Народный праздничный костюм
план-конспект урока по технологии (5 класс)


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Народный праздничный костюм» 5 класс

Учитель: Ляпина Елена Михайловна

(Технологическая карта урока)

Тема

Народный праздничный костюм

Тип урока

Освоение новых знаний (комбинированный)

Задачи:

Познакомить учащихся с русским народным костюмом; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закреплять навыки работы с декоративной композицией; развивать эстетическое мировосприятие; способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа  

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся анализировать образный строй народного праздничного костюма; соотносить особенности декора женского костюма с мировосприятием наших предков; объяснить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разной регионов России; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия; объяснить значение традиционного праздничного костюма, как бесценного достояния культуры народа

регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

познавательные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

коммуникативные:умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

развитие эстетической потребности в общении с народным ДПИ, наблюдательности, зрительной памяти

Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.Организационный момент.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта

Настраивает на учебную деятельность

Формирование навыков самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Организует заслушивание сообщений учащихся по теме: «Анализ картины Б. Кустодиева «Ярмарка»

Принимают участи в обсуждении

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Повторение изученного материала

- Какие знаки-символы мы можем встретить в узорах?

- Что украшали вышивкой?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

IV. Актуализация жизненного  опыта учащихся

А сейчас, ребята, давайте представим, что живем мы в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом! Что мы можете сказать о жизни русской семьи? Какой она была? Как жили летом, а как зимой? Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей одежды? Из чего состояла?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

V. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Совместное формирование с учащимися цели и задач урока.

На уроке вы познакомитесь с русским народным костюмом, его элементами, узнаете значение символики и колорита в одежде

участвуют в формировании целей и задач урока

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

VI. Мотивация учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационного опроса: Перед вами два изображения женщин в русских народных костюмах. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на мотивационные вопросы. Используют условия для успешной учебной деятельности

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

VII. Изучение нового материала

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению.

Смотрят слайды с изображением мужчин и женщин в народной одежде, разных по статусу, с целью определения различий в одежде.

Отвечают на вопросы:

- Как украшена одежда?

-Чем отличается северный комплект костюма от южного?

-Что было обязательным элементом костюма?

- Для чего одежда украшались вышивкой?

Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

VIII. Закрепление изученного материала

Организует практическую работу. Наблюдает и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания.

Организует обсуждения ответа на вопрос:

- Рассмотрите изображения людей в народных костюмах. Что вы можете рассказать о людях по костюмах, в которые они одеты?

Выполняют практическую работу (учебник с. 57)

Выделение главного в информации. Умение решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросам, используя формулировки:

- Было интересно…

- Теперь я могу…

- Я научился…

-Меня удивило…

- Мне захотелось…

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку.

Адекватная оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Домашнее задание

Учебник: стр.50-57

Найти информацию о народных праздничных обрядах

Записывают домашнее задание

Поиск и выделение необходимой информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

"Народный праздничный костюм"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

5 класс "Народный праздничный костюм"

презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...