

Певческая установка. Певческое дыхание.

15ч

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

19ч

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

К. Исполнять, инсценировать песни.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Работа над дикцией и артикуляцией

19ч

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

Формирование чувства ансамбля.

19ч

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

13 ч

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

К. Исполнять, инсценировать песни.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Концертная деятельность

20

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому  произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Творчество и импровизация.

Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

К. Исполнять, инсценировать песни.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Реализация:

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных

  Материально-техническое обеспечение курса.

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Технические средства обучения:
  • компьютер
  • музыкальный центр
  • микшер
  • микрофоны
  • флеш-карты
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • фортепиано
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Список литературы

1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

4. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

5. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7.  Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –  СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

 9. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер ,    2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)

Образовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления  разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...

Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокаль...