Конспект урока по изо "Народные промыслы России. Самостоятельное выполнение росписи матрешки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кузнецова Лариса Валерьевна

Урок с мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkaya_matreshka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русские народные промыслы. Самостоятельное выполнение росписи

                              игрушки-матрешки»

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «История матрешки», «Этапы росписи матрёшки».

Изобразительный  ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана);

Музыкальный ряд: песня «Матрешки»

Литературный ряд: загадки, стихотворения

Краткое описание: Данный конспект разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.                                                                                 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.

Творческая минутка.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. 

- О ком так говорят?

- Это известная во всем мире кукла. Но она необычная.

- Как вы думаете, почему? Об этом нам предстоит поговорить на уроке.

III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

А кто из вас знает, где и когда впервые появилась матрешка?

-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде.

В стариной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка-кокэси. Это была фигурка японца, а в ней мал-мала меньше – фигурки всех членов ее семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку похожую на эту, но только свою, русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрешка.

-Если бы вам предложили выточить и расписать игрушку как бы она выглядела?

Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Почему?

- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.

- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан.

IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если сопоставить несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится следующий ряд: загорская, семеновская, полхов-майданская матрешки.

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга.

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации ваши одноклассники.

Семёновская матрёшка.

  Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В   манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

        Загорская матрёшка.

  Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

            Полхов-майданская матрёшка.

   Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не         в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

  - Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке. Прежде чем выточить матрешку, мастер ищет подходящее дерево, найдя распиливает его на чурбаки, и из них делает заготовку. Затем на токарном станке вытачивается фигурка необходимого размера. Разрезается пополам, протачивается изнутри. Мастеру нужно быть очень точным, чтобы половинки подходили друг к другу.

А теперь отправляемся к мастеру по художественной росписи. Для того чтобы краска хорошо ложилась на дерево, белую без росписи матрешку грунтуют: покрывают слоем крахмала, намечают черной тушью окружность лица, контуры платка, сарафана, платка, кофты, рисуют лицо матрешки, Особое внимание уделяется прорисовки узора фартука. На заключительном этапе матрешка покрывается несколькими слоями бесцветного лака.

V. Подготовка к выполнению  работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.

VI. Практическая работа.

- А сейчас представим, что мы мастера по художественной росписи. Нам нужно расписать матрешку. Ваша матрешка должна получиться яркой, веселой, радостной.

Анализ расположения рисунка на листе.

Обведение матрешки по трафарету.

Перьевой росчерк лица матрёшки (карандаш).

Рисование контуров платка, кофты, фартука (сарафана).

Декоративная роспись фартука, платка, кофты (сарафана).

Выполнение узоров в цвете (акварель).

  Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах

YII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки.     

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме.

В чем секрет такого успеха и долго жития? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?

Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в домах за границей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Конспект урока "Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи»

Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи». Урок...

Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"

Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...