Тема урока: «Освещение. Свет и тень в пейзаже»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Ромашова Наталья Николаевна

Цели: объяснить понятие "освещение", как средства выявления объема предмета; познакомить с понятиями: блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_osveshchenie._svet_i_ten_v_peyzazhe.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Освещение. Свет и тень в пейзаже» Класс : 6 Тема урока: «Освещение. Свет и тень в пейзаже» Цели : объяснить понятие «освещение» как средства выявления объема предмета; познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине; учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением; развивать приемы работы красками; воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка). Оборудование : геометрические тела (конус, куб, параллелепипед), образец педагогического рисунка. Словарь: блик, полутень, рефлекс, освещение.

Слайд 2

Ход урока Организационный момент. 1)Приветствие. Старательно мы наблюдаем свет, Старательно людей мы наблюдаем И чудеса постигнуть уповаем: Какой же плод науки долгих лет? Что, наконец, поймет надменный ум На высоте всех опытов и дум… Е.А.Баратынский Сегодня мы продолжаем путешествие в страну красок и света. Каждый из вас любит музыку, поэзию, живопись. Кто объяснит, что заставляет нас пережить столько разнообразных чувств при слушании музыкальных произведений? (Ответ ученика: Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.) Свои мысли и чувства, тревоги и радости вкладывает писатель или поэт в каждую строчку повести, рассказа, стихотворения. Чтобы точнее, ярче выразить каждую мысль, что он подбирает, ищет? (Ответ ученика: Он ищет самые выразительные слова. Как аккорды из звуков, из слов слагаются фразы. Из фраз – повествование. страницу за страницей мы читаем повесть или

Слайд 3

2) Проверка готовности учащихся к уроку. 2 . Сообщение темы и целей урока. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую

Слайд 4

3.Изучение нового материала. 3.Изучение нового материала. 1) Сообщение теоретических сведений. Роль характера и распределения теней в изображение многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды. Изменчивые эффекты освещения и связанные с ними наши представления о состоянии природы помогают художнику глубже воплощать свои впечатления, переживания свои идеи в художественные образы, в произведения искусства. Ясный солнечный день с обилием света и легкими четкими тенями связывается со спокойным, безмятежным настроением. Вспомните картину «Московский дворик» В Поленова (показ репродукции). Слава пришла к Поленову в 1878 году, когда на одной из выставок передвижников появилась эта картина. Художник Бакшеев вспоминал, что рядом с этим небольшим полотном все этюды и пейзажи, выставленные в залах, казались черными, как кленка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и солнца было в этой картине. Неприметный московский дворик с травой, тропинками, с каменными и деревянными строениями, какие тогда встречались даже в центре древней столицы. Только что поднялось солнце и, невидимое, откуда-то сбоку осветило дома, забор, деревья. И над всем этим – сверкающие золотом купола и сахарно-белая колоколенка старинной церкви. В прозрачном воздухе плывут легкие, тающие облака. Вдали видна еще одна церковь, словно парящая в легкой утренней дымке. Во дворике течет нетороплива, мирная жизнь. На траве играют ребятишки с

Слайд 5

Схема построения теней при естественном освещении. Солнце находится позади наблюдателя. Падающие тени от зрителя идут в глубь картины.

Слайд 6

Репродукция К.П.Брюлова «Всадница» к схеме построение теней при естественном освещении. Когда солнце находится позади наблюдателя. Падающие тени от зрителя идут в глубь картины.

Слайд 7

Схема построения теней при естественном освещении. Солнце находится против наблюдателя, по другую сторону картины Падающие тени от предметов идут на художника.

Слайд 8

Репродукция К.Ф. Юон «Утро индустриальной Москвы» к схеме построение теней при естественном освещении, когда солнце находится против наблюдателя, по другую сторону картины Падающие тени от предметов идут на художника.

Слайд 9

Схема построения теней при естественном освещении. Солнце находится сбоку от наблюдателя, по другую сторону картины Падающие тени идут параллельно картине.

Слайд 10

Репродукция неизвестного художника «Санные гонки в Петербуржском парке» к схеме построение теней при естественном освещении. Солнце находится сбоку от наблюдателя, по другую сторону картины Падающие тени идут параллельно картине.

Слайд 11

Законы светотени Чтобы умело пользоваться в своем творчестве тенями и свободно передавать с их помощью свои замыслы, надо прежде всего знать законы их образования. образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далеком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны. Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся. По отношению к зрителю и картине солнце может занимать три основных положения, которые определяют построение теней.

