Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statya.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и воспитания Ярославской области

 Ярославский областной Институт повышения квалификации

педагогических кадров.

Творческая работа

Тема: «Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов»

Учитель высшей категории

изобразительного искусства лицея №2

г. Рыбинска Ярославской области

Беликина Анна Вячеславовна

Работа одобрена научно-методическим советом

МОУ лицея №2 г.Рыбинска

2010-2011 уч.г.

Содержание

           Введение

  1. КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

            В НАЧАЛЬНОИЙ ШКОЛЕ

  1.1.   Особенности мышления школьников младшего возраста и

           способы его развития

  1.2.   Композиция есть средство организации художественного

           изображения

  1.3.   Роль композиционного мышления на уроках изобразительного                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           искусства

II.       ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

           У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-3 классов) НА УРОКАХ       ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

  2.1.   Система учебно-творческих заданий по развитию композиционного               мышлении

  Заключение      

  Литература

Введение

«Искусство есть…

мышление в образах»

В.Г. Белинский

В школьной практике преподавания изобразительного искусства мы сталкиваемся с проблемой развития композиционного мышления у младших школьников. Причина этого - недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Некоторые художники, искусствоведы, педагоги считают, что четких и строгих правил и законов композиции не существует, а потому и обучать тут нечему, т.к. композиция  - это дело индивидуальное, зависящее от интуиции художника, от его природных дарований. Однако, академик М.В. Алпатов приходит к выводу о существовании композиционных правил в ряде своих трудов. Например, в его книге «Этюды по истории западноевропейского искусства» идет анализ творчества мастеров ХVI-ХVIII веков в целом и их отдельных произведений.

Главное внимание автор уделяет композиционному построению полотен. Большой интерес представляют анализы таких картин, как «Коронование терновым  венцом» Тициана, нескольких работ Веласнеса и др. Непосредственно вопросам композиции посвящена и другая работа

М.В. Алпатова - «Композиция в живописи». Она написана в форме

исторического очерка. На примерах из истории живописи многих эпох автор показывает композиционные приемы, которыми пользовались старые мастера в своем творчестве. Он дает определение термина «композиция», делает интересные исследования о композиции в природе и в различных видах искусства. Работы М.В. Алпатова являются первым опытом создания учебных пособий по композиции. И здесь мы видим, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом. Таким образом, композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания себя и окружающего мира. И в данной работе делается попытка рассмотреть механизм развития композиционного мышления у младших школьников, т.к. именно к концу дошкольного возраста у детей начинается сензетивный период овладения мыслительными действиями носящий наглядно-образный характер.

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании системы умственных действий в процессе решения мыслительных задач в образной форме именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы композиции приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.

Данная работа включает в себя разработку проблемы поставленной преподаванием изобразительного искусства в школе - развитие композиционного мышления у детей в начальных классах. Цель - создать методический ряд постепенно усложняющихся задач, напоминающий лестницу, поднимаясь по которой нельзя шагать через ступеньки. Поэтому художник П.П. Чистяков называл ход развития художника «поступенным».

Мышление тесно связано со знанием. И к 6 годам у детей умственный кругозор уже велик. Ребенок накопил чувственный опыт и умеет решать практическим путем конкретные наглядные задачи. Он пользуется наглядно-действенной формой мышления, и начиная оперировать  образами, он  использует наглядно-образное мышление. Этот период приходится на 1-3 классы, когда вторая форма мышления наиболее активна. Поэтому

наступает момент, когда развитие композиционного мышления актуально, необходимо. И мы, используя данную методическую разработку, будем способны решить эту задачу на данном возрастном этапе. В современной школе роль мышления все больше и больше возрастает. Наиболее актуально это звучит в новых стандартах образования. При обучении ученику уже необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы  человеческой деятельности, но и овладеть

творческим подходом к ее осуществлению. А значит, на первый план выдвигается задача формирования творческого мышления учащихся. Как отмечает польский педагог В. Оконь в настоящее время «нужно произвести изменения в иерархии дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти должны занять мышление и деятельность самих учеников». Отсюда мы видим, что на уроках изобразительного искусства развитие композиционного мышления является приоритетным и красной нитью, проходящей через всю структуру предмета и не только в начальной, но и средней школе.

    Исследование мышления 6-ти летних детей, проведенное учеными НИИ общей и педагогической психологии, показало, что наибольшее значение для успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. И здесь мы видим огромную роль развития композиционного мышления. Уровень развития логического мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует успешного обучения. Ученые приходят к выводу: «Развивается формализм мышления». Отсюда следует необходимость развивать композиционное мышление и сделать его главной целью обучения на уроках ИЗО на ряду с воспитательной и развивающей целью».

  1. КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОИЙ ШКОЛЕ

В психологии мышление определяют как опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности, И мышление - это форма человеческого познания. В психологии принято классифицировать мышление. По содержанию: конкретно-действенное мышление (практическая деятельность); наглядно-образное мышление (с опорой на образы восприятия или образы представления), логическое мышление

А также мышление можно рассматривать и с 3-х сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания,  и в-третьих, как форму умственной деятельности человека.

В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура комплекса мыслительных операций - более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без них ^ невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями.

Понятие - это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях, это высшая форма отражения действительности. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком-либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Традиционный путь усвоения понятий от частного к общему, А учёные

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов доказали, что уже первоклассники способны овладеть новыми понятиями, идя от общего к частному И именно первоклассники обладают гораздо большими возможностями для развития мышления, чем это казалось при традиционных способах обучения.

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия.

Суждение - это утверждение или отрицание каких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами. Каждое суждение представляет собой констатацию фактов. Большое значение в проверке правильности суждений имеют умозаключения.

Умозаключение - это сопоставление и анализ различных суждений, и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Благодаря этим мыслительным процессам происходит анализ любой работы, закрепление любого объясняемого материала на уроках изобразительного искусства. Но необходимо различать умозаключения и на основе этих понятий строить объяснения заданий, рассмотрим виды умозаключений.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ИНДУКТИВНЫЕ                                                                                ДЕДУКТИВНЫЕ                
(предполагает установление                                              (предполагает раскрытие

общих законов, правил, положений                                     частных явлений, фактов
на основании рассмотрения                                                 на   основании   знания
частных,        единичных                                                           общих        законов,

фактов, явлений)                                                                   положений

Таким образом, при развитии у детей композиционного мышления важно учитывать виды умозаключений, т.к. они направляют мыслительные процессы в ту или иную область размышлений и ученики решают ту или иную цель урока главной из которых является развитие композиционного мышления, что и является целью обучения.

Однако мышление индивидуально, т.к. существуют различия в мыслительной деятельности человека. Это есть следствие особенностей развития его ума в процессе обучения и воспитания. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения. Учителю необходимо помнить эти процессы при планировании того или иного урока, а также различные качества ума, которые на уроках изобразительного искусства можно развивать, поставив ту или иную педагогическую цель или задачу.

Композиционное мышление  проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении задач, и в постановке целей (целеполаганием),   и   в   рефлексивной   регуляции   (анализ   закономерностей   самой деятельности). И теперь мы можем сказать, что достичь высокого развития композиционного мышления    (мыслительных    операций)    возможно    специальными    упражнениями, тренировками в ходе целенаправленного школьного обучения, что можно проследить по конспектам уроков изобразительного искусства в приложении № 1. где детям предлагаются задания - загадки, задания - ребусы и т.д.

  1. 1.1.  Особенности мышления школьников младшего возраста и

способы его развития

Как всякий познавательный процесс, мышление представляет собой отражение действительности.

На понимание роли практического действия как начальной ступени процесса развитая всех высших форм мышления человека простроена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная

П.Я. Гальпериным. На 1-ом этапе ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия. На втором  - эти действия только представляются и проговариваются ребенком. Лишь на последнем этапе внешнее предметное действие «сворачивается» и уходит во внутренний план. И идет переход мышления ребенка на следующую, более высокую ступень развития. И с развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к мышлению образному.

Важное значение имеет при развитии образного мышления:

  1. Наблюдения и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие.
  2. Анализ каждого нового явления (выделение п/з).
  3. Абстрагирование признаков.
  4. Включение новых предметов в известные группы.

Такая трудная и сложная умственная работа не сразу удается маленькому ребенку. Он выполняет эту работу, проходя довольно длительный путь и допуская ряд ошибок.

Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников. На основе сравнения дети, изучая курс природоведения, научатся различать осенние и весенние явления и пейзажи. Совершенно естественно, что сравнению как приему умственной и учебной деятельности детей надо систематически учить. Обучение умственному действию сравнения разные авторы осуществляли различными методами. Использовалось подражание, работа по образцу, пооперационные указания и др.

К концу дошкольного детства у детей развивается наглядно-образное мышление. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интерризации внешних ориентировочных действий. А в среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинали переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме.

И при решении задач с косвенным результатом начинает складываться новая форма наглядно-образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Одно из его проявлений - схематизм детского рисунка.

Достижение дошкольного возраста умение создавать и использовать схематизированные образцы. Это позволяет увидеть такие стороны явлений, которые недоступны наглядно-образному мышлению.

Например, разрываем целый лист на части, дети видят, что целое может быть разделено на части.

Наглядно-схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщения и могут приводит детей к пониманию существенных связей, и зависимостей вещей. Но эти формы остаются образными формами и дети еще не могут их освоить.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. При помощи речи   взрослые руководят действиями ребенка. Младший школьный возраст особенно чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие   образного мышления. И попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны. В общей лестнице психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач. И возможно формирование логического мышления в начальных классах. Но в той степени, в какой необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний. Например, для овладения числом. Непосредственная зависимость развития мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий.

Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, мы можем заключить, весь материал, в схему.

  1. Наглядно-                         2. Наглядно-                         3. Абстрактное

     действенное                         образное                                 мышление

     мышление                            мышление

                 

МЫШЛЕНИЕ

                                                         Операции

                                                       мышления:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Сравнение
  4. Абстрагирование
  5. Обобщение
  6. Конкретизация
  7. Классификация

Данная схема показывает нам виды, формы и операции мышления, которые проявляются у человека в мыслительной деятельности.

Более подробно рассмотрим операции мышления, знание которых позволит нам выявить способы развития композиционного мышления.

Анализ - это расчленение целостной системы на взаимно связанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними. Например, чтобы лучше представить форму кувшина, необходимо разложить его на составные геометрические фигуры.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например, из заданных геометрических фигур сложить форму вазы.

«Мышление, - писал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дринг», - состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза». Например, избушка на курьих ножках. Составил автор из частей реально существующих объектов.

Это называется агглютинация. Чтобы произвести эту синтетическую операцию необходимо было сначала расчленить представления о реальных существующих предметах. Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи прямо советовал художнику: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой, брови льва, виски старого петуха, и шею водяной черепахи»

Именно этот мыслительный процесс привел конструкторов к созданию троллейбуса, аэросаней и  т. д. Аналитическим процессом можно считать и другой прием, создании сказочных образов.

Акцентирование|. Здесь выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры. Анализ и синтез как мыслительные операции возникли из практических действий. Этот длительный исторический путь превращения внешней операции во внутреннюю в сокращенном виде можно наблюдать, изучая развитие мышления  у детей. Когда маленький ребёнок сначала снимает с пирамидки кольцо за кольцом, а потом надевает кольца обратно, он, сам того не подозревая, уже осуществляет на деле синтез и анализ. Недаром 1-ая стадия развития мыслительной деятельности получила название наглядно-действенное мышление, и позже, еще раз повторю, на смену ему приходит конкретно-образное мышление – ребенок оперирует не только предметами, но и их образами, и наконец, возникает «взрослое» - словесно логическое мышление.

Равновесие между анализом и синтезом очень важно в любой сложной человеческой деятельности. Существует 3 типа мышления.

Покажем схемой.

МЫШЛЕНИЕ

     аналитическое                                                         синтетическое

       

  аналитико-синтетическое

        Недаром говорят, что все познается в сравнении. И.М. Сеченов считал способность сравнивать самым драгоценным умственным сокровищем человека.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Например, изображая в натюрморте группу яблок, учитель обращает внимание на разную форму и цвет.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных. Например, удачно развивается данная операция мышления при работе над темой «Фантастическое животное».

Обобщение - объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. Например, удачно проявляется данная мыслительная операция на итоговых уроках.

Конкретизация - операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта. Применяется при анализе художественных произведений и детских работ.

Например, вода имеет следующие связи или отношения:

а) как необходимый продукт питания;

б) как среда химических реакций,

в) как среда происхождения и развития жизни;

г) как условие обмена веществ в организме;

д) как средство гигиены и др.

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная).

Основные правила классификации:

а) в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание;

б) объем членов классификации должен равняться объему                                                                                      классифицируемого класса;

в) члены классификации должны взаимно исключать друг друга;

г) подразделение на классы должно быть непрерывным.
Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. По своей структуре логическое действие классификации включает в себя следующие отдельные операции:

а) характеристика класса, изображаемых объектов;

б) деление на классы по заданному основанию;

в) проверка результатов классификации;

г) выбор основания для классификации.

В процессе познания перечисленные мыслительные операции тесно связаны между собой и настолько взаимообусловлены, что обычно невозможно даже приблизительно их расчленить. Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе».

1.2. Композиция есть средство организации художественного

изображения

Слово «композиция» происходит от латинского слова «composito», обозначающее сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое, приведение их в порядок.

В первоначальном значении это слово имело довольно широкий смысл. Например, в римском праве composito означало примирение тяжущихся сторон, а в быту римской арены означало противопоставление борцов. Но как ни различно было понимание этого термина, в нём можно было усмотреть нечто общее, т.к. он включает представление о сторонах, частях, при соединении образующих некоторое единство. Следует отметить, что уже в растительном мире встречаются два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно имеем дело в искусстве - это симметрия и различные предметы, опирающиеся на формы, созданные природой и в какой-то степени подражающие ей.

  Подражая отдельный принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к   действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинении природы. Она присуща решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения,  о композиции сонаты или романса, эпопеи  или  лирического стихотворения.  Эта  общность  служит не редко  основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусства и рождает так называемый синтез искусств, их органического сочетания. Ярким примером является театр (сочетание драматургия, мастерства актеров и режиссера, декорационная живопись и музыка).

Композиция - это с одной стороны творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, с другой - это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Композиция является главной художественной формой произведения искусства. Это продукт мыслительной деятельности учащихся. Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений». Восприятие художественного изображения во многом зависит от его композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни с ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому, изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Многие великие художники искали наиболее выразительные композиционные схемы и пришли к выводу, что элементы изображения размешаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, пирамиду и т.д.). В этом мы убеждаемся, когда рассматриваем картины Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи». И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишиной, П. Рубленса «Снятие с креста», К. Лорена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».  Конечно значение композиционных схем не стоит преувеличивать, т.к. художник, рождая картину, опирается на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Эти схемы имеют лишь вспомогательное значение, потому что процесс сочинения, создания произведения очень сложен и интуитивен.

В истории искусства композиционные формы развиваются постепенно. Рассмотрим общие линии их развития.

Закономерности в композиции  складывались с  развитием  изобразительного

творчества, начиная с первобытных времен. У первобытных художников, несмотря на их острую наблюдательность, чувство композиции было развито очень слабо, о чем свидетельствуют беспорядочные изображения стада. Так отражалось

примитивное мышление (неспособность к обобщению).

Композиции Древнего Востока по расположение предметов  на плоскости

подчиняется строгому порядку (это связано с архитектурой, обрядовыми и культовыми регламентациями, узаконенными в рабовладельческом строе).

В древнем Египте появляются новые композиционные приемы (связано с развитием общественного мышления с более активным познанием жизни). Открываются новые средства и закономерности, в которых уточняются пропорции частей изображаемого. Симметрия и ритм - художник заметил  закономерности  в  смене  времен  года, симметричность в строении растений. Это внесло жизненность в древнегреческих рельефах.

В древней Греции человеческие фигуры изображают в естественных сложных движениях. Живопись уже с четко выраженным композиционно-сюжетным центром. Например, помпейская фреска «Ахилл среди дочерей Ликаида». Сюжетно-композиционный центр подчеркивается самыми яркими пятнами средневековья - отказывается от трехмерной композиции. Советский искусствовед М.В. Алпатов пишет: «Изучая развитие живописной композиции, мы должны заметить, что ни в византийской мозаике, ни в романской и готической живописи, ни в иранской миниатюре мы не найдем  последовательной разработки тех задач, которые занимали греческих мастеров начиная с IV-III вв до н.э. Средневековое искусство во всех его проявлениях отказывается от трехмерной композиции, от композиции свободно движущихся в пространстве фигур».          Жестокие религиозные догмы запрещали изображать человека полнокровно-жизненным, как это было свойственно художникам Древней Греции. Но даже в средневековье искусство не игнорировало композиционных задач. Они решались в плане орнаментальном, где отражался ритм и декоративное начало в линейно-плоскостной среде. До эпохи Возрождения нет никаких теоретических трудов посвященных теме композиции, а возможно они просто не дошли до нас. Мастер Северного Возрождения Альбрехт Дюрер в своей книге о живописи писал: «Много сотен лет тому назад было несколько больших мастеров, о которых пишет Плиний - это Апеллес, Протоген, Фидий, Пракситель Паррасий и др. Некоторые из них написали мастерские книги по живописи, но увы! - они потеряны, и  поэтому они скрыты от нас, и для нас пропало великое богатство из мудрости». Впервые задачи, связанные с композицией, были осознанны. Например, Джотто, братья

Губерт и Ян ван Эйки, Мазаччо и др.

Художники эпохи Возрождения придавали большое значение показу движения жизни композиции. В VIII веке композиция существует как раздел учебного предмета рисования. Так, во Франции в программах по рисованию особое место отводилось композиции.

Во второй половине XIX века издается книга художника-педагога Виолле-ле-Дюка «История рисовальщика». Здесь излагается метод обучения изобразительному искусству. В 1898 г. появляется книга американского художника-педагога А. Доу «Композиция», в которой обращается внимание на значение размера и формата бумаги для компоновки всего изображаемого в рисунке. Появление нового течения в изобразительном искусстве импрессионизма обновило живописные и композиционные средства. В XX веке в странах западной Европы и в России возникают еще новые художественные направления: футуризм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. Так на протяжении многих веков формировалось понятие композиции как средства организации художественного изображения. Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разные ассоциации, чувства и эмоции. С помощью композиционных средств художники научились передавать на картине события протяженностью во времени и пространстве. Но композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства, которые имеют свою специфику. Так если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. В композиции важно все - масса предметов, их значительный «вес», размещение их на плоскости, ритмические чередования линий и пятен, точка зрения на изображаемое, распределение света и тени, цвет и колорит, позы и жесты героев, формат произведения и т.д.

Композиция - это не только мысль произведения, но это и практическая форма выражения. Чтобы композиция стала средством организации художественного изображения, необходимо также включить в это понятие правила, приемы и средства, посредством которых происходит «сочинение» картины. Это ритм, симметрия, асимметрия, сюжетно-композиционный центр, равновесие, контраст, цвет, свет, динамика, статика, целостность, декоративность, формат, пространство. Всё это внешнее выражение форм, мыслительных операций.

Рассмотрим композиционные понятия, которые касаются реалистического произведения. Композиция строится по определенным законам и ее правила и приемы взаимосвязаны между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Контраст - величин, фактур, материалов, объемов, плоскости тона и др. Например, на картине В. Серова «Девочка с персиками» мы видим контраст темного лица на светлом фоне. Или на картине К. Брюлова «Последний день Помпеи» мы видим контраст светлых фигур на темной фоне.

Ритм - чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. И здесь различают активный, порывистый, дробный, плавный, спокойный, замедленный.

Ритм придаст содержанию картины определенную эмоциональность и он является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Схема динамики сюжета

(движение на плоскости мяча)

Сюжетно-комзиционный центр - создавая картину, необходимо позаботиться о главном в ней и способе его выделения (цветом, тоном, контрастами, укрупнением размеров и т.д.).

Подача симметрии и асимметрии в композиции - основаны на реальной действительности, изобилующей устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка, Приведу примеры схем симметричной и асимметричной композиций.

        

Равновесие – уравновешиваются части по массе, тону, цвету. Вариантов множество.

Таким образом, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции. И мы увидели какими средствами возможно организовать композицию художественного изображения и поняли какими мыслительными операциями человек пользуется для создания художественного произведения, а также их значение в процессе создания реалистического произведения.

1.3.   Роль композиционного мышления на уроках изобразительного искусства

Таким образом, мы видим что, изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства,  способствует  познанию  окружающего мира, становлению  гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.

На уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мысленных образов, которые были заданы темой. Рисунок - это та материальная форма, в которую воплотились мысли. И от того насколько они были многообразны и активны зависит результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития мышления на уроках изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что мышление на уроках изобразительного искусства носит творческий характер, а значит называется творческим.

Любой художественной работе присуще понятие композиция т.к. композиция в изобразительном искусстве связана в необходимостью передать основной замысел, идею произведения. Работа над композицией пронизывает почти весь творческий процесс, представляющий собой чрезвычайно сложное явление.

Поэтому на уроках изобразительного искусства мы можем дать определение мышлению как композиционное, творческое.

Выдающийся советский художник К.Ф. Юон считал необходимым поставить должную высоту развития творческого композиционного мышления   в  системе эстетического обучения, т.к. видел в основе создания любого художественного образа композицию.

Развитие композиционного мышления на уроках ИЗО идет в творческой атмосфере, игровой увлекательной форме. У детей развиваются мыслительные операции необходимые для умственных действий и на других предметах в школе. Это позволяет избежать некоторых трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения. Иногда низкий уровень развития этих умственных действий может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности.
Снижение успеваемости, неизбежное при недостаточном владении навыками мыслительной деятельности формирует  неуверенность  в себе, заниженную

самооценку. Отсюда следует, что роль композиционного мышления на уроках изобразительного искусства велика. А значит, развитие композиционного мышления является одной из главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником мыслительной деятельности.

II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-3 классов) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Так у младших школьников сензетивный период – это период развития мышления, то какую же форму это развитие приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через которую учитель у детей развивает

грамотное композиционное мышление различными педагогическими методами и приемами.

Овладевая системой понятий, отражающих действительные связи отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно  ученик  классифицирует  объекты  и  явления  действительности. Учится анализировать, обобщать и систематизировать.   Интенсивному  развитию   мышления способствует целенаправленность учебных занятий. Так с 1-ого класса учитель учит детей организованной, целенаправленной умственной деятельности, формирует умение подчинять всю мыслительную деятельность решению конкретной задачи. Это очень важная задача, т.к. у учащихся начальных классов проявляется часто инертность мышления. Поэтому с 1-ого класса  применяются  самые разнообразные  приемы,  активизирующие  мыслительную деятельность. По мере перехода из одного класса в другой школьники все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко используются  наглядные методы и приемы (показа, демонстрация наглядных пособий и т.д.), которые успешно могли бы развивать композиционное мышление у детей в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

Теперь рассмотрим стандарт образования овладения элементарными основами композиции, в начальной школе через который мы будем прослеживать различные формы и методы развития композиционного мышления у детей 1 -3 классов.

Стандартное образование предполагает выбор у младших школьников на ИЗО по теме композиция определенного формата листа бумаги, использование всей его плоскости, выражение смысловой связи между объектами, передача сюжета. С композиционными задачами связаны способы изображения пространства, передача его глубины, воспроизводство цветоведения. Композиция лежит в основе изобразительной грамоты, охватывает практически любую изобразительную задачу.

Беседы по произведениям изобразительного искусства способствуют более быстрому и успешному изучению элементарных основ композиции. Они более осмысленно относятся к собственному рисунку.

Начальный период 1-2 кл. детям доступно элементарное представление в композиции как о произведении (картина), создаваемом художником по замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы части изображения. Не вызывают затруднение осмысление понятий: форма листа (прямоугольник, квадрат, круг), масштаб (размер), расположение и величина листа (вертикальное, горизонтальное).    

Свободно выделяют правую и левую, верхнюю и нижнюю части листа, центр. Можно сформировать представление о равновесии композиции, симметрии, асимметрии.

В декоре встречаются осевая, центральная и симметрия переноса. В станковой живописи симметрия - это одинаковое или сходное расположение относительно фигур, примерно равных по значимости, размеру, насыщенности тона, цвета.

С 6-7 лет появляются трудности в изображении пространства на плоскости листа бумаги. К 1-2- кл. у детей есть представление о том, что горизонт - линия, где небо сходится с землей. Относительно линии горизонта выстраивается понятие «ближе-дальше». Если предмет дальше, то он ближе к линии горизонта, а предметы сдвинутые к верхнему краю листа бумаги и кажутся меньшими по размеру, их заслоняют частично предметы, расположенные ближе к нам. Линия горизонта может быть высокой или низкой, высота зависит от точки зрения, которая характеризует положение рисующего.

1-2- кл. доступно понятие о центре композиции (оптическая середина), который может быть и смещенным к краю. Выделяют его цветом, освещением, размером.

Понятия «ритм» и «цветовая гамма» в живописи можно раскрыть, сравнивая с музыкой.

При объяснении элементарных основ композиции необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. В занимательной и доступной форме дети усваивают   сложные   термины,   характеризующие   элементарные   представления   о композиционных закономерностях.

В 1 классе учеников можно знакомить с элементарными понятиями о композиции, формате, размере изображения, центре композиции, равновесии, линии горизонта.

Во 2 кл. к вышеперечисленным можно добавить представления о симметрии, асимметрии, ритме, цветовой гамме. Рассмотрение элементарных основ композиции, произведений живописи или графики должна содержать каждая беседа об изобразительном искусстве. Такую работу необходимо проводить последовательно и постепенно. Дети очень впечатлительны, эмоциональны, мышление развивается вместе с речью. Мозг быстро утомляется, утомление наступает вследствие снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Она снимается во время отдыха (необходимы физические минутки на уроках ИЗО). Поэтому необходимо соблюдать порядок, последовательность, о котором так убедительно говорит П.П. Чистяков: «Каждое дело... требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания... нарушение порядка в делах приносит вред и ведет к совершеннейшей неверности и путанице...» [б.с.8].

Основной принцип рисования «от простого к сложному» применяется в построении всей системы.

Таким образом, на уроках изобразительного искусства в начальных классах главным принципом обучения является наглядность и постепенность. А также широко используются словесные  наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию композиционного мышления.

 Рассмотрим в схемах методы и приемы. Это позволит нам обобщить весь изложенный материал и увидеть место его применения на уроке.

                                                      Словесные методы

Вопросы

Наводящие,

поисковые

Рассказ

Используется в первой части урока (должен быть кратким и соответствовать теме)

Беседа

Используется в первой и последней частях урока (выступает в форме вопросов)

Указания

Бывают общие и индивидуальные (используются на протяжении всего урока)

Пояснения

Направлены на последовательность проведения работы, на планирование конкретного материала

Художественное слово

Используется в любой части урока(придаёт красочность и выразительность заданной теме

   

Наглядные методы

        

Рассмотрение                           Наблюдение                                Показ

                                                                                  Полный                      Частичный

Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства.

Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры, тематическое и декоративно-прикладное рисование , беседа). Отсюда следует, что учителю на уроке ИЗО необходимо грамотно, используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми, развивать композиционное мышление у детей 1-3 классов. Так как за учебными мольбертами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут степень приобщенности к подлинным высотам искусства и от того, какие знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом.

2.1. Система учебно-творческих заданий по развитию композиционного мышлении

Младший школьный возраст - самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и, вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию композиционного мышления. Главную роль на уроках изобразительного искусства играет освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают наиболее общими способами.  Ознакомление происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится необходимым условием освоения всех последующих. Так осуществляется принцип развития композиционного мышления. С композиционными приемами дети знакомятся не через объяснения и определения, а в процессе собственных действий на листе бумаги.

Рассмотрим распределение учебного материала по классам.

I класс

Весь первый год обучения посвящен введению учеников в общие способы создания и восприятия целостности - основы художественной формы всех видов искусства.

В первом учебном полугодии целостность вводится через непосредственное соединение разных изображений (людей, животных, растений и т.д.) на основе замысла рисунка. Поэтому в течение всего полугодия происходит расширение представлений учеников об источниках замыслов и развитие их способности находить оригинальное содержание рисунков. Дети пробуют устанавливать смысловые связи внутри того, что изображают на рисунке, а также соединять разные линии, пятна, формы и цвета в осмысленное изображение.

