Программа кружка внеурочной деятельности "Русские народные узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Барсукова Роза-Надежда Михайловна

Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_rospis.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ»

Пояснительная записка

Программа «Русские народные узоры» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Цель программы не только научить рисованию узоров разных народных промыслов, но и осветить жизнь, культуру  и быт наших предков славян. Так же, программа помогает рассмотреть декоративно-прикладное искусство в целом, знакомя с особенностями композиции, рисунка, техниками, и.т.д.  Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческого видения, способствует развитию усидчивости и аккуратности. Занятия росписью, сближают учащихся с природой, т.к роспись выполняется на деревянных дощечка, тарелках, шкатулках. Программа меж возрастная, предназначена для детей разного возраста 5-6 класса. Данные занятия рассчитаны не только на развитие художественного навыка у учащихся, но и на обогащение их внутреннего мира. Задания для занятий выстроены по принципу «от легкого к сложному», с учетом психофизиологических особенностей детей 5-6 классов.

На занятиях помимо зрительного фото и видео ряда, учащимся демонстрируются наглядные изделия в разных исконно русских стилях, наглядные пособия и печатные задания с упражнениями. Задача учащихся овладеть наглядному виду восприятия увиденного материала, с целью самостоятельного повторения на какой-либо то ни было поверхности.

Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.

Актуальность

Курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной, или художественной школе «Русская народная роспись», содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала учащихся.

Данная программа направлена на развитие интереса учащихся к русским народным промыслам, поэтому состоит как из теоретических, так и практических заданий. Умение высказывать свои мысли и идеи в работе, немало важны наряду с практическими умениями.

Данная программа актуальна тем, что все виды росписей очень яркие и нарядные, а для современного поколения, красочность, является одним из основных способов привлечения внимания к обучающему процессу, за счёт чего,  выполнение практической части задания не кажется трудным, унылым и скучным.

Цель модуля – помочь растущему человеку в культурном образовании, в эстетическом, духовном и интеллектуальном развитии, помочь не забыть традиционные, русские народные промыслы. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству при помощи обучения практическим навыкам росписи по дереву ( и другим поверхностям).

Задачи:

-познание красоты природы через созерцание с целью переосмысления для стилизации при помощи цветовых и художественных средств;

- освоение различных навыков работы с различными художественными материалами: гуашь, акрил, всевозможные лаки;

- освоить основные как теоретические, так и практические приемы и виды росписи, виды декоративно-прикладной композиции;

- обучить начальным навыкам стилизации

-развить интерес к данному направлению в искусстве, с целью использования полученных навыков в повседневной жизни;

-развитие навыков работы как в коллективе, так и самостоятельно.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

- Формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного творчества;

-Освоение особенностей рисования традиционных росписей, таких как : Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Мезень и др;

- Формирование знаний по цветоведению;

- Приобретение навыков работы с росписью (различные виды)

- познакомить детей с многообразием русских ремесел

- сформировать представление у учащихся о композиции в декоративно-прикладном искусстве;

- Обучение навыкам создания композиции;

-сформировать практические навыки создания декоративной работы;

- Приобретение знаний по стилизации объекта.

2.Метапредметные:

- Умение наблюдать, умение анализировать форму и цвет;

- Умение понимать поставленную задачу и выполнять ее;

- Формирование не только выполнять свою работу, но и здраво оценивать ее;

-Умение слышать мнение окружающих, здраво реагировать на критику.

3.Личностные:

- Приобщение учащихся к занятиям творчеством по средствам разнообразных художественных материалов и техник;

- Воспитание эмоционального восприятия окружающего мира, изучению природы, бережного отношение к ней;

- Обогащение внутреннего мира ребенка посредством знакомства с русским народным творчеством, исконно русскими традициями;

Условия реализации программы

Условия набора в коллектив: в объединение принимаются как мальчики, так и девочки 5-6 классов, демонстрирующих интерес к изобразительному искусству. Занятия проводятся в период одной четверти, два раза в неделю по 35 минут. Общее количество часов в программе -18.

Формы организации деятельности детей на занятии:

фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)

коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (коллективные творческие работы)

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач;

индивидуальная: организуется для работы с учащимися при разучивании роли, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

После каждого занятия ребята вывешивают на доску свои работы (мини-выставка), для самоанализа о проделанной работе. В конце каждой темы, учитель оформляет работы и устраивает выставку в холле первого этажа.

Формы и виды контроля:

Занятия на уроке, являются основной формой работы. Для наглядности о проделанной работе, итогом является выставка работ учащихся.

Виды

Формы контроля

Методы и способы контроля

Сроки контроля

Вводный

Фронтальный

Беседа, дискуссия

сентябрь,

октябрь

Текущий

Индивидуальный.

Комбинированный.

Тематических контроль выполненных работ

сентябрь,

октябрь

Заключительный

Итоговая выставка работ

Анализ проделанной работы

октябрь.

Критерии оценки:

- Умение применять полученные знания о видах народной росписи и техниках их рисования в процессе создания художественного образа в том или ином стиле;

- Оригинальность композиции в росписи;

- Грамотная смысловая и визуальная нагрузка в работе;

- Аккуратность выполнения практической части работы;

- Гармоничное сочетание всех этапов выполнения  работы.

Материалы, которые задействованы в модуле (для учащихся): бумага, картон, гуашь/акрил/акварель, трафареты, ножницы, кисти разной толщены, деревянные дощечки разной формы.

Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.

Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.

Список литературы


1. Азбука рисования [Текст]: курс графической грамотности: объяснительный текст к 18-ти таблицам: пособие для учителей и родителей / Сост. преподавательница школы Жекулиной А.В. Малиновская В.  — Киев, 1905 (на обложке 1904). — 26 л. ил., цв. ил.: ил.; 35х52 см.

  1. Андерсон, Эдуард. «Руководство, по которому не умеющий рисовать может научиться» (1838) [Электронный         ресурс]
  2. Аугсбург де Реско, Лео (1859–?). Рисование по американской системе: Руководство для учителей и родителей: С 142 рисунками / Перевод с английского О.Ивановой. — Санкт-Петербург, ценз. 1905. — [2], 100 с.: ил.; 23.
  3. Баммес Г. "Изображение фигуры человека" М.: Сварог и К, 1999.- 340 с [Электронный         ресурс].

Внеурочная деятельность учащихся

Программа

Кружка изобразительного искусства «Русская народная роспись».

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема

Цель

Материал

Содержание

Вводный урок. «Русские  народные узоры»

-инструктаж техника безопасности на занятиях;

- объяснить задачи данного

Модуля;

- презентация учителем предполагаемых результов модуля;

- объяснение/

описание главных стилистических направлений в модуле.

Зрительный ряд (проектор). Изделия с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись».

Дать общие сведения о народных промыслах и ремёслах России. Показ презентации (проектор), демонстрация изделий с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись».

«Гжель»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Гжель»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- упражнение «мазок».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

бумага, карандаши, акварель.

Изучение направления «Гжель». Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение «мазок в технике Гжель»

демонстрация наглядного пособия «Гжель», рассмотрение вариантов композиции в данном направлении.

«Гжель»

- изучить такое понятие как «эскиз»;

- изучить особенности работы в технике Гжель,

-работа акварелью «по сырому»

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

бумага, карандаши, акварель.

Рисование эскиза «гжельской розы» на листе бумаги А4, композиция «гжельской розы» внутри нарисованной формы кружки.

«Гжель»

- изучение видов композиции в технике Гжель;

-изучение особенностей переноса изображения с бумаги на форму.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

керамическая (загрунтованная) кружка, акриловая краска, лак.

Перенос композиции с бумаги на керамическую кружку. Завершение работы в технике Гжель.

«Городецкая роспись»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Городецкая роспись»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- упражнение с традиционным городецким цветком «Купавка».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Городецкая роспись».

Прямоугольная заготовка из листа бумаги (предварительно выкрашенная под цвет дерева),

Гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз в прямоугольной форме из листа бумаги, с традиционным городецким цветком «Купавка».

«Городецкая роспись»

-перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Городецкая роспись».

Деревянная заготовка прямоугольной формы,

акриловые краски,

лак.

Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку прямоугольной формы. Завершение работы в технике «Городецкая роспись»

«Мезенская роспись»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Мезенская роспись»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- прорисовка элемента данной росписи «мезенский конь».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Мезенская роспись».

Бумажная основа в форме разделочной доски,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме разделочной доски  с традиционным «мезенским конем».

«Мезенская роспись»

-перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Мезенская роспись».

Деревянная заготовка в форме разделочной доски,

акриловые краски,

лак.

Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку в форме разделочной доски. Завершение работы в технике «Мезенская роспись»

«Глиняная игрушка»

- познакомить с такими направлением росписи на глиняных игрушках как: «Филимоновская», «Дымковская», «Каргопольская.»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данных направлениях;

- изучить этапы создания элементов каждой из росписи;

– изучение композиции  в данных направлениях;

- упражняться в рисовании трёх разных росписей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Лист А4,

карандаш,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи на глиняных игрушках, таких как : Филимоновская, Дымковская, Каргопольская. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение на бумаге с элементами узоров трёх разных росписей.

«Глиняная игрушка»

- объяснить задачи предстоящего задания;

- показать предполагаемый результат;

- изучить особенности работы в трёх разных росписях;

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Бумажная основа в форме традиционного персонажа глиняной игрушки,

гуашь.

Эскиз на бумаге. Композиция внутри формы с росписью на выбор: Филимоновская, Дымковская, Каргопольская

«Глиняная игрушка»

-перенос задуманной

композиции с бумажного эскиза на глиняную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Глиняная фигурка,

гуашь/акрил.

Перенос композиции на глиняную игрушку. Завершение работы в цвете.

«Хохлома»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Хохлома»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

-упражнение с традиционной малинкой в технике «Хохлома».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Бумажная заготовка в форме тарелочки,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме тарелочки. Выполнение композиции с изображением в центре, традиционной малинки в технике «Хохлома».

«Хохлома»

- перенос композиции с бумажного эскиза на деревянную заготовку;

-проработка деталей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Деревянная заготовка в форме тарелочки,

гуашь/акрил,

лак.

Перенос композиции на деревянную заготовку в форме тарелочки

.художественного оформления первого плана будущего изделия.

«Хохлома»

- доработка и прорисовка мелких деталей;

- завершение работы в технике «Хохлома».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Деревянная заготовка в форме тарелочки,

гуашь/акрил,

лак.

Завершение работы в технике «Хохлома».

«Жостово»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Жостово»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

-упражнение с цветками в традиционной технике «Жостово».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Бумажная

заготовка квадратной формы, карандаш,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме квадрата. Выполнение композиции с тремя цветками в традиционной техники «Жостово».

«Жостово»

- перенос композиции с бумажного эскиза на пластиковую,

квадратную форму чёрного цвета;

-проработка деталей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета.

Перенос композиции на пластиковую, квадратную форму чёрного цвета.

«Жостово»

- доработка и прорисовка мелких деталей;

- завершение работы в технике «Жостово».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета.

Завершение работы в технике «Жостово»

Итоговое занятие

- подведение итогов;

-беседа о пройденном модуле;

- выставка работ.

Зрительный ряд (проектор).

Работы по всем темам модуля.

Общая выставка работ по всем пройденным  темам модуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность....