Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"
рабочая программа по теме

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участии педагогов, родителей.

Наиболее наглядно результаты занятий можно получить по мере участия студийцев в общешкольных мероприятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы Зеленоградское окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Школа надомного обучения» № 367

дополнительного образования детей «Театральная студия»

«СОГЛАСОВАНО»

Директор театра «Ведагонь»

Васильев А.Б.

Возраста воспитанников - 7 - 15 лет. Педагог дополнительного образования -Цегалова Лариса Алексеевна Срок реализации программы - 2 года

Согласованно по

содержанию        

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Специалист ЗелОУО__        Бизякин СП.

Зеленоград, 2008 г.

        »»


Формы педагогического контроля.

Смысл занятий в «Театральной студии» - единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля - это результат вложенных усилий при непосредственном активном участии педагогов, родителей.

Наиболее наглядно результаты занятий можно получить по мере участия студийцев в общешкольных мероприятиях.

Организационные принципы,

Главный принцип работы студии - построение занятий с целью сохранения у детей остроты восприятия и интереса к теме занятий в течение 2 часов. Добиваться ощутимого эффекта в их общем, социальном, психическом и художественном развитии. Важно, что в одной группе обучающихся могут быть разновозрастные дети, что дает возможность сформировать новый уровень взаимоотношений между студийцами.

Театр - это прежде всего искусство общения и задача студии помочь детям в формировании раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом.

Репетиционный процесс необходимо выстраивать в сочетании игровых и педагогических элементов, чтобы усилить познавательный интерес школьников к театральному искусству.

Структура учебного занятия»

Игра-разминка с элементами ритмики, артикуляционной гимнастики, актерские этюды. В процессе подготовки и создания драматического произведения (литературный монтаж, пьеса, театрализованное представление, концерт) возможно изменять расписание учебного процесса, исходя из степени готовности к предстоящему выступлению на публике.

Материально-техническое обеспечение Театральной студии.

  1. Сценические станки - трансформеры.
  2. Световое и звуковое оборудование.
  3. Декорации и костюмы.
  4. Аудиоаппаратура для репетиций и занятий.
  5. Видеоаппаратура  для   съемки   занятий  с  их  последующем   разбором  м анализом.

Содержание программы

Для детей с физическими недостатками смысл формирования и организации работы «Театральной студии» приобретает особое значение. Занятия-собеседования доступны для всех желающих заниматься в студии вне зависимости от возраста. При общении с детьми выявляются их творческий потенциал, умение выразительно читать, ритмика, музыкальные увлечения, пластика.

На занятиях по развитию фантазии студийцев используется игра, придуманные детьми сценки, фантастические сюжеты. Такие занятия-упражнения воспитывают интерес к театральному искусству, творить самому и быть понятным другим, усиливает потребность общения с окружающим миром.

Освоение техники сценической речи, развитие речевого аппарата путем создания литературных (чтецких) номеров, диалогов, сценок. Каждое занятие предваряется комплексом специальных упражнений (артикуляционная гимнастика) в виде игры, что позволяет детям-инвалидам более непринужденно и раскованно включаться в дальнейший процесс обучения, приобретая при зтом навыки группового поведения.

Теоретические часы позволяют осмыслить задачи, которые решает театральная студия разнообразными способами.

Интересы и возможности коллектива театральной студии определяет педагог с обязательным вовлечением в творческий процесс родителей студийцев.

Очень важный момент - выбор темы и формы спектакля, так как исполнители ролей дети-инвалиды. Этот зтап обучения проводится в виде читок по ролям и обсуждения характеров персонажей.

Когда определяется образ спектакля, эскизы декораций и костюмов, а так же реквизит и бутафория, студийцы приступают к самостоятельным разработкам поставленных перед ними творческих задач.

В процессе репетиций и практических занятий дети получают опыт умения изготавливать вещи своими руками, вживаться в образ персонажа данной пьесы, отрывка, сцены. Занятия проводятся по принципу «сделал сам - помоги товарищу», так как театр - это коллектив единомышленников. Важно, чтобы ученики получили представление о специфике театрального искусства, о развитии характеров в сложной канве пьесы, представление о направлениях, жанрах и видах драматического искусства. Эти понятия вырабатываются путем репетиций этюдов, композиций, сценок, наиболее удачные из которых могут формировать программу для публичного показа.

Показ работ.

Театральная студия кроме учебных, творческих занятий может активно демонстрировать свое умение и навык в общешкольных мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах по видам искусств.


1. Образовательная программа «Театральная студия»

Для детей с физическими недостатками, владение навыками театрального искусства, где объектом исследования и изображения является сам человек, { Исполнителю-студийцу) выходящему на прямое общение с другим человеком, крайне полезно для формирования социально-активной личности.

Программа предполагает изменить к лучшему данные детей путем познания и освоения основ актерского мастерства, речевого действия, пластической выразительности. Особо важно овладение искусством общения, направленного на приобретение умения и навыков, обеспечивающих детям более комфортное и значимое взаимодействие с окружающим обществом.

Реализация программы предполагает самое широкое использование активных методов обучения, включая игровые элементы, а так же формирование театрального коллектива, где возможно творческое общение и устойчивое стремление к нему.

Это особенно значимо для детей, которые испытывают, в силу физических недостатков, неудовлетворенность в общении. Система занятий по включению студийцев в контакты и выразительные действия через инсценирование школьной программы, репетиции сказок, сценок, пьес, театрализованных постановок.

