Изображение пространства.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Черкасских Анастасия Олеговна

Композиция ставит перед художником сложные и каждый раз новые вопросы, ответы на которые должны быть точ­ными, оригинальными, неповторимыми.

Картине доступно многое. Лучшие полотна не только отобра­жают эпоху, современную или минувшую, с ее характерами, взаи­моотношениями и жизненным укладом, - в них показано движение времени.

Запечатлевая в картине движение, художник показывает время, чаще всего небольшой его отрезок. Но вот парадокс: если предме­ты и участники события по смыслу неподвижны, то уже решается задача выражения продолжительного внутреннего действия, дли­тельного времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazhenie_prostranstva.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изображение пространства.

Цели: расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве; познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия.

Оборудование: репродукции картин В. Серова «Петр I», М. Сарьяна «В старом Ереване»; репродукции разных картин на открытках.

Ход урока

1.        Организационный момент.

1.Приветствие.

2.        Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке я расскажу вам историю развития перспективы, мы проанализируем особенности изображения пространства в искусстве разных стран.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение  теоретических  сведений.

Учитель. Слово перспектива (от латинского регзрюеге) означает насквозь видеть.

Перспектива - наука, изучающая законы линейного построения изображения предметов при разном их удалении от наблюдателя. Поэтому обычно говорят о линейной перспективе. Перспективой также называют и само изображение, построенное по этим законам.

Кроме линейной перспективы, существует еще так называемая воздушная перспектива.

Научные основы линейной перспективы заложил архитектор Раннего Ренессанса Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли. Затем итальянские и немецкие художники Леон Баттиста Альберти, Пьерро делла Франческа, Паоло Учелло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и другие в своих научных трудах и произведениях искусства развили открытые ранее законы. В последующее время было разработано немало методов и приемов перспективного построения, позволяющих точно воспроизвести на плоскости любой предмет в любом повороте, на любом удалении и с любой точки зрения.

Известно, что параллельные линии на ровной местности, например, рельсы и т. п., удаляясь от нас, в конце концов зрительно сойдутся в одной точке на горизонте, то есть на той условной линии, где сходятся земля и небо. Без линии горизонта не может обойтись ни одно перспективное построение. Главная ее особенность в том, что она всегда проходит на уровне глаз наблюдателя. Если наблюдатель находится высоко, например, на горе, то и горизонт проходит высоко, местность как бы раскрывается. Если же он опустится, то и горизонт опустится вместе с ним. Таким образом, на все, что находится выше линии горизонта, наблюдатель смотрит снизу, а на все, что находится ниже линии горизонта, - сверху.

Творческое владение перспективой позволяет художнику достигать многих сильных и выразительных композиционных эффектов.

2. Особенности изображения пространства в Древнем Египте.

Учитель. Композиция ставит перед художником сложные и каждый раз новые вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

Картине доступно многое. Лучшие полотна не только отображают эпоху, современную или минувшую, с ее характерами, взаимоотношениями и жизненным укладом, - в них показано движение времени.

Запечатлевая в картине движение, художник показывает время, чаще всего небольшой его отрезок. Но вот парадокс: если предметы и участники события по смыслу неподвижны, то уже решается задача выражения продолжительного внутреннего действия, длительного времени.

Почти пять тысячелетий назад в Древнем Египте впервые в мире родился скульптурный портрет. Ваятели не сомневались в бессмертии души человека. Поэтому и древнеегипетские изваяния при всей выразительности и портретном сходстве словно смотрят в вечность. Устремленность взгляда в неведомую даль при неподвижности фигуры и лица, отрешенного от всего земного, - трудно представить более впечатляющий символ вечности. И теперь эти скульптуры -такие же вневременные, безразличные ко всему земному.

По-другому относились к творчеству авторы древнеегипетских рельефов, фресок, небольших скульптурных сценок: ярко, непосредственно и порой динамично рассказывали они о людях, важных событиях и повседневной жизни, природе, живописном мире своей страны.

Движение в картине воспринимается нами лишь тогда, когда мы понимаем смысл. Движение в картине - выразитель времени. Передано оно в основном графическими средствами - линиями, пятнами локального цвета, создающими плавный музыкальный ритм. Изображение плоскостно, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана - это так называемое фризовое построение.

4. Понятие «время - пространство, пространство - время» в искусстве разных стран.

В известном смысле реализация замысла есть нахождение и построение художником особого пространства произведения. Он предстает перед нами как конструктор пространства, насыщает его эмоциями и мыслями. Пространство для него становится не только одним из условий работы. Оно - сама материя изобразительного искусства, наполненная поэтическим смыслом. Это не только «площадь» произведения, его определенная граница, предел. Часто мы можем мысленно продолжить, развернуть границы холста. Особенно если речь идет о современной живописи, скульптуре, которая часто формирует вокруг себя пространство своим объемом. Границы пространства произведения - сфера его эмоционального действия, эмоциональная среда работы.

Решение пространства раскрывает свое обычное отношение к миру. Оно отражает связь человека и природы, его строй чувств. То есть фактически именно в понимании пространства реализуются основные цели художника.

Смена пространственных систем всегда была неразрывно связана с изменениями широкого философского порядка. Можно было бы даже написать историю искусства под этим углом зрения, и почти все социологические и философские аспекты деятельности художника органично вошли бы в эту проблему.

Восприятие пространства греками можно назвать «телесным». Греческим мастером движет пафос доверия к миру, центром которого он ощущает себя. Это восприятие очень цельное. Строгое и ясное.

Во всем средневековом искусстве, в том числе и в древнерусском, доминировала так называемая обратная перспектива. XIX век с его непогрешимой верой в прогресс и свою правоту, думал, что это признак неумелости средневекового художника. Но дело здесь вовсе не в выяснении, умели ли рисовать тогда иначе или не умели, а в том, что эта система изображения по-своему цельно выражала восприятие мира художником.

Фигуры переднего плана могут быть на старой фреске или на листе миниатюры гораздо мельче, чем предметы, находящиеся да леко позади них, вопреки, казалось бы, привычному для нас взгляду. Предметы и даже самый цвет предметов несут нередко символический смысл. Можно сказать, что композиция средневекового произведения очень экспрессивна. При всей заданности иерархической схемы она - непосредственное выражение внутренних пропорций содержания. Его фантастичность и сказочность в лучшем смысле слова иллюстративна, неразрывно связана со смыслом, системой, чувствованием мира и идей мира.

Средневековая фреска изображает неподвижные фигуры, пространство как бы опрокинуто на зрителя, и вы часто ловите себя на мысли, что все эти устремившиеся на вас плоскости и линии имеют точкой схода ваш глаз. Вы движетесь вдоль стен и, оказывается, художник в своем изображении предусмотрел ваше движение. Мы попадаем, становимся частью какого-то замкнутого пространства. Оно воздействует на нас, почти гипнотизируя, внушает нам свои настроения и идеи.

Культура Ренессанса с его высокоразвитым индивидуальным сознанием, независимым взглядом на мир, тягой к научному познанию явлений природы, выдвинула иную систему пространства. Она обусловлена прямой или, как еще говорят, европейской, итальянской перспективой. Скульптор стал лепить в соответствии с законами анатомии и перспективными сокращениями, живописец стал писать картины, как бы ограждая их пространства от остального мира рамой.

Предметы в пространстве нередко последовательно равномерно уменьшаются по мере углубления взгляда в картину и становятся со времени утверждения Леонардо и воздушной перспективы менее четкими и материальными, своего рода статистами, хотя порой и чрезвычайно выразительно «играющими». Смысловой центр композиции обычно выносится на первый план, на «авансцену»

этого целиком обозримого и замкнутого в себе пространства, вмещающего в себя множество разнородных предметов.

Ренессансная картина - как бы взгляд на мир через окно. Художник в скадрированном рамой пространстве демонстрирует нам, словно на сцене театра, свою модель реальных взаимосвязей и ситуаций. Он заставляет нас любоваться своей работой, организуя гармонию пространства, заставляет нас вглядеться в этот «кусок», фрагмент новой действительности.

Барокко XVII и XVIII столетий окончательно театрализовало итальянскую перспективу. Даже архитектура стала пониматься как эффектная декорация. Пространство, ясное и доведенное почти до стереометрической чистоты в архитектуре Ренессанса, вдруг разбилось на таинственные закоулки и фрагменты, эффектно подчеркнутые детали. Свет и тень, их фантастическая игра, движения изогнувшихся форм создали особый и часто праздничный, хотя и внешний мир. Сдержанность уступала место экзальтации, иногда такой естественной в картинах испанских мастеров, с их тягой к драматизму и патетике, а часто наигранной.

Это пространство, порой заставляющее своими отдельными сочными и поразительно пластичными деталями вспомнить о простонародности пластики средневековья. Однако преследуют другую цель - воодушевить зрителя, поразить его воображение великолепием, торжественностью, как бы подчеркнув неравенство жизни земной и небесной. Это уже не соборное средневековое действо, где все едино, а театрализованное представление, чтобы одним внушить почтение к другим.

Вывод. То, что пространство в изобразительном искусстве -вопрос кардинальный, вопрос его бытия, редко вызывает сомнения. Как же может быть иначе в пространственных искусствах?

Время - одна из форм существования художественного пространства, и мы жизнь во времени чувствуем через ритм, ритмическое решение и организацию пространства. И от ритма и будет за висеть его течение, то созерцательно замедленное в картинах Тициана, или скульптурах А. Майоля и его последователей, то бурное, динамичное в скульптурах эпохи барокко. Оно зависит 01 ритма линий, цветовых плоскостей, объемов, повторов и контра стов форм. Ритм помогает нам почувствовать эмоциональное! I. пространства, жизнь идеи в этом пространстве. Так проблемы пространства и времени из отвлеченных становятся реальной жизныо работы, необходимостью в творчестве художника.

IV.Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок на тему : «Осень»

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения  работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V.        Итог урока.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие виды перспектив вы знаете?

-        Что различного в изображении пространства в искусстве
средневековья, Ренессанса, барокко?

Домашняя работа: закончить работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО на тему - Изображение пространства . 6 класс

Класс:6Тема:Изображение пространства.Цельурока:  Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.Задачи урока:- Расширитьпредставлениедетейожанрепейзаж...

6 класс 28 урок "Изображение пространства в пейзаже"

Урок изобразителього искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского по теме "Изображение пространства в пейзаже"...

Презентация "Изображение пространства"

Презентация  содержит материал по теме "Изображение пространства" для уроков ИЗО, 6 класс....

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Изображение пространства"

Данный материал представляет собой мельтимедийную презентацию к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Изображение пространства"...

Технологическая карта урока ИЗО 6 класс по теме "Изображение пространства"

Формирование представлений о разных способах изображения пространства в истории искусства...

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б. Неменского Изображение пространства, Перспектива

План-конспект урока ИЗО по программе Б.М. Неменского на тему "Перспектива. Изображение пространства". Презентация к уроку "Перспектива" Виды перспективы. Рисуем пейзаж с использованием правил и законо...

Вариант урока Изобразительного искусства по теме "Изображение пространства" 6 класс 4 четверть

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение пространства. Перспектива".Графическое изображение пейзажа. Перспектива. Виды перспективы. Линия горизонта. Точка сх...