Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Комерсантова Татьяна Степановна

Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.

         Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания  урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего. В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку  образовательно-культурного уровня обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dshi9.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»

        Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.

                                          МБУ ДО «ДШИ № 9» г. о. Самара

                                                        Комерсантова Татьяна Степановна,  

учитель изо высшей категории

 

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания  урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку  образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать  следующие методы  преподавания  предмета «История изобразительного искусства»:

 Метод «оживления персоны» (здесь: авторское название метода)

Начиная рассказ о художнике, расскажите  о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

-используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей) -факты         биографии,         не         связанные         с         художественной

деятельностью

 (так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

-расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем  взлеты,  падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей  к излагаемому материалу.

  • Метод сравнительно-художественного анализа.

-рассказывая детям  о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.

Например,  обсудить сходства и различия в понимании сути направления  французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега,

К.Писсарро)  и русских импрессионистов( К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только  на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» ( 1903 г), где  особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

  • Пространственно-временной метод.

-рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины  обсудите проявление стиля ( направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

-расскажите о  скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной  страны- например, барокко Лоренцо Бернини( собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России –барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

-используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период,  актуальный  для этой темы ; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода ( что было приято в обществе, а что запрещено),только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. ( например, расскажите о проблемах  импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об  исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот         метод         позволит         оценить         ситуацию         как         реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.  Метод интеграции явлений искусства  в полотно жизни.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность  периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление,  «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль, т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

 Метод двустороннего взаимодействия, или метод обратной связи.

Урок-это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.

Начиная  любую тему, следует выяснить осведомленность  детей в  предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.

Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к :

- подробному обсуждению темы  с детьми;

-корректирует явно ошибочные позиции с учетом  достоверных сведений  по предмету «История изобразительного

искусства» и искусствоведения в целом;

-делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для  детей в мир искусства , от Вас зависит, чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог  Вашего класса , и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.  

Список использованной литературы:

1.Мировая художественная культура(базовый уровень)6учебник для 11 класса:среднее общее образование/Л.Г.Емохонова.-М.;Издательский центр «Академия»,2014.-240с.:ил.,[32]с.цв.вкл.

Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...

Методы преподавания предмета изобразительное искусство в целях реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются методы преподавания на уроках изобразительног искусства...

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение Глава1 Теоретические аспекты управления взаимодействием общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей 1.1 Управление взаимодействием общеобразовател...

Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования

Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования, перечень...

Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования

Документы общеобразовательного учреждения по вопросам дополнительного образования. Список...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

   Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...