проект по литературе и ИЗО "Эпос "Гэсэр"- синтез времен"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Семенова Галина Владимировна

Данный проект является методической разработкой по внеурочной интегрированной деятельности по литераутре и ИЗО. Изучение эпоса "Гэсэр" в современном формате, в стиле Манга, понятном для детей и выбранном ими самостоятельно, стало основным содержанием проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

А.С. Пушкин

Методическая разработка Семеновой Галины Владимировны

Рабочая программа

элективного курса внеурочной деятельности школьников

по литературе «Изучение эпоса «Гэсэр» через современный информационный канал - Манга»

Пояснительная записка

        Программа внеурочной деятельности по литературе Бурятии «Эпос «Гэсэр» через современный информационный канал Манга» для обучающихся 8-9 классов средней школы разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от26.12.2012г. №273-ФЗ, Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 года №240-V, Федеральных государственных образовательных стандартов ООО (приказ МОиН России от 17.12.2010 №1897), на основании Концепции преподавания русского языка и литературы с учетом возрастных и этнокультурных особенностей обучающихся при формировании списка изучаемых произведений, в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов Российской Федерации (Распоряжение правительства Российской Федерации от 09.04.2016 №37-р), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка на 2014-2020 гг. от 23.06.2014 №289».

        Элективный курс «Изучение эпоса «Гэсэр» через современный молодежный канал -Манга» интегрирует два предмета: литературу и изобразительное искусство.

Актуальность методической разработки заключается в том, что стиль Манги соответствует в настоящее время социально-культурным запросам подростков, нуждающимся в такой духовной среде, которая основывалась бы на мифологическом и историческом материале. В современном мире мифологию воспринимают как наследие человеческой цивилизации и как неотъемлемую часть культуры. Молодежь принимает мифологические образы как вполне допустимые образы миропонимания. Элективный курс предполагает изучение социокультурных традиций древних бурят по эпосу «Гэсэр» и переосмысление их в иллюстрированной форме. Выбор произведения продиктован тем, что «Гэсэр» - крупнейшее произведение бурятского героического эпоса, считается главным достоянием эпического наследия бурят, а также других народов Центральной Азии. Богатая мифология «Гэсэра» является глубочайшим, неисчерпаемым источником мифотворчества. Язык эпоса - это язык древних символов, а он нами утрачен - и его нужно восстанавливать.

        Новизна методической разработки заключается в том, что в процессе художественного анализа текста эпоса «Гэсэр» учащимися создается такая модель современной картины мира, которая понятна и близка молодежи и подросткам. Такое сотворчество мотивирует всех участников проекта и читателей на осознание и восприятие себя как частицы богатого духовного наследия. Манга открывает новые возможности творческого осмысления эпического полотна «Гэсэр». Манга - это не только иллюстрации героического эпоса «Гэсэр», но и создание особого мира, сочетающего духовные традиции древности и реальную действительность.

             Практическая ценность данного курса заключается в том, что через анализ и выделение архаичных традиций можно представить картину мира как образец, как ценностный показатель духовной культуры бурятского народа, который открывает перед читателями новые возможности современной интерпретации. Тем самым открывается перспектива дальнейшего углубленного решения проблемы.

     Моя педагогическая практика показала, что самый действенный, но и сложный, и этим интересный способ рассмотрения художественного текста – это поиск символов и их расшифровка, интерпретация. Данный прием анализа художественного произведения на основе интеграции литературы и изобразительного искусства способствует формированию умения ориентироваться в жизни и само реализоваться. В этом для нас и заключается ценность эпоса «Гэсэр» как ключа к постижению человеком многогранности и целостности картины мира.

Курс вводится как система интегрированных занятий по литературе и изобразительному искусству во внеурочной деятельности для разновозрастной группы детей 8-9 классов. В учебном году в группе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю).

Данный прием анализа художественного произведения на основе интеграции литературы и изобразительного искусства способствует формированию умения ориентироваться в жизни и самореализовываться. В этом для нас и заключается ценность эпоса «Гэсэр» как ключа к постижению человеком многогранности и целостности картины мира.

Цель курса: развитие умений творческой интерпретации произведения и философского обобщения художественной картины мира для выстраивания собственной модели жизненного опыта на основе изучения эпоса «Гэсэр» и его иллюстрирования в современном стиле Манга.

Задачи курса:

-создание педагогических условий, обеспечивающих мотивацию к чтению книг, являющихся образцами национальной, русской, мировой литературы;

-формирование у обучающихся уважения национальных традиций воспитания и культуры бурятского народа;

-создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности;

-повышение информационной и коммуникативной компетенции обучающихся.

Решению поставленных задач будет способствовать взаимосвязь групповой, коллективной и самостоятельной деятельности учащихся.

Структура курса.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты:

-воспитание гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

            -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

            - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

            - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

            -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

            -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

            -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

          -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

        -формирование умения использовать художественный текст как средство получения знаний о культуре народа и т.д.;

         -повышение интереса к изучению бурятской литературы и бурятского изобразительного искусства;

       -мотивация к освоению и развития умений иллюстрирования и художественного переосмысления текстов.

