Формирование художественной культуры младших школьников через русское декоративно - прикладное искусство и фольклор.
статья по изобразительному искусству (изо)

Власова Светлана Анатольевна

Обряды и праздники с их непредсказуемостью,

                                                                       мимолетным блеском, свободой и щедростью -

                                                        плоть и кровь общественной жизни. В них

                                                                      человек находит ни с чем несравнимую радость

                                                                    соприкосновения с бесконечностью...

                                                                                                     Андре Бретон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsa_1.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование художественной культуры младших       школьников через русское декоративно - прикладное    искусство и фольклор.

                                                                       Обряды и праздники с их непредсказуемостью,

                                                                       мимолетным блеском, свободой и щедростью -

                                                        плоть и кровь общественной жизни. В них

                                                                      человек находит ни с чем несравнимую радость

                                                                    соприкосновения с бесконечностью...

                                                                                                     Андре Бретон.

                                 1

           В наше непростое время проблема развития художественной культуры младших школьников стоит особенно остро.  На ребенка со всех сторон обрушивается огромный поток информации. И далеко не вся она положительно влияет на эмоционально-нравственное развитие в целом. Флоренский П. сказал: «Культура - это язык, объединяющий человечество». История нашего отечества сложилась так драматично, что связь прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие народные праздники. В настоящее время не нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации, необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. Лихачев Д.С. не один раз напоминал в своих статьях: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать прививать духовную оседлость. И если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на искушенное растение перекати-поле». Приобщение же к культуре своего народа делает человека сильнее, увереннее, так как он часть семьи, рода, народа, Отечества.

                                                                                                               

                                                         2

   

           Издавна представления народа о мироустройстве, о роли труда в вечном круговороте сменяющихся времен года, об отношении к окружающей природе и своим предкам, ушедшим и как бы ставшим частью природы, находили наиболее полное отражение в народных обрядах, ритуалах, праздниках. В традиционных действиях, в которых фактически каждый был участником, в образной форме выражались и нравственные представления о добре и зле.

           

           «Потеряли память» миллионы наших соотечественников и вернуть ее очень трудно. Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека можно «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Особое место в нем должны занять народные праздники, включающие каждого в действие: ведь в большинстве обрядов каждому участнику была уготовлена своя роль.

            Благодаря изучению народного искусства, мы возвращаемся к истокам культуры, к ее «плоти и крови». Общественная жизнь приобретает новый смысл, процесс познания духовой жизни русского народа, выраженный в обрядах, ритуалах, жизненном укладе на протяжении столетий, даёт возможность учащимся пережить «радость соприкосновения с бесконечностью».

            Приобщение к народному творчеству - это не только действенная форма изучения художественной культуры, это метод эстетико-экологического воспитания учащихся. Современный человек, воспитанный как «хозяин природы», бесхозяйственно уничтожающий ее, должен наконец-то обратиться к природе с уважением. Русские традиции возвращают и учащихся, и учителей к истокам; возвращают чувство уважения и поклонения природе, к мировосприятию, тайны которого еще так мало нам известны.

        Знакомя детей с русским народным искусством, необходимо определить основные учебно-воспитательные задачи, которые ставит учитель в работе с детьми:

        * формирование мировоззрения, художественной культуры учащихся, их гражданской и эстетической позиции;

        * развитие индивидуальных художественно-творческих задатков каждого ребенка: формирование исследовательских способностей в процессе ознакомления с различными обрядами, ритуалами, праздниками;

        * создание условий для формирования художественных умений, навыков, знаний в области разных видов искусства (литературы, музыки, декоративно-прикладного и изобразительного), находящих себе применение при организации и проведении различных праздничных действий, а так же пропаганде русской культуры.

              Я рада, что в образовательных школах существует программа известного живописца Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», в которой художественная культура школьников понимается как неотъемлемая часть культуры духовной, т.е. культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. В программе исключительное место в учебно-воспитательном процессе занимают разделы, посвященные народному искусству.

             Вводятся они органично для учебного содержания, в соответствии с уровнем художественного развития учащихся и с формированием целостных представлений о культуре своего народа и разных народов земли. В каждой параллели разных классов важно найти творческие формы освоения тем, интересных учащимся, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню форсированности художественных знаний, умений, навыков.

               Замечу, что главным является наличие интереса: когда ребенку жизненно важно тема, поставленная перед ним учебная проблема - он может достичь результатов, неожиданных для взрослых.

               Приближение детей к элементам народного искусства происходит за счет внеурочной деятельности по моему предмету (в каждом классе имею 1час на внеурочную занятость), что дает возможность для расширенного изучения каждой темы.

               Начиная с 1 класса, когда дети знакомятся с мастером Постройки, я ввожу урок «Изготовление и роспись Дымковского конька», где поделка сделанная своими руками оживает и начинается игра. Продолжается знакомство с народной игрушкой и во 2 классе: тема  «Украшения и фантазия», где детям необходимо слепить вазу по мотивам «Скопинских игрушек». Народные игрушки помогают приобщиться к русской культуре, к нравственным представлениям народа. Оржанский Л.Г. утверждал: «Народное искусство создавало и поныне создает наиболее любимые и понятные детям игрушки, для ребенка игрушки суть своеобразия, но настоящая действительность, не менее реальная, чем для нас, взрослых, окружающая нас реальность...»

От малого, от частного дети подходят к размышлению над смыслом народного искусства. Параллельно, так же в младших классах происходит знакомство с произведениями  профессионального искусства: архитектурой, живописью, скульптурой, графикой и т.д.

В 4-м классе 1 четверти «Искусство твоего народа» целиком и полностью посвящено формированию у детей чувства сопричастности к корням своего народа, к истокам русской национальной культуры. Уроки по темам «Пейзаж родной земли. Гармония  жилья и природы», «Образ старинных русских городов. Деревянное зодчество», «Образ русского храма». Уроки эти – важный шаг ребенка к осознанию русского зодчества, как подлинной ценности отечественной и мировой культуры. Они помогают осознать красоту  древнерусских церквей и храмов, как духовную летопись человечества, застывшую в камне, как отношение человека к природе, Богу, поиску истины.

Работа с учащимися младшего школьного возраста показывает, что дети очень восприимчивы к содержательной выразительности русской культуры. В них формируется уважение и интерес к народу, являющиеся необходимым условием успешного нравственно-эстетического воспитания.

Издавна год образно представляли на Руси в виде круга – колеса, медленно и неумолимо совершающего движения по ходу солнца. Отсюда известно словосочетание «круглый год». Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены. Наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов, прилету птиц. И поэтому на протяжении всех 4 лет обучения в начальных классах на своих уроках искусства я стараюсь познакомить детей с народными праздниками, донести до них традиции предков.

В 1 классе  урок «Каргапольские тетерки» позволяет окунуть детей в атмосферу обрядовой встречи Весны, проявить свою фантазию и воображение в лепке тетерок, поучаствовать в народном празднике и гулянье.

В 4 классе я знакомлю детей с такими праздниками, как:

  1. «Сороки-встреча весны». На уроке, по старинной традиции, дети совершают такой обряд: заклинают весну быть скорой, доброй и стряпают из теста вестников весны – жаворонков. Это печенье дарят друг другу со словами «жаворонки прилетели, на головку деткам сели…»
  2.  «Праздник Ивана Купалы». Наши предки считали, что летом особенно тонкая граница между видимым и невидимым мирами, между миром жизни и миром ушедших. Это – волшебное, мистическое время.  Гадание на воде с цветочными венками – характерное явление для древне-русских летних праздников. Девушки и юноши украшали себя венками, из «купальских» цветов и трав, которые считались священными символами брачного обета. На этом уроке после изготовления венка при помощи бумажной пластики, дети играют в игру, прыгая через символизируемый костер, согласно традициям наших предков.
  3. «Осинины» -  соединяют в себе как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной традиционной сути – это древний праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Пресвятой Богородицы.
  4. «Масленица» - наиболее любимый праздник, корни которого уходят в глубокую древность. На масленицу села и города преображались: появлялись ледяные горки, снежные дворцы, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площади для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. На уроке дети объединяются в группы и изготавливают пластилиновый «Снежный городок».
  5. «Коляда» -  суть обряда заключалась в хождении «ряженных» по домам с песнями – щедровками. Колядующие обычно наряжались в козу, медведя, коня… Отсюда и суть урока – изготовление масок разных животных и пение колядок. Животные представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благополучие, достаток.
  6. «Святая пасха». Дети изготавливают яйца из папье-маше и раскрашивают их орнаментами из древних «оберёжных» узоров. Так как яйцо издревле считалось символом мира, Вселенной, раскрашенное яйцо приобретало целебную силу и считалось талисманом удачи.

Благодаря таким урокам ребенок учится понимать единство круга жизни человека и природы. Дети словно «прикасаются душой» к древнему русскому календарю, к народным праздникам и традициям на святой Руси. Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоничное целое.

У каждого народа, в том числе русского, есть особые черты, обычаи, предметы материальной культуры, которые выражают его народную мудрость и духовную ценность, которые формируют его менталитет. Так во 2 классе на уроке «Украшение и фантазия» дети изготавливают эскизы кружевных деталей одежды и кокошников, погружаясь в сказочную красоту народного праздничного костюма. Урок помогает понять нравственную эстетическую связь между украшениями одежды и образом жизни людей разных сословий, возраста, пола и характеров. А такие уроки как, «Декоративная тарелочка по мотивам Жостовской росписи» (1кл.), «Изготовление посуды в стиле Хохломы» (4кл.), «Русское свадебное полотенце» (4кл.), «Русская матрешка» (3кл.), открывают для школьников жизнь в русском фольклоре. Ребята видят отражение народной мудрости, красоты и гармонии в изделиях русских народных промыслов и предметах быта.

Чем больше всматриваешься в творение наших предков, тем больше чувствуешь красоту и чистоту духа, эмоциональную насыщенность, природное врождённое чувство красоты и гармонии.

Так я решаю на своих уроках главную задачу преподавания искусства -  воспитание у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, на прекрасное и безобразное в современной окружающей жизни.

                                                          3.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как самовыражения. Я убеждена, что особенно в начальной школе, ни один другой предмет не открывает таких возможностей как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми разными материалами и творческими процессами. Перед ним не только краски, карандаши, картон, бумага, тушь, ткань; у него развивается чувство материала, фактуры поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства. Ребенок чувствует себя творцом в создании конкретных предметов, которые доставляют радость и ему, и взрослым, он выражает свое отношение к миру.

Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества. Труд в искусстве требует серьезной организации, самодисциплины и материальной обеспеченности своего процесса - только когда можно ожидать результатов.

Формируя эмоционально-чувственную сферу ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые «цыплята», так смешно топчущиеся около своих песочниц или выводящие первые каракули – наше будущее. И какое мы дадим им представление о мире, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений.

Да, мы сами далеко не всегда совершенны в своих отношениях к труду, к людям, к природе. Мы сами не всегда владеем этим пониманием истинного счастья. А рядом – дети, их первый опыт общения с нами, со взрослыми. Культура многих веков, представление о счастье, добре и сострадании - только через нас, взрослых. И бескультурье, невежество, духовная глухота – тоже, от нас…

Ребенок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребенок играет – первые в жизни игры. Ребенок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… Первые радости и обиды. Все – первое. Первые кирпичики в постройке «здания» личности.

                   Каким человеком будет этот ребенок?

                   Каким человеком сделаем его мы?

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости младших школьников через овладение обобщенным способом действия

Как научить грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры и залог точности выражения мысли. Основы орфографич...

Методическая работа «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через аудирование»

Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. В настоящие время общество характеризуется усилением социальн...

Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.

Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...

Мастер-класс "Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность"

Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей  в овладении технологией проектирования.Задачи:- Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью;- Показа...