Развитие композиционного мышления на начальном этапе профессионального обучения изобразительному искусству.
статья по изобразительному искусству (изо)

Пасынкова Ольга Александровна

Статья адресована всем тем, кто обучает детей и подростков изобразительному искусству на стадии начального образования. Основная мысль, которая в ней заложена это то, что в учебном процессе базовая роль отводится развитию  композиционного мышления у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_konferentsii_20122.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

О. А ПАСЫНКОВА

ДХШ № 1

e-mail: olgapasynkova12@gmail.com

        Формирование композиционного мышления у детей происходит с первых шагов обучения в художественной школе. На уроках рисунка, живописи, композиции педагог объясняет детям, что, первоначально необходимо закомпоновать на плоскости листа все то, что они собираются изобразить. И, тем не менее, очень часто мы сталкиваемся в работах учащихся с композиционными ошибками или явной непродуманностью в построении композиции.

        Проблема заключается в том, что педагоги не всегда бывают достаточно требовательными и внимательными на одном из самых важных этапов в работе учащихся, от которого зависит конечный результат любой композиции независимо от жанра. Все мы знаем из истории искусства, как работали старые мастера реалистической школы, что существовала строгая последовательность в работе. Созданию живописного полотна или монументальной фрески предшествовала кропотливая предварительная работа - сбор материала, включающий выполнение этюдов, зарисовок, набросков и т. д. Современный стиль жизни безусловно диктует художнику динамику в процессе исполнения тех или иных изобразительных работ. Но это не означает, что при обучении детей в художественной школе можно ломать сложившуюся систему профессиональных подходов и методов. Вероятно, могут существовать эксперименты, касающиеся техники исполнения, помогающие ускорить работу на завершающем этапе выполнения композиции в большом формате. Но ускоряя процесс работы, пропуская нужный этап фор-эскизов и эскизов, мы отнимаем у детей возможность развивать творческую мысль, вариативность мышления, не даем им почувствовать всей прелести поиска зарождающейся идеи, не формируем умение критически анализировать собственную работу и выбирать наилучший вариант. Эти качества и многие другие, сформированные на начальном этапе работы над композицией, на последующих этапах становятся также необходимыми для успешного ее завершения.

        В художественных школах небольших провинциальных городов приходиться часто сталкиваемся с тем, что уровень подготовки, а также и степень одаренности детей в первых классах разный. После обучения в художественной школе лишь 20-30 % выпускников из группы выбирают учебу по профилю художественного образования. Возникает вопрос о необходимости для оставшихся 70 % учащихся столь серьезного профессионального обучения в сфере начального художественного образования или, как сейчас называют, предпрофессионального образования. Нужны ли этим детям знания и умения в художественном ремесле? Безусловно нужны. Во-первых: не все учащиеся поступившие в художественную школу твердо уверенны в выборе будущей профессии, есть такие, которых терзают сомнения чуть-ли не до окончания нашей школы. Во-вторых: профессиональное обучение формирует не только будущего художника, но и будущего зрителя, умеющего читать произведения искусств.

        Воспитание хорошего зрителя, да и просто образованного, интересного, мыслящего, неравнодушного человека начинается уже с первых шагов работы над композицией натюрморта, пейзажа, сюжетной композицией, т. е. с начальной стадии, когда включается творческий, мыслительный процесс. Поэтому, если ученик не успевает выполнить работу на большом формате, в силу не достаточных природных данных, то наличие серьезной предварительной работы в виде всевозможных вариаций фор-эскизов, эскизов-этюдов с использованием различных материалов и выполнение окончательного эскиза может заменить одну большую, но неумелую композицию, выполненную без предварительной работы. Эта мысль в очередной раз подтверждает тот факт, что сложившаяся профессиональная система в работе над композицией не случайна, она проверена временем и дает высокие результаты. Первоначальная стадия оказывается во многом полезнее в условиях наших художественных школ, поскольку развивает композиционное мышление и стимулирует творческий потенциал у любой категории детей вне зависимости от их способностей.

        На первой стадии работы чрезвычайно важно прививать ученикам умение самостоятельно выстраивать композицию. Это не означает, что педагог отстраняется от ученика, давая ему полную свободу действия. На самом деле, педагог ведет большую работу, обучая ученика самостоятельности. Учитель становится для ученика старшим опытным товарищем, мастером своего дела, терпеливым наставником, умеющим незаметно подвести его к выбору правильного решения той или иной творческой проблемы, вовремя направить его мысли в нужное русло. Такой подход в работе педагога, конечно, отнимает у него много эмоциональных сил, энергии. Ни для кого, к сожалению, не является секретом, тот факт, что в наших школах встречается другой «метод обучения», когда педагог вмешивается в процесс создания композиции, подменяя работу ученика, перечеркивая весь смысл творческого подхода в обучении будущих художников. Подобный «метод» проще, поскольку легче выполнить все самим, нежели тратить столько усилий, да и конечный результат выглядит эффектнее, техничнее, увереннее. Неизбежно возникает вопрос о целесообразности подобной учебы и кто сможет получить пользу от нее. Преподаватель? Возможно, для успешной отчетности своей деятельности. Но явно не ученики.

           Формирование композиционного мышления у детей происходит не быстро, но если эту задачу постоянно включать в учебный процесс, отводя базовую роль композиции, без которой любое изображение на картинной плоскости теряет смысл и художественную ценность, то результат не заставит себя долго ждать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов

Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности....

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

Технология развития пространственного мышления на начальном обучении черчению.

Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. Мы живем и двигаемся в трехмерном пространстве, предметы в повседневной жизни занимают пространство. Пространственное воображение мо...

«Влияние изобразительного искусства на развитие абстрактного мышления учащихся в других сферах обучения».

Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где вн...

Приемы развития композиционного мышления

Методическая работа возможно заинтересует преподавателей основных дисциплин в детских художественных школах и школах искусств....