При этом они пытаются учитывать мерность в своих действиях как с материалами и инструментами, так и со средствами изображения. Через действия учеников вводится мерность по величине, форме, цвету в трех градациях - двух крайних и средней. Ученики делают простые ритмические построения, исходя из ранее сложившихся у них представлений о ритме и используя полученные на уроках представления о мерности величины, формы и цвета следов краски, положенных разными кистями. Формируется умение полностью использовать площадь бумаги листа, изображать предметы крупно. Дети составляют композицию по памяти с натуры и по представлению. Идет направление творческого поиска учащихся в русло образных ассоциаций, составляют композицию из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета: условия превращения геометрических фигур, пятен, линий, точек в осмысленное изображение.

Во втором учебном полугодии у детей формируется способность к обобщенному восприятию - зрительному соединению в целостность разных цветов, форм, величин на своих рисунках и на картинах художников. Ученики пробуют применять согласованность, соразмерность, совместимость как меру гармоничного целого к сочетаниям разных величин и форм при выполнении декоративных росписей. По те же критериям согласованности и соразмерности дети пробуют создавать простой равномерный ритм (повторение одинаковых размеров элементов, расстояний) и свободный ритм в декоративных рисунках.

Результаты первого года обучения в значительной степени определяют успешность освоения учебного материала в следующих классах начальной школы.

II класс

Главным на втором году обучения является введение учеников в общие способы построения композиции и конструкции в художественной деятельности. В течение года последовательно осваиваются:

1. Способы построения ритмов: а) регулярных, где установленные повторения и чередования элементов и интервалов далее остаются неизменными (равномерными), и б) нерегулярных (разномерных).

Эти типы ритмических построений и их соединения вначале осваиваются в ходе поиска вариантов орнамента в полосе, состоящего из одинаковых фигур (комбинаторные задачи). Мерой при этой служат сначала уже известные ученикам отношения величин и форм, потом вводится новый признак для отношений цвета.

2 Отношения теплохолодности цвета: формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для цветов в сочетаниях). Отношения теплохолодности полнее, чем другие признаки цвета, выражают эмоционально-этические стороны художественного изображения. Это позволяет ученикам перейти от орнаментальной ритмики к ритмике станковой живописи (тематической), где преобладают нерегулярные ритмические построения рисунков. Позже нерегулярные ритмы включаются в построение орнаментов. Освоение отношений теплохолодности цвета продолжается на всех последующих этапах обучения.

3. Способы построения симметрии: зеркальной, перемещения и вращения при отношениях тождества, подобия и вариаций. Освоение этих способов подготовлено освоением ритма, который отличается от симметрии прежде всего нецентрированностью конструкции. В начале ученики получают разнообразные симметричные фигуры способом зеркального преобразования при отношениях тождества (полного равенства) между частями и элементами изображения. Этим видом симметрии большинство учеников владеют, хотя и не  знаю  названия  способа  его   конструирования,   на   примере   пространственного преобразования перемещения вводится новый тип отношений эквивалентности - подобие. Этот тип отношений применяется и к зеркальной симметрии, как и тождество - к преобразованию перемещения. Преобразование вращения (или поворота) наиболее удобно для введения в симметрию отношений вариаций, которые позже применяются ученикам при построении зеркальной симметрии и перемещения.

Таким образом, ученики овладевают девятью  видами  симметрии,  пользуясь   которыми,   можно   задумать   и   изобразить неограниченное количество симметричных фигур.

Свои умения дети реализуют в орнаментальных и декоративных работах гуашью, из фольги, цветной и черной бумаги, в коллаже, а также в тематических живописных и графических работах.

4. Способы построения композиции: структура рабочего поля, композиционное равновесие, композиционная статика и динамика, разная форма, выделение главного, выявление простейших планов (одни деревья заслоняют другие). Признаки цельности композиции. Привлечение к главному в композиции с помощью цвета, размера, контраста.

Симметричные построения являются для учеников примером полного конструктивного равновесия изображений. Однако конструкция, в отличии от композиции, которая всегда пространственно ограничена, может не иметь границ. Структура рабочего стола, на котором создается картина, симметрична. Она состоит из центра и краев (границ, верха, низа, середины, левой и правой сторон). От того, в каком месте оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприниматься на картине: тяжелым или легким, падающим или лежащим, движущимся или неподвижным и т.п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изображения в структуре рабочего поля и установлении отношений между ними.

Содержание замыслов бесконечно, и каждый требует своей композиции. Поэтому невозможно задать ученикам какие-то образцы композиции, подходящие к определенным замыслам, нельзя ни рассказать, ни показать то, что они в итоге найдут для своего замысла. Можно только научить их поиску.

Наиболее общим способом композиции является ее уравновешивание. Этот способ дети осваивают на примере отношений равновесия нескольких изображений в структуре рабочего поля (последовательно): по величине, по светлоте, по форме, по цвету. Внутри композиционного равновесия происходит поиск простых динамичных и статичных мест в структуре рабочего поля и взаиморасположений разных изображений относительно друг друга.

В течение второго учебного года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических и декоративных жанров и пробуются новые техники изображения: декоративные оттиски краской, эстамп-аппликация с бумажной основы.

III класс

На третьем году обучения продолжается освоение способов организации композиционных отношений в изобразительном искусстве.

Содержание обучения разворачивается по следующим взаимосвязанным темам, каждая из которых затем продолжается до конца учебного года.

1.  Композиционные отношения (связи): формальные и эмоционально-смысловые.
Разделение композиционных связей на формальные и эмоционально-смысловые

условно, потому что из первых (линейных, группировки, сближения/удаления и т.п.) собственно, и рождаются вторые. Однако вначале надо дать ученикам возможность попробовать самостоятельно найти разнообразные виды отношений композиции.

2.  Контраст-аналогия: композиционные отношения между одинаковым, разным, противоположным.

Используя отношения контраста и аналогии в композиции, можно выразить самые разнообразные чувства и мысли через связи изображений по любому признаку: цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики осваивают их, начиная с наиболее простых (отношения величин и черно-белого) и кончая более сложными (цветовой контраст, направленность движений и очертаний).

