Понятие красоты в адыгейских обычаях и фольклоре
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Ребята, я хочу сейчас прочесть эти замечательные стихи с помощью которых Сафер  Яхутль прославил красоту родного края, любимой Адыгеи , на земле которой существуют такие старинные обычаи, традиции о которых мы с вами сегодня будем говорить, говорить о художниках, о песнях, то есть о культуре Адыгеи.

 

 

                          Адыгея родная моя.

      Моя песня-сестра синих гор и полей

      Сердцу милые с детства края

      Я родился и рос в колыбели твоей.

      Адыгея родная моя.

      Над тобой России немеркнущий свет,

      В небе ласковом зори струят

      Твоих рек быстротечных красивее нет,

       Адыгея – родная моя.

       Пусть как море шумит золотистая степь.

       Богатырская  слава твоя

       Ты навеки верха красной звезде,

       Адыгея – родная моя.

       Я люблю гор высоких заоблачный взлет

       Сердцу милые с детства края

       По сыновьи люблю я адыгский народ.

       Дорогая отчизна моя.

                                              Сафер Яхутль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

в 7 классе

    Понятие красоты

 в адыгейских обычаях и

          фольклоре

 

                                                                 

                                                                 МБОУ СОШ №3 а. Джерокай

                                                                   Шовгеновского р-на

                                                                  Учитель ИЗО Кагазежева Л.К.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Дать наиболее полное представление о понятии красоты в адыгейских обычаях и фольклоре, о нравственной чистоте народа.

Привить любовь к своему народу к своим национальным вековым традициям, к фольклору.

Привить интерес к возрождению культуры, обычаев, традиций через музыку, изобразительное искусство.

                                           План занятия.

             

  1.  Беседа о красоте в адыгейских обычаях.
  2. Связь композиции  Ката  Теучежа  «Саженцы» с песней «Адыги», « У  адыгов обычай  такой».
  3. Итог занятия.

Ход урока.

1.Приветствие и знакомство.

2. Объявление темы занятия.

3.Стихи.

Ребята, я хочу сейчас прочесть эти замечательные стихи с помощью которых Сафер  Яхутль прославил красоту родного края, любимой Адыгеи , на земле которой существуют такие старинные обычаи, традиции о которых мы с вами сегодня будем говорить, говорить о художниках, о песнях, то есть о культуре Адыгеи.

                          Адыгея родная моя.

      Моя песня-сестра синих гор и полей

      Сердцу милые с детства края

      Я родился и рос в колыбели твоей.

      Адыгея родная моя.

      Над тобой России немеркнущий свет,

      В небе ласковом зори струят

      Твоих рек быстротечных красивее нет,

       Адыгея – родная моя.

       Пусть как море шумит золотистая степь.

       Богатырская  слава твоя

       Ты навеки верха красной звезде,

       Адыгея – родная моя.

       Я люблю гор высоких заоблачный взлет

       Сердцу милые с детства края

       По сыновьи люблю я адыгский народ.

       Дорогая отчизна моя.

                                              Сафер Яхутль

Эти стихи передают красоту родной Адыгеи, ее природу, а мы с вами сегодня будем  говорить о богатом фольклоре которым славится наша земля, она проявляется  в легендах,  сказках, сказаниях, старинных песнях, пословицах и поговорках .  В наших обычаях  и  традициях запрятаны мудрые мысли народа, его культура ,которая передавалась из поколения в поколение.

Вопрос :      Какие пословицы и поговорки вы можете назвать, которые бы говорили о мудрости отношении в семье, уважении, дружелюбии.

 

Ответы детей:  -Где нет хороших стариков

                            Там нет хорошей молодежи.

                           

                          -Мир дороже золотой горы.

                           -Цiыф зэрэмысым насып илъэп.

                           -Уянэ къыуиiорэм едэiу, уятэкъыуиiорэр шiэ.

                           - гостеприимство- одежда, ум честь.

                           -Дорожи честью больше чем жизнью.

                          - Дом, в котором нет  женщины, что земля,

                                        на которой нет   растительности                            

                           -Доброе слово охраняет, а плохое  убивает.

                           -Культура начинается с семьи.

                           -Умный три  раза советуется.

                           -У адыгов  хлеб - соль на ладони

                           -Мужество без ума не ведет к добру.

                           -Мужчина мужчиною умирает.

                     

       

      Ребята, в свою очередь я вас познакомлю со  знаменитым  художником современности  Катом  Теучежем.  Он родился и вырос в бжедугском ауле Теучежхабле в 1945 г. После окончания школы  он поступил на художественно-графический факультет КГУ. Окончив институт, он осознает, что ему еще необходимо совершенствовать свои навыки, и поступает Тбилисскую академию художеств. Несмотря на множество предложений,  Кат уезжает в свою Адыгею. Тут его поняли и полюбили. Одной из первых значительных работ  Ката  стал  цикл иллюстраций к поэме «Мафоко Урысбыя Ц. Теучежа. Над поэмами он трудился целых пятнадцать лет. Его иллюстрации к поэме легко узнают, народные образы хорошо запоминаются. Автору удалось вжиться в своих героях.

     Исторические поэмы Ц.Теучежа, «История адыгского народа» Шура Ногмова, адыгейский народный фольклор служат для Ката неиссякаемый источник вдохновения. К ним он обращается все время, черпая новые сюжеты для своих произведений.

      Я хочу остановить ваше внимание на одной из его композиций «У ручья». В обычаях адыгских мужчин всегда присутствует глубокое уважение к женщине. Оно воспитано с детства, усвоено как говорится с молоком матери, а затем и подтверждается на примере взрослых. Преклонение перед женщиной переходит из поколения в поколение на протяжении многих  веков.

                       Вопрос:    :  Ребята кто из вас проанализирует композицию?

                      Ответ:: В композиции  изображен  Мафоко Урысбий   который  у ручья повстречал  девушку, пришедшую сюда набрать воды. Герой почтительно преклонил колено,  а руки его отчаянно жестикулируют, он произносит слова, рвущиеся из глубины его  души. Как ни приятно  девушке слышать такие речи, врожденная скромность и гордость не позволяют ей смотреть в лицо говорящему. Одной  рукой поддерживает кувшин, а другой закрывает платком свое лицо. 

                     Вопрос: Что нам дает почувствовать этот сюжет? Чем он проникнут? 

   Вопрос: Добротой и нежностью, сердечностью и честью.

Рядом с горянкой  молодая лань, которая спокойно щиплет траву.  Но если  на первом плане мы чувствуем покой умиротворение, то на заднем плане мы видим бурный водоворот, травяной покров энергично завихряется, стремительный  полет стрижей подчеркивает эту круговерть.

         Ребята если художник кистью выражает свои мысли, то песня –это поэтическое излияние души народа, где его мысли и чувства сливаются с мелодией.

                     Вступление учителя музыки.

Прежде чем мы закончим это занятие, я опять хочу обратить ваше внимание на композицию Ката Теучежа из серий «Мой аул» и «Саженцы»

                     Вопрос:   Ребята всмотритесь в эту композицию.  Какие слова и из какой песни к ней можно отнести.

                     Ответ: «Адыги», «У адыгов обычай такой».

                        

                     Вступление учителя музыки.

                   

 

                                     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР

Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли"...

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Эта презентация  вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобрази...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....

Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект  открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи  в фольклоре и  творчестве композиторов".Урок был составлен  в 2015 году....

Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....

Урок "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов" 6 кл

Задачи:-познакомить с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;-формировать умение дава...