Главные вкладки

    Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)
    рабочая программа по музыке на тему

    Белова Алла Владимировна

    Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

    Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

    Задачи, решаемые в процессе обучения:

    - В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

    Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

    - В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

    - В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

     Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 учебному часу

         Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

    - главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

    - слушание различных интерпретаций исполнения,

    - пластическое интонирование,

    - добавление элементов импровизации,

    - движения под музыку,

    - элементы театрализации.

        Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

        Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

        Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2»

    Рассмотрено

    Протокол

     от

    Согласовано

    Протокол

    от

    заседания МС

    Утверждено

    Приказ

    МБОУ «СОШ № 2»

     от

    Программа дополнительного образования

    Наименование программы: «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)

    Класс: 5-6

    Педагог: Белова А.В.

    Ханты-Мансийск

    2017

    Пояснительная записка

    Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

    Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

    Задачи, решаемые в процессе обучения:

    - В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

    Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

    - В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

    - В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

     Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 учебному часу.  

         Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

    - главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

    - слушание различных интерпретаций исполнения,

    - пластическое интонирование,

    - добавление элементов импровизации,

    - движения под музыку,

    - элементы театрализации.

        Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

        Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

        Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

    Практическая часть рабочей программы.

         Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

          Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

         Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

         Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

    Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.

        Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

        Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.

        Занятие предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

    Формы подведения итогов:

    1. Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
    2. Участие детей в городских, районных  мероприятиях, концертной деятельности.

    Содержание программы

    Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

    Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

    1. Работа над певческой установкой и дыханием.

    Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

    1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

    1. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
    2. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
    3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.  Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Тематический план

    №п/п

    Глава (раздел, модуль)

    Кол-во часов (теоретическая часть)

    Кол-во часов (практическая часть)

    Всего часов

    1

    Певческая установка. Певческое дыхание.

    2

    13

    15

    2

    Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    2

    17

    19

    3

    Работа над дикцией и артикуляцией

    4

    15

    19

    4

    Формирование чувства ансамбля.

    3

    16

    19

    5

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

    2

    11

    13

    6

    Концертная деятельность

    20

    20

    13

    92

    105

    Учебно-тематический план

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Программное содержание

    Универсальные умения и действия (УУД)

    Содержание занятия

    Дата

    План

    Факт

    Певческая установка. Певческое дыхание.

    15ч

    Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

    Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

    П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

    К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

    Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

    Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    19ч

    Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

    Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

    П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

    К. Исполнять, инсценировать песни.

    Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

    Работа над дикцией и артикуляцией

    19ч

    Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

    Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

    П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

    К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

    Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

    Формирование чувства ансамбля.

    19ч

    Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

    Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

    П.  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

    К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

    Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

    13 ч

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

    Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

    П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

    К. Исполнять, инсценировать песни.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

    Концертная деятельность

    20

    Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

    Сценическое движение.

    Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

    Подбор движений к разучиваемому  произведению. Нахождение образа.

    Репетиционная работа.

    Подготовка концертных номеров.

    Концертные выступления.

    Творчество и импровизация.

    Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

    П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

    К. Исполнять, инсценировать песни.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

    Реализация:

    Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных

      Материально-техническое обеспечение курса.

    Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

    1. Технические средства обучения:
    • компьютер
    • музыкальный центр
    • микшер
    • микрофоны
    • флеш-карты
    1. Учебно-практическое оборудование:
    • фортепиано
    • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

    Список литературы

    1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

    2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

    3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

    3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

    4. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

    5. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

    6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    7.  Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –  СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

    8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

     9. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер ,    2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

    Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

    Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)

    Образовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления  разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...

    Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

    Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

    Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

    Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

    Программа дополнительного образования "Театральная студия"

    Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

    Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

    Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

    Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

    Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокаль...