Статья по теме «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)»
статья по изобразительному искусству (изо)

Статья по изобразительному искусству «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)». 

Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений ДПИ и закрепляются в собственной практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)»

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Именно в дошкольном возрасте дети получают первые сведения о промыслах. Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.

Проанализировав школьные программы по изобразительному искусству, автор пришел к выводу о том, что наиболее полно обучение городецкой росписи раскрывается в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» научный руководитель Т.Я. Шпикалова. Учащиеся знакомятся с традиционными народными промыслами, выполняют декоративные композиции.

По данной программе изучение Городецкой росписи, формирование умений и навыков осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Одна из основных задач данной программы связана с обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся овладевают приемами Городецкой росписи на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации.

1 класс – отработка элементов: капельки, травки, скобка, спиралька листья, цветка и т.д. Составление травного орнамента или букета из данных элементов.

2 класс - повторение изученного и отработка элементов Городецкой росписи: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. А так же учащиеся, используя способ «примакивания» кисти к бумаге изображают декоративные листья и элементы растительного орнамента (купавка, розан). Так же во 2-ом классе отрабатываются элементы образов птиц. Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. 

В 3 классе основное внимание уделяется составлению композиций по мотивам Городецкой росписи. Учащиеся повторяют ранее изученное и знакомятся с новыми элементами – образом «конь».

В 4 классе дети снова повторяют все ранее изученные элементы, также к ним добавляется сюжет.

Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5-го класса, она строится с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

        Пятый класс – это новый шаг в изучении ДПИ с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне.

Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений ДПИ и закрепляются в собственной практической деятельности.

        Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера, как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приёмы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.[1]

В процессе освоения ДПИ должны быть  поставлены и разрешены следующие главные вопросы: «что?», «как?», и «зачем?». Восприятие произведения с вопроса ДПИ начинается с вопроса что? Он  связан с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетическими переживаниями.             Вопрос «как?» предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по дереву, вышивка, ткачество, ковка и т.д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи («как?») помогает полнее осознать особенности языка ДПИ. Чтобы учащиеся почувствовали, увидели разницу между языком ДПИ и живописи, можно сопоставить, например знак солнца на резной прялке в виде круглой розетки и образ солнца в картине-пейзаже.

         Вопрос «зачем?» и ответ на него помогает установить незримую смысловую связь образного строя вещи, с её социальной функцией, с мировосприятием человека; предполагает раскрытие некой тайны, проливающий свет на смысловое значение образов. Вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», как бы раздвигает содержательно-смысловые границы воспринимаемого предмета-образа, делая его ценностно-значимым для ученика.

 Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.

В процессе восприятия материала следует затронуть следующие проблемы:

- разнообразие форм, материалов, декоративных элементов в крестьянском искусстве;

- единство конструкции и декора в предметах крестьянского быта;

- связь образного строя крестьянских вещей с природой, мироощущением, мировоззрением народа;

- ограниченность числа образов, мотивов, тем и богатство их вариаций в народном декоре;

- пластическое решение традиционного образа, мотива в разных видах крестьянского бытового искусства;

- картина мироздания в образном строе крестьянских вещей;

- специфика образного языка народного прикладного искусства;

- ощущение личности народного мастера в рукотворном крестьянском искусстве.

        Большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят  формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

Применяются такие средства дифференциации:

- Разработка заданий различной трудности и объема;

- Разная мера помощи учителя учащимися при выполнении учебных заданий;

- Вариативность темпа освоения учебного материала;

- Индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики – консультанты.

Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от специфики задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.[2]

Задания можно классифицировать на 3 вида:

- Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки.

- Частично – поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

- Творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий.

Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

 - декоративность: выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.);

 - содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

 - оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.


[1] Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие /– М.: Просвещение, 1984. – 121с.

[2] Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы [Текст] / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Пути формирования у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка и литературы"

Данная статья о том, как воспитать у учащихся интерес к русской словесности, о приемах, методах и технологиях, применяемых на уроках русского языка и литературы....

статья по теме "Пути формирования у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка и литературы"

Изучение русского языка и литературы является неотъемлемой частью образования российского гражданина. Знание языка и культурыродной страны необходимое условие образованного человека. Самой главной мот...

Урок "Эмоциональная выразительность цвета на примере Городецкой росписи".

Данная разработка урока для 5 класса будет интересна учителям изобразительного искусства....

Проект " Изучение русских народных промыслов( на примере Богородской игрушки)"

Изучение русских народных промыслов, как средство формирования национальной идентичности учащихся(на примере Богородской игрушки)...

Статья по теме "Приемы формирования УУД учащихся на уроках технологии"

Действующие ранее образовательные стандарты акцентрировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпускник ...

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...