Слайд 12

Солнце S находится против наблюдателя, по другую сторону картины. В этом случае все обращенные к наблюдателю плоскости предметов окажутся затемненными, падающие тени от предметов идут на него. Второй случай – построение теней при естественном освещение – солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине. третий случай – солнце находится позади наблюдателя. Все передние поверхности предметов совмещены, падающие тени идут от зрителя в глубь картины. Построение теней при искусственном освещении происходит так, как показано на рисунке «Схема построения теней при искусственном освещении». «Схема построения теней при искусственном освещении». Принимая светильник за точку ( S ), построим его проекции на потолке, стенах и полу (точки S 1 , S 2 , S 3 , S 4 ). Проведя луч из источника света через крайнюю точку какого-либо предмета до пересечения с проекцией того же луча, получим угол тени от этого предмета. Верхняя граница этой тени пойдет из полученной точки в точку схода Р.

Слайд 13

2) Передача формы предмета. . На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научиться воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видишь его со всех сторон. Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающими на них светом – светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света. Светотень распадается на несколько фаз, получивших у художника наименования. Рассмотрим градации светотени. Наиболее освещенной поверхности располагается свет, а самая яркая точка называется бликом. На поверхности, освещенной скользящим сетом, располагается полутон , а на самой затененной поверхности – собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец, предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая обычно бывает темнее собственной тени. Задача рисующего – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом

Слайд 14

Градация света

Слайд 15

3) Ознакомление с толково - сочетаемостным словарем по искусству. Светотень – сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета. Градации светотени – свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень классифицируется: - по цветовому тону: золотистая, - по назначению: контрастная, моделирующая, - по образности художественного языка: мягкая, резкая, прозрачная, энергичная. Какой-либо мастер светотени; изображение, элементы светотени; градации, законы, значение, контрасты, магия. Оттенки, роль, характер, эффекты светотени; использование средства светотени; богатство, возможности, закономерности, контрастность, обобщенность, прозрачность какой-либо светотени. Интерес, какое-либо отношение к светотени. Работа над светотенью. Придать какое-либо значение светотени. Пользоваться, работать; насытить что-либо (объем, форму…), подчеркнуть что-либо светотенью. продолжить работу над светотенью. Светотень играет какую-либо(композиционную) роль; имеет какое-либо значение; используется; моделируется; передает что-либо (содержание картины…); подчиняется чему-либо

Слайд 16

4. Актуализация знаний 5. Практическая работа Физкультминутка Физкультминутка для глаз. По команде дети закрывают глаза. После чего учитель просит открыть глаза, показывая им разноцветные таблички и назвать сумму цифр на желтых табличках. Затем снова дети закрывают глазки, открыв, называют сумму цифр на других по цвету табличках. 4. Актуализация знаний Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела с боковым освещением. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными по освещенности поверхностями. 5. Практическая работа Задание. Выполните рисунок с падающей тенью( работа красками).

Слайд 17

6. Итог урока 4) контроль объема и качества выполненной работы. 6. Итог урока Анализ работ, выставление оценок, заключительное слово. выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача светлотных фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета. В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на различных частях поверхности предмета. Вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт: За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. Николай Рубцов.

Слайд 18

7.Домашнее задание Сделать рисунок, в котором присутствует идея борьбы света и тени, темного и светлого, обращаясь при этом к изображению любых простых знакомых тебе предметов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:" Вокруг света под русским флагом"

Урок в 5 классе  формирования умений и навыков...

Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»

Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России» Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)Дата урока: 25 апреля 2014 года...

Тема урока: «Интерференция света в тонких пленках. Лаборатория природы».

       Тема данного урока выбрана не случайно. Волновые свойства: дисперсия, дифракция, интерференция, поляризация, как показывает практика, учащиеся  очень часто путаю...

9класс. Тема урока"Преломление света"

На уроке применяется презентация по данной теме.Цель урока: ознакомить учащихся с законами преломления и с их помощью объяснить такие свойства света, как дисперсия, дифракция и интерференция(след. уро...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Технология. Тема урока:"Освещение жилого дома". 7 класс

Как любое проектирование, создание системы освещения жилого помещения начинается с анализа существующих условий. Проектировщику следует принимать во внимание, как в помещение проникает естественный св...