Композиционные схемы пейзажей.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Черкасских Анастасия Олеговна

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, мотивами которого являются, элементы окружающей среды, явления природы (море, лес, город, деревня и т.д.). Операции мышления, использованные в ходе работы: - инверсия - перестановка компонентов композиции; - комбинирование - различные сочетания элементов между собой; - анализ - разложение целого на части и их  изучение;  - синтез - соединение частей в целое; - сравнение - выявление сходных и различные черт или признаков. Схемы композиции: 1. Гротовая или террасная - Италия  15 - 16вв. 2. Кулисная - Франция, Англия, Нидерланды, Голландия 18 - 19 вв. 3. Жалюзи - Россия, Нидерланды  - 16 в. 4. Спиралевидная - монументальный, горный пейзаж, отечественная школа. 5. Зигзагообразная - гудзонская школа, Америка 18 в. 6. Кантарь - Франция - 17в. 7. Центральная - Голл., Фр. - 17 в. 8. Фризовая - Фландрия 17 в. 9. Аллейная - Голл., - 17 в. 10. Веерная - Голл., - 17в. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Композиционные схемы пейзажей.

Цели: расширить знания учащихся и способах передачи пространства, организовать деятельность учащихся по восприятию , осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности, - научить учащихся создавать схемы пейзажей и комбинировать их.

Оборудование: наглядный материал: графически выполненные композиционные схемы пейзажей (кантарь, веерная, аллейная, гротовая, змеевидная, кулисная, центральная, фризовая, спиралевидная, жалюзи и т.д.); репродукции известных художников - пейзажистов (Ф.Васильев, А. Куинджи, С. Щедрин, И. Левитан, В. Поленов, И. Шишкин и т.д.)  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Вы уже знакомы с учением о перспективе, ее основными видами. Сегодня на уроке я расскажу вам о композиционных схемах пейзажей. Мы научимся создавать и комбинировать их.

  1. Изучение нового материала.

Учитель . Ребята сегодня на уроке мы научимся создавать пейзажи. Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, деревня и т.д. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил в 2-х видах изобразительного искусства: графике и живописи. В живописи пейзаж может быть использован масляными красками, акварелью,  гуашью, темперой, акриловыми красками. В графике - тушь, перо, уголь, соус, сангина, сепия и т.д.  Биография пейзажа начинается в истории человечества с VI в.  н.э. в Древнем Китае, а в  XVI веке в Европе. Представьте себя художниками - пейзажистами. Ваша задача, познакомиться со схемами пейзажей.   Выполнить графически линейно композицию пейзажа на «свободную» тему, сочетая схемы пейзажа в различных вариантах.  

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, мотивами которого являются, элементы окружающей среды, явления природы (море, лес, город, деревня и т.д.). Операции мышления, использованные в ходе работы: - инверсия - перестановка компонентов композиции; - комбинирование - различные сочетания элементов между собой; - анализ - разложение целого на части и их  изучение;  - синтез - соединение частей в целое; - сравнение - выявление сходных и различные черт или признаков. Схемы композиции: 1. Гротовая или террасная - Италия  15 - 16вв. 2. Кулисная - Франция, Англия, Нидерланды, Голландия 18 - 19 вв. 3. Жалюзи - Россия, Нидерланды  - 16 в. 4. Спиралевидная - монументальный, горный пейзаж, отечественная школа. 5. Зигзагообразная - гудзонская школа, Америка 18 в. 6. Кантарь - Франция - 17в. 7. Центральная - Голл., Фр. - 17 в. 8. Фризовая - Фландрия 17 в. 9. Аллейная - Голл., - 17 в. 10. Веерная - Голл., - 17в.  

  1. Практическая работа.

1. Зарисовать отдельные композиционные схемы пейзажа карандашом, затем гелиевой ручкой, линейно, Внизу подписать названия. 2. Выполнить линейно композицию пейзажа на «свободную» тему, сочетая схемы пейзажа в различных вариантах.

  1. Итог урока.

- выставка работ учащихся.

- провести рефлексию на усвоение материала с использованием показа репродукций, в процессе которого уч-ся должны назвать какие схемы использовал тот или иной художник.

Домашняя работа: подобрать репродукции и  составить таблицу схем пейзажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа

Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...

Схема сценария урока по изобразительному искусству. 6 класс.Городской пейзаж

Тема урока (III триместра): Городской пейзаж.  Москва – мост из прошлого в будущее.Ожидаемый учебный результат:- приобретение навыков выполнения городского пейзажа в графике, создавая о...

План - конспект урока "А.С. Пушкин "Метель". Пейзаж как один из главных композиционных элементов"

Цель: показать, какую роль играет пейзаж в повести А.С. Пушкина «Метель»; учить ведению диалога во время анализа художественного произведения;развивать у учащихся умение и навыки анализиро...

Схема композиционного анализа текста

Данный алгоритм помогает ученикам самостоятельно выполнить анализ литературного произведения...

Композиционные схемы произведений искусства

В предлагаемом материале представлены примеры композиционных схем на основе рассмотрений жиописных произведений....