Поиск цветов контраста (и аналогий) предварительно требует ознакомления с закономерностями образования цветового спектра и только после этого ученикам демонстрируется цветовой круг, на противоположных участках которого располагаются цвета, образующие гармоничный (благородный, благозвучный) цветовой контраст. Это. например, пары: красный - зеленый, голубой - оранжевый, синий - желтый и т.п.

3. Пластика и выразительность формы очертаний изображений: пропорции по величине и форме.

Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношения величины и формы очертаний и потому осваивается учениками через пропорциональность (соразмерность) и контраст-аналогию (выразительность). Материалом для этого служат комбинаторные задачи, требующие поиска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные очертания живых существ (людей, животных, насекомых), растений (цветов, деревьев разных пород), неживых объектов (реальных и фантастических строений, натюрмортов из различных по форме предметов).

 5. Пространственные планы композиции.

Глубина пространства на плоских изображениях (живопись, графика) осваивается учениками на примере композиции городского (сельского) пейзажа. Посредством построения трех пространственных планов (ближнего, среднего, дальнего), на линии которых (или близко к ней) находятся здания и деревья, дети ищут отношения величин каждого плана (уменьшение при удалении), соединения (непосредственное или условное) и загораживания изображений дальних планов ближними. Поиск средств выражения глубины пространства происходит вначале в процессе решения комбинаторной задачи, потом на основе наблюдений улиц города (села), разворачивающихся в следующем порядке: отсроченное (за несколько дней до занятий) самостоятельное наблюдение детей: организованное учителем наблюдение из окон школы; зарисовки в натуры, работа под композицией с использованием собственного наблюдения и зарисовок с натуры. Смещение композиционного центра. Определение характера композиции (статичная или динамичная), различный характер движения (спокойные ритмы, гармонические отношения или дисгармоничные, основанные на столкновении, пересечении форм, преобразование форм предметов, построение цветовой композиции из отношения 2,3-х локальных цветов, достижение разной степени обобщения в процессе создания декоративного образа.

Ребенок в отличии от взрослого, ежедневно имеете дело с чем-то ранее ему

неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка в самые неожиданные сочетания.

Способность комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт на основе ассоциации (объединения двух или более впечатлений) и диссоциации (разъединение, нарушение связей внутри привычной общности)   является основным психологическим механизмом творчества. Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее  впечатления  и  переживания,  тем  богаче  материал,  который  может комбинировать воображение. Однако для создания творческого продукта необходима еще способность своевременно использовать накопленный опыт. А у разных детей эта способность развита неодинакова. Они не актуализируют свой личный жизненный опыт в рисунках, т.к. они рисуют то, что велит учитель,  ждут его точного указания - образца. Другим для актуализации личного жизненного опыта требуется какой-то выбор или хотя бы аналогия их наблюдениям и впечатлениям. Третьим достаточно подсказать только направление -поискать в жизни что-то значимое, и они быстро увлекаются новым замыслом. Для налаживания и укрепления этой связи фантазии с реальностью   учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации. Важно постоянно приобщать детей к эстетическому опыту человечества, как бы включать их в ту творческую работу, которую через художников-мастеров проделывало человечество в течение тысячелетий, необходимо научить детей воспринимать и то, как картина написана - ее   художественную форму. Умение видеть художественную форму связано с развитием способности к эстетической оценке жизни и искусства. В школе она формируется у детей благодаря анализу средств выразительности произведений искусства - построению композиции величин, форм, сочетаний цветов на картине.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Чувства всегда стремятся воплотиться в определенные образцы и как бы подбирают себе соответствующий жизненный материал: впечатления, мысли, события, никак не связанные друг с другом логически, могут объединиться на основе того настроения, которое они у нас вызывают, и породить образы, которых в действительности никогда не было. Но бывает и обратный ход: образы и фантазии могут породить в нас определенные чувства. Рисуя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Но происходит это не так, как в жизни. Переживание, даже очень сильные, разрешаются в образах фантазии через эстетические эмоции, которые всегда положительны и умны. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного искусства. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и собственного несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и еще неустойчивые у детей образы и фантазии. Завершая рассмотрение

реальных источников детской творческой фантазии, отметим, что житейский опыт младшего школьника несомненно беднее, чем опыт взрослого человека, а опыт общения с мировой культурой начинает целенаправленно и систематично накапливаться  только в школе. С эмоциями сложнее. Детские переживания и чувства не столь многообразны, но именно они преимущественно руководят поведением и деятельностью ребенка. Поэтому впечатления от реальности и явлений культуры у детей сильнее, чем у взрослых. Ребенок многое видит впервые. Поэтому образы его воображения очень ярки. Прибавим к этому, что опыт, знания, убеждения взрослого человека могут не только обогащать фантазию, но и быть для нее тормозом, которого ребенок еще не приобрел. Обучить процессу творчества нельзя. Он не подчиняется  никаким  правилам  и  указаниям,  требует  особого  состояния,  которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может содействовать его образованию и проявлению у детей.

        Деятельность творческого воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Но роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с учениками восходить к творческому процессу. Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определенным образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков. Урок должен содержать несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия учителя с учеником. Опишем эти стадии в самом общем виде.

  1. Стадия подготовки материала к замыслу.

     Включает в себя два рода совместной работы учеников с учителем:

а)        активизацию накопленного жизненного и культурного опыта.

б)        освоение способов построения художественной формы.

  1. Стадия постановки замысла-задачи.

Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами.

Требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения изображаемому. Отношения между учителем и учениками на этой стадии строго индивидуальны. Задача учителя - внушить ученику уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

  1. Стадия творчества

Таким образом, мы рассмотрели психолого-педагогические основы организации учебной деятельности в целом и на уроках изобразительного искусства младших школьников. В итоге мы пришли к выводу, что школа как общественный институт призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культуры, т.е. развивать эстетическое отношение к действительности, способность к ее освоению по «законам красоты» с учетом дидактических принципов обучения, взаимосвязанных психических процессов, в перечень которых входит композиционное мышление, а также педагогических методов и приемов обучения.