В процессе занятий студийцы получают знания об истории отечественной и зарубежной драматургии, изобразительного искусства, музыке и других составляющих понятие «театр».

Цели: Создание дополнительного стимула для школьников в гармоничном общем, социальном, психическом развитии путем включения в театральное творчество.

Задачи: имея в виду, что театр - синтетический вид искусства, дает возможность познания и взаимодействия различных видов искусств, а так же достижений мировой культуры. Дать возможность развития фантазии, памяти, внимания., чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и другие психологические составляющие личности. Тренировка скорости решений, навыков слаженной работы в коллективе, активизации мыслительного, эмоционального, социально-психологического настроя школьника.

В студию принимаются все желающие заниматься театральным искусством в возрасте с 1 по 11 классы.

Группы на начальном этапе занятий до 10 человек. В дальнейшем -соответственно исполнителям данного драматического произведения.

Формы занятий: групповая, в отдельных случаях индивидуальная. Тренинги, этюды, репетиции.


Первый год обучения:

  1. Умение использовать пластичности и выразительности тела, понимание его возможностей, формирование чувства пространства,
  2. Приобретение навыков четкого произношения звуков, постановки дыхания, исправление недостатков речи, развитие динамического диапазона голоса.
  3. развитие способности к сопереживанию и подражании. Формирование первоначального навыка перевоплощения.
  4. Первоначальный навык общения через словесное и физическое действие.

Второй год обучения:

  1. Анализ текста в работе над драматическим материалом.
  2. Представление о творческой интерпретации исполнителя.
  3. Понятие о мизансцене, как составляющей представления.
  4. Формирование   отношения   к   спектаклю,   как   произведению   искусства, способному эмоционально воздействовать на зрителя.

В первый и второй год обучения в процессе репетиций проходят собеседования по истории мировой драматургии и обсуждение современных тенденций в театре, кино,

телевидении.

Так как программа «Театральная студия» является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются студийцами непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчеты-показы занятий, театрально-литературные композиции.


Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п\п

Темы занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

1

Занятие   -   собеседование   на   выявление творческого потенциала школьника.

9

9

18

2

i

i

Упражнения на развитие фантазии на основе реальных   образов   природы,   живого   мира, фантастические образы.

36

36

3

Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, художественное слово.

2

16

18

4

Развитие навыков перевоплощения, навыков группового поведения. Этюды.

4

30

34

5

Работа    над   пьесой    и    создание   образа спектакля.

2

16

18

6

Образ спектакля в целом (декорация, костюм, музыка, свет). Репетиция.

2               12

|

14

7

Прогоны. Генеральная репетиция.

6

6

8

Итоговое занятие. Показ работ.

2

2

ИТОГО

19              127

!

I I

146


Второй год обучения

п\п

Темы занятий                         \   Теория   \ Практика

i

Общее кол-во

1

Предлагаемые обстоятельства. Формирование элементарных         двигательно-музыкальных

навыков.

2

i i

20

22

2

Сценическое     общение     и     особенности словесного действия. Сценическая речь,

18

18

3

Уроки пантомимы. Этюды на координацию.

2

30

32

4

Работа над ролью и создание сценического

образа.

8

ZZ

30

э

Технология         изготовления         реквизита, бутафории, театральные станки.

24

24

I 6     | Репетиции, тренинги.

1                                                                                                                                                                                                                                                                              !

!                     i                                                                                                                                                                                    1

1             ;                                                                                                               i

!                                                                                                                                                                                                                                                ! !

12

12

!   7

1    /

Монтировка    декораций,    партитура    света, музыки.

10

10

0

|

Премьерный   показ   спектакля,   программы,

представления.

6

6

1
ИТОГО          12               142
I                                                                           i                 I        

154


Функциональное помещение.

Просторное, хорошо проветренное помещение для занятий и специальных упражнений и тренингов.

Зрительный зал со сценой и сценическим оборудованием для репетиций и показа спектаклей.

Литература.

  1. П.М.Ершов «Технология актерского мастерства».
  2. В.С.Садовская, Ю.А. Стрельцов «Основы коммуникативной культуры».
  3. Б.Ц. Бодмаев, А.А. Малышев «Психология обучения речевому мастерству».
  4. С.А.Андрачиков «Сценическое движение».
  5. И.В.Рачков «Королевство разорванных связей».
  1. А.Б.Васильев     «Основы     актерского     мастерства     для     учреждений дополнительного образования детей» (авторская программа).
  1. А.Д.Понсов «Конструкция и технология изготовления театральных декораций».
  2. И.Б.Ротов «Театральный костюм».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

Программа дополнительного образования. Театральная студия "Алиса".

Театральные занятия на иностранном языке – не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности. Положительное влияние на личность обучающегося  оказывает г...

Образовательная программа дополнительного образования "Хореографическая студия "Грация"

Развитие логического и творческого мышления у детей, своего собственного взгляда через поддержку интереса в приобретении навыков  хореографического творчества, формирование физических качеств, фо...

Образовательная программа дополнительного образования студии детского эстрадного хора "ReVeR" (модифицированная)

Образовательная программа дополнительного образования детей СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ХОРА "ReVeR" (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) саставлена на основе программы по вокалу "Гармония" педагога ПДО Медве...