тема самообразования "Повышение социокультурной компетентности у обучающихся основной школы"
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо)

Уткина Елена Ивановна

Тема самообразования "Повышения социокультурной компетентности у обучающихся основной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема самообразования565.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема самобразования «Повышение социокультурной компетентности у обучающихся основной школы» учителя ИЗО МБОУ «СОШ п.Малиновский » Уткиной Елены Ивановны

Слайд 2

Обоснование актуальности Проблема и причины ее возникновения, побудившие учителя к поиску ее решения: Недостаточное владение навыками художественного восприятия окружающего мира учащимися основной школы ( несформированность социокультурной компетенции) Причины: 1. Школьники не понимают значимость предмета ИЗО, т.к. не видят необходимость/возможность в применении полученных знаний 2.Родители считают уроки ИЗО пустой тратой времени 3.Педагоги не видят возможности уроков ИЗО для развития специальных(предметных) умений и навыков(нет межпредметного взаимодействия). Отсутствие методический рекомендаций.

Слайд 3

Научные идеи Базовые понятия: Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Социокультурная компетенция - в Федеральном государственном образовательном стандарте социокультурная компетенция определяется как «приобщение к культуре, традициям, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [ФГОС]. На уроках ИЗО социокультурная компетенция рассматривается как приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; применение основ конструирования. Характеристика ведущей идеи , подходов и принципов Теории и концепции Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» . Основоположником этой концепции является доктор пед . наук, профессор Т. Я. Шпикалова . Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Автор концепции Б.М. Неменский . В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Эта концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского . Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского , А. В. Бакушинского , С. Шацкого , П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план. Современные образовательные технологии: Игровая технология Информационно-коммуникационные технологии Технология эмоционального погружения Технология сравнения Конструирование

Слайд 4

Цель и задачи Цель: Формирование социокультурных компетенций у учащихся основной школы Задачи: 1.Развивать художественно-творческий потенциал школьников через самореализацию на уроках ИЗО 2. Информировать родителей о значимости уроков ИЗО как пространства для развития художественно-творческого потенциала у детей 3.Разработать методические рекомендации педагогам для межпредметного взаимодействия.

Слайд 5

Алгоритм взаимодействия Учитель – Ученик (технология работы) Ведущая педагогическая идея опыта. Опираясь на концепцию Б.М. Неменского поддерживаю идею, что знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. На уроках ИЗО использую современные педагогические технологии(игровые, проблемные, проектные, здоровьесберегающие , ИКТ, эмоционального погружения, сравнения, творческого сотрудничества, конструирования и портфолио).Которые позволяют мне наполнить уроки новым содержанием, развивать художественно-творческий потенциал школьников. Результатом реализации данных технологий является интенсификация учебно- воспитательного процесса, самореализацию обучающихся и повышение качества образования. Последовательность действий (этапы) Определение границ между знанием и незнанием, обеспечение мотивации и помощь в определении цели урока, пути ее достижения, организация самоконтроля, рефлексия. Методы обучения: Информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический , наглядный, игровой.

Слайд 6

Критерии оценки результативности Диагностический инструментарий Тест П.Торренса на творческое мышление(адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой ) Диагностика мотивации достижения ( А.Мехрабиан ) Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся) Критерии оценки результативности в соответствии с требованиями ФГОС: универсальные учебные действия в соответствии с требованиями к уровню образования.

Слайд 7

Результаты Социокультурные компетенции сформированы у 75% учащихся на достаточном уровне в соответствии с ФГОС Разработаны методические рекомендации для межпредметного взаимодействия, создан банк сценариев интегрированных уроков. Повышение качества образования.

Слайд 8

Диссеминация Диссеминация педагогического опыта : на заседаниях школьных и районных методических объединений, совещаниях, конференциях. Повышение качества образования через формирование социокультурной компетенции и самореализацию учащихся посредством ИЗО.

Слайд 9

Достижения учителя и учеников

Слайд 10

Ограничения в использовании Отсутствие возможности для реализации музейной педагогики (отсутствие музеев, галерей)

Слайд 11

Рекомендуемые источники информации Сайт педагога https:// nsportal.ru/utkina-elena-ivanovna Методические материалы (публикации в методических журналах, методические рекомендации, банки методических разработок) Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984 . Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987 . Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –Москва: Просвещение, 1977 . Электронные ресурсы https:// studopedia.ru/6_126145_kontseptsiya-nemenskogo-bm-formirovanie-hudozhestvennoy-kulturi-kak-chasti-duhovnoy-kulturi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Социокультурная компетентность воспитания обучающихся"

Данная презентация "Социокультурная компетентность обучающихся" была использована для выступления на педсовете....

Презентация "Социокультурная компетентность воспитания обучающихся"

Данная презентация "Социокультурная компетентность обучающихся" была использована для выступления на педсовете....

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"

Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....

Выступление на тему "Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы "

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы ...