Формирование художественной культуры младших школьников через русское декоративно - прикладное искусство и фольклор.
статья по изобразительному искусству (изо)
Обряды и праздники с их непредсказуемостью,
мимолетным блеском, свободой и щедростью -
плоть и кровь общественной жизни. В них
человек находит ни с чем несравнимую радость
соприкосновения с бесконечностью...
Андре Бретон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование художественной культуры младших школьников через русское декоративно - прикладное искусство и фольклор.
Обряды и праздники с их непредсказуемостью,
мимолетным блеском, свободой и щедростью -
плоть и кровь общественной жизни. В них
человек находит ни с чем несравнимую радость
соприкосновения с бесконечностью...
Андре Бретон.
1
В наше непростое время проблема развития художественной культуры младших школьников стоит особенно остро. На ребенка со всех сторон обрушивается огромный поток информации. И далеко не вся она положительно влияет на эмоционально-нравственное развитие в целом. Флоренский П. сказал: «Культура - это язык, объединяющий человечество». История нашего отечества сложилась так драматично, что связь прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие народные праздники. В настоящее время не нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации, необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. Лихачев Д.С. не один раз напоминал в своих статьях: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать прививать духовную оседлость. И если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на искушенное растение перекати-поле». Приобщение же к культуре своего народа делает человека сильнее, увереннее, так как он часть семьи, рода, народа, Отечества.
2
Издавна представления народа о мироустройстве, о роли труда в вечном круговороте сменяющихся времен года, об отношении к окружающей природе и своим предкам, ушедшим и как бы ставшим частью природы, находили наиболее полное отражение в народных обрядах, ритуалах, праздниках. В традиционных действиях, в которых фактически каждый был участником, в образной форме выражались и нравственные представления о добре и зле.
«Потеряли память» миллионы наших соотечественников и вернуть ее очень трудно. Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека можно «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Особое место в нем должны занять народные праздники, включающие каждого в действие: ведь в большинстве обрядов каждому участнику была уготовлена своя роль.
Благодаря изучению народного искусства, мы возвращаемся к истокам культуры, к ее «плоти и крови». Общественная жизнь приобретает новый смысл, процесс познания духовой жизни русского народа, выраженный в обрядах, ритуалах, жизненном укладе на протяжении столетий, даёт возможность учащимся пережить «радость соприкосновения с бесконечностью».
Приобщение к народному творчеству - это не только действенная форма изучения художественной культуры, это метод эстетико-экологического воспитания учащихся. Современный человек, воспитанный как «хозяин природы», бесхозяйственно уничтожающий ее, должен наконец-то обратиться к природе с уважением. Русские традиции возвращают и учащихся, и учителей к истокам; возвращают чувство уважения и поклонения природе, к мировосприятию, тайны которого еще так мало нам известны.
Знакомя детей с русским народным искусством, необходимо определить основные учебно-воспитательные задачи, которые ставит учитель в работе с детьми:
* формирование мировоззрения, художественной культуры учащихся, их гражданской и эстетической позиции;
* развитие индивидуальных художественно-творческих задатков каждого ребенка: формирование исследовательских способностей в процессе ознакомления с различными обрядами, ритуалами, праздниками;
* создание условий для формирования художественных умений, навыков, знаний в области разных видов искусства (литературы, музыки, декоративно-прикладного и изобразительного), находящих себе применение при организации и проведении различных праздничных действий, а так же пропаганде русской культуры.
Я рада, что в образовательных школах существует программа известного живописца Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», в которой художественная культура школьников понимается как неотъемлемая часть культуры духовной, т.е. культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. В программе исключительное место в учебно-воспитательном процессе занимают разделы, посвященные народному искусству.
Вводятся они органично для учебного содержания, в соответствии с уровнем художественного развития учащихся и с формированием целостных представлений о культуре своего народа и разных народов земли. В каждой параллели разных классов важно найти творческие формы освоения тем, интересных учащимся, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню форсированности художественных знаний, умений, навыков.
Замечу, что главным является наличие интереса: когда ребенку жизненно важно тема, поставленная перед ним учебная проблема - он может достичь результатов, неожиданных для взрослых.
Приближение детей к элементам народного искусства происходит за счет внеурочной деятельности по моему предмету (в каждом классе имею 1час на внеурочную занятость), что дает возможность для расширенного изучения каждой темы.
Начиная с 1 класса, когда дети знакомятся с мастером Постройки, я ввожу урок «Изготовление и роспись Дымковского конька», где поделка сделанная своими руками оживает и начинается игра. Продолжается знакомство с народной игрушкой и во 2 классе: тема «Украшения и фантазия», где детям необходимо слепить вазу по мотивам «Скопинских игрушек». Народные игрушки помогают приобщиться к русской культуре, к нравственным представлениям народа. Оржанский Л.Г. утверждал: «Народное искусство создавало и поныне создает наиболее любимые и понятные детям игрушки, для ребенка игрушки суть своеобразия, но настоящая действительность, не менее реальная, чем для нас, взрослых, окружающая нас реальность...»
От малого, от частного дети подходят к размышлению над смыслом народного искусства. Параллельно, так же в младших классах происходит знакомство с произведениями профессионального искусства: архитектурой, живописью, скульптурой, графикой и т.д.
В 4-м классе 1 четверти «Искусство твоего народа» целиком и полностью посвящено формированию у детей чувства сопричастности к корням своего народа, к истокам русской национальной культуры. Уроки по темам «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы», «Образ старинных русских городов. Деревянное зодчество», «Образ русского храма». Уроки эти – важный шаг ребенка к осознанию русского зодчества, как подлинной ценности отечественной и мировой культуры. Они помогают осознать красоту древнерусских церквей и храмов, как духовную летопись человечества, застывшую в камне, как отношение человека к природе, Богу, поиску истины.
Работа с учащимися младшего школьного возраста показывает, что дети очень восприимчивы к содержательной выразительности русской культуры. В них формируется уважение и интерес к народу, являющиеся необходимым условием успешного нравственно-эстетического воспитания.
Издавна год образно представляли на Руси в виде круга – колеса, медленно и неумолимо совершающего движения по ходу солнца. Отсюда известно словосочетание «круглый год». Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены. Наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов, прилету птиц. И поэтому на протяжении всех 4 лет обучения в начальных классах на своих уроках искусства я стараюсь познакомить детей с народными праздниками, донести до них традиции предков.
В 1 классе урок «Каргапольские тетерки» позволяет окунуть детей в атмосферу обрядовой встречи Весны, проявить свою фантазию и воображение в лепке тетерок, поучаствовать в народном празднике и гулянье.
В 4 классе я знакомлю детей с такими праздниками, как:
- «Сороки-встреча весны». На уроке, по старинной традиции, дети совершают такой обряд: заклинают весну быть скорой, доброй и стряпают из теста вестников весны – жаворонков. Это печенье дарят друг другу со словами «жаворонки прилетели, на головку деткам сели…»
- «Праздник Ивана Купалы». Наши предки считали, что летом особенно тонкая граница между видимым и невидимым мирами, между миром жизни и миром ушедших. Это – волшебное, мистическое время. Гадание на воде с цветочными венками – характерное явление для древне-русских летних праздников. Девушки и юноши украшали себя венками, из «купальских» цветов и трав, которые считались священными символами брачного обета. На этом уроке после изготовления венка при помощи бумажной пластики, дети играют в игру, прыгая через символизируемый костер, согласно традициям наших предков.
- «Осинины» - соединяют в себе как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной традиционной сути – это древний праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Пресвятой Богородицы.
- «Масленица» - наиболее любимый праздник, корни которого уходят в глубокую древность. На масленицу села и города преображались: появлялись ледяные горки, снежные дворцы, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площади для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. На уроке дети объединяются в группы и изготавливают пластилиновый «Снежный городок».
- «Коляда» - суть обряда заключалась в хождении «ряженных» по домам с песнями – щедровками. Колядующие обычно наряжались в козу, медведя, коня… Отсюда и суть урока – изготовление масок разных животных и пение колядок. Животные представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благополучие, достаток.
- «Святая пасха». Дети изготавливают яйца из папье-маше и раскрашивают их орнаментами из древних «оберёжных» узоров. Так как яйцо издревле считалось символом мира, Вселенной, раскрашенное яйцо приобретало целебную силу и считалось талисманом удачи.
Благодаря таким урокам ребенок учится понимать единство круга жизни человека и природы. Дети словно «прикасаются душой» к древнему русскому календарю, к народным праздникам и традициям на святой Руси. Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоничное целое.
У каждого народа, в том числе русского, есть особые черты, обычаи, предметы материальной культуры, которые выражают его народную мудрость и духовную ценность, которые формируют его менталитет. Так во 2 классе на уроке «Украшение и фантазия» дети изготавливают эскизы кружевных деталей одежды и кокошников, погружаясь в сказочную красоту народного праздничного костюма. Урок помогает понять нравственную эстетическую связь между украшениями одежды и образом жизни людей разных сословий, возраста, пола и характеров. А такие уроки как, «Декоративная тарелочка по мотивам Жостовской росписи» (1кл.), «Изготовление посуды в стиле Хохломы» (4кл.), «Русское свадебное полотенце» (4кл.), «Русская матрешка» (3кл.), открывают для школьников жизнь в русском фольклоре. Ребята видят отражение народной мудрости, красоты и гармонии в изделиях русских народных промыслов и предметах быта.
Чем больше всматриваешься в творение наших предков, тем больше чувствуешь красоту и чистоту духа, эмоциональную насыщенность, природное врождённое чувство красоты и гармонии.
Так я решаю на своих уроках главную задачу преподавания искусства - воспитание у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, на прекрасное и безобразное в современной окружающей жизни.
3.
Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как самовыражения. Я убеждена, что особенно в начальной школе, ни один другой предмет не открывает таких возможностей как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми разными материалами и творческими процессами. Перед ним не только краски, карандаши, картон, бумага, тушь, ткань; у него развивается чувство материала, фактуры поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства. Ребенок чувствует себя творцом в создании конкретных предметов, которые доставляют радость и ему, и взрослым, он выражает свое отношение к миру.
Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества. Труд в искусстве требует серьезной организации, самодисциплины и материальной обеспеченности своего процесса - только когда можно ожидать результатов.
Формируя эмоционально-чувственную сферу ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые «цыплята», так смешно топчущиеся около своих песочниц или выводящие первые каракули – наше будущее. И какое мы дадим им представление о мире, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений.
Да, мы сами далеко не всегда совершенны в своих отношениях к труду, к людям, к природе. Мы сами не всегда владеем этим пониманием истинного счастья. А рядом – дети, их первый опыт общения с нами, со взрослыми. Культура многих веков, представление о счастье, добре и сострадании - только через нас, взрослых. И бескультурье, невежество, духовная глухота – тоже, от нас…
Ребенок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребенок играет – первые в жизни игры. Ребенок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… Первые радости и обиды. Все – первое. Первые кирпичики в постройке «здания» личности.
Каким человеком будет этот ребенок?
Каким человеком сделаем его мы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-354839-1385571634.jpg)
Формирование орфографической зоркости младших школьников через овладение обобщенным способом действия
Как научить грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры и залог точности выражения мысли. Основы орфографич...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-600441-1424947471.jpg)
Методическая работа «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через аудирование»
Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. В настоящие время общество характеризуется усилением социальн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-786516-1698994986.jpg)
Формирование социальной компетентности младших школьников через применение игровых технологий
Описание опыта работы...
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.
Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-879330-1484685106.jpg)
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-49214-1606407105.jpg)
Мастер-класс "Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность"
Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей в овладении технологией проектирования.Задачи:- Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью;- Показа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1277304-1602472701.jpg)
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Доклад на курсах повышения квалификации в БРИОП...