Заключение

В результате проделанной работы по развитию композиционного мышления у школьников 1-3 классов в лицее №2 г. Рыбинска я пришла к выводу, что данный возраст сензетивен именно к развитию наглядно-образного мышления, а значит, данная работа актуальна. В школьной практике преподавания изобразительного искусства мы часто сталкиваемся с проблемой развития композиционного мышления. В настоящей творческой работе была сделана попытка осветить и решить эту проблему. Для этого я рассмотрела актуальность формирования системы умственных действий в процессе решения мыслительных задач в образной форме, а также особенности мышления школьников младшего возраста, способы, формы и методы его развития на уроках изобразительного искусства. В итоге я выстроила систему учебно-творческих заданий по развитию композиционного мышления, опираясь на психолого-педагогические основы организации учебной работы, которая выглядит в виде таблицы учебно-тематического плана, где чётко прослеживается строгая последовательность изучения.

В данной разработке заложено триединство задач: развитие мышления, обучение изобразительной грамоте и развитие детского творчества. Материал излагается на определённом уровне сложности с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Рассмотренный в данной работе метод развития композиционного мышления, требует активной деятельности от ребёнка, а также концентрации всех сил в момент творчества. Предполагается также у учащихся наряду с мышлением, развитие и художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

Один учитель работает по программе «Изобразительное искусство 1-9 кл.» (Руководитель Б.М. Неменский), другой по программе «Изобразительное искусство 1-9 кл.» (Руководитель В.С. Кузин), третий использует программу «Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства 1-9 кл.» (Руководитель Т.Я. Шпикалова). И в каждой программе заложен резерв свободного времени для творчества учителя. Предлагаемая здесь система учебно-творческих заданий по развитию композиционного мышления может быть включена в любую учебную программу, так как она имеет поурочную структуру, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам в системе предметов художественно-эстетического цикла. Также, следует отметить, что данная система выстроена в соответствии с основами композиции, которые должен знать каждый, приобщающийся к художественному творчеству человек.

В процессе изучения данной темы, я столкнулась с рядом проблем, которые касаются особенностей развития памяти и внимания у школьников младшего возраста. Недоразвитость одних психических процессов тормозят развитие других. И здесь огромная роль принадлежит их развитию, работе родителей с детьми во внеурочное время. Поэтому рассматривая разработанную систему по развитию композиционного мышления, следует обратить внимание на активную роль родителей в ходе повторения дома с детьми того или иного учебного материала.

Я считаю, что тематика, заложенная в данной системе, может меняться с учётом тех или иных сложившихся условий. Но последовательность изучения композиционных понятий должна быть сохранена, т.к. в данной цепочке прослеживается строгая последовательность освоения понятий (как высшей формы освоения действительности), которые развивают композиционное мышление благодаря активизации тех или иных мыслительных процессов.

Надеюсь, что эта работа найдет свое место применения на уроках изобразительного искусства. Ещё Л.Н. Толстой писал: «В детях все величайшие возможности». [11.с.317]  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авсиян О.О композиции картины и сбор материала к ней // Художник, 1960, №7, с.8
  2. Алпатов М В. Композиция в живописи.  М., Искусство 1940 – 25 с.
  3. Башаев Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль. Академия развития. 1977
  4. Волков Н.Н. Восприятие картины: М., просвещение, 1976
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., Просвещение, 1967
  6. Дейнека А.А. Учитель рисовать. М., АХСССР, 1961
  7. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М, АХССР, 1960
  8. Игнатьев. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,    Учпедгиз, 1961
  9. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., знание, 1968
  10.  Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., АХСССР, 1952
  11.  Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М., АХСССР, 1961
  12.  Кибрик Е.А. Объективные законы композиции к изобразительном искусстве.    Вопросы философии. 1966, №10, с. 10
  13.  Кириенко В. И. Психология способностей и изобразительной деятельности. М., АПН РСФСР, 1959
  14.  Коломинский Я.Л. Человек психология. М., Просвещение. 1986
  15.  Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе Л,. Государственное учебно-педагогическое издательство, 1959
  16.  Кузин В.С. Психология. М., Высшая школа. 1974
  17.  Кудебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., Высшая школам, 1983

        с.  126

  1. Никифоров Е.Ж. Путь к картине. М.,1971 – с. 78
  2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок, М., Просвещение. 1975
  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1974
  4. Сергеев А. Учебный натюрморт. М. Искусство. 1955
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск. Титул, 1966 Ч.З.
  6. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956
  7. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.,     Просвещение, 1990
  8. Шорохов Е.В. Композиция. М., Просвещение, 1986
  9. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии, М., Просвещение, 1990
  10. Эйнон Д. Творческая игра, М., Педагогика-Пресс, 1992
  11. Юон К.Ф. Учить детей рисовать//Вожатый, 1954 № 1
  12. Юсов Б.П.     Психология    изобразительной    деятельности    и    детское рисование//Вопросы психологии, 1963, № 2

Результаты проведённой работы были апробированы в лицее №2

г. Рыбинска Ярославской области. На данную тему были подготовлены доклады, которые прозвучали на кафедре эстетических дисциплин МОУ лицея №2, в ИПК г. Ярославля. Работа была одобрена научным методическим советом МОУ лицея №2 г. Рыбинска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов.

Абстрактное мышление, которое мы чаще всего называем логическим мышлением, оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объе...

Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария

Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности....

Развитие критического мышления у школьников.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыко...

Развитие композиционного мышления на начальном этапе профессионального обучения изобразительному искусству.

Статья адресована всем тем, кто обучает детей и подростков изобразительному искусству на стадии начального образования. Основная мысль, которая в ней заложена это то, что в учебном процессе базовая ро...

Приемы развития композиционного мышления

Методическая работа возможно заинтересует преподавателей основных дисциплин в детских художественных школах и школах искусств....