Предметные результаты:

           - понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

           -обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающегося произведения культуры бурятского народа, мировой культуры;

           -развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

          -овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в эпосе «Гэсэр», на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

        -развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

        -приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

       -приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

       -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства Республики Бурятия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Механизмы реализации курса:

Через организацию совместной интегрированной проектной деятельности учащихся и учителей в творческих мастерских:

-познакомиться с мифологическим аспектом в литературе и в искусстве;

-рассмотреть традиционное мировоззрение бурятского этноса через эпос «Гэсэр»;

-изучить литературоведческие исследования эпоса «Гэсэр»;

-изучить творчество художников, иллюстрировавших эпос «Гэсэр»;

-изучить технику манги и обозначить свои стилевые особенности отражения социокультурных традиций в иллюстрациях;

-составить иллюстративный ряд каждой ветви эпоса «Гэсэр» в технике манга.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса

Оценка достижений планируемых результатов предполагает критериальное оценивание во время консультаций, докладов, защиты творческих работ, выступлений на занятиях, выставок, презентаций, конференций.          

 Критериями оценки содержания и композиционного оформления творческих интегративных работ являются:

•        соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

•        полнота раскрытия темы;

•        правильность фактического материала;

•        последовательность и логичность изложения;

•        правильное композиционное оформление работы.

Учебный план

название темы

Л

П

форма контроля

часы

I

 Модуль I. Мифотворчество в мировой культуре

10 часов

1

Мифологическая картина мира в изобразительном искусстве

1

2

беседа

3

2

Мифологические образы в мировой литературе

1

2

защита презентаций

3

3

Мифологические образы в национальной культуре

1

3

творческая работа

4

II

 Модуль II.  Манга - форма изобразительного и литературного искусства

10 часов

1

Техника современного рисунка: аниме, жанр фэнтези,  манга, манхва, маньхуа

2

контрольный просмотр

2

2

Мифологический текст эпоса «Гэсэр»

1

2

семинар

3

3

Эскизы образов по прочитанному тексту «Гэсэр» в стиле манга

5

Контрольный просмотр

5

III

Модуль III. Творческая мастерская

14 часов

1

работа группы сценаристов

1

 Обсуждение сценария

1

2

работа актерской группы  

2

презентация кино-фотокадров

отбор лучших кадров

2

3

работа технической группы

2

изобразительный ряд с использованием ИКТ (раскадровка)

2

4

работа художников

8

выставочный ряд Ветви I  эпоса «Гэсэр» в стиле манга

8

5

круглый стол с участием всех групп

1

отбор и согласование лучшей версии манги- защита проекта

1

4

30

итого: 34 часа

Учебно-тематический план

тема

Содержание темы

часы

I.

Модуль I.  Мифотворчество в мировой культуре

10

1

Мифологическая картина мира в изобразительном искусстве

    Введение в мифологию. Синкретичность. Первобытные верования. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Магия. Первобытная культура.       Древние цивилизации Востока. Вавилоняне и ассиряне. «Книга мертвых» и загадочные культы Египта. Священные книги Китая. Культ в Японии. Ведизм. Индуизм. Брахманизм. Буддизм.

Античность.

Древняя Греция. Особенности культуры Древней Греции. Великий Гомер: «Илиада, Одиссея». Боги Древней Греции. Боги Олимпа.  Герои Древней Греции. Древний Рим. Религия. Культура. Античное язычество. Мифы римлян.

Античное наследие и его значение для современного мира.

Восточные славяне.

Сказки. Легенды, былины. Тайные знания. Загадки. Боги, герои, богатыри. Культы, обряды,

Культура народов Сибири, Бурятии. Шаманизм. Буддизм.

3

2

Мифологические образы в мировой литературе

Мифы народов мира. Вечные образы. Круг. Дорога. Мифологические образы в зарубежной литературе. Зеркало. Символы власти, богатства. Мифологические образы в русской литературе. Лестница. Конь. Солнце. Мифологические образы в бурятской литературе. Конь. Очаг. Батор. Дангина.

3

3

Мифологические образы в национальной культуре

Мифы о сотворении мира у бурят. Мифы о возникновении племен и родов. Вечное Синее Небо — Хухэ Мунхэн тэнгри, Мать–Земля — Ульгень, Солнце — Наран, Луна — кара, Утренняя Заря — Солбон. Громовержец Хухэрдэй мэргэн, хозяин воды Уха Лосон (Уха Лусан, Уха Лобсон), хозяева леса старик Орьел и старуха Сорьел, глава всех добрых западных божеств бабушка Манзан Гурмэ, ее девять сыновей и девять дочерей. Шэрэм Мината, Гал Дулэн (или Нурман). Черная бабушка Маяс Хара, ее 13 сыновей и 7 дочерей, безымянные многоголовые чудовища мангысы и мангадхаи и силы мрака: Архан Шутхыр, глотающий Солнце, Алха, глотающий Луну.

4

II.

Модуль II.  Манга - форма изобразительного и литературного искусства

10

1

Техника современного рисунка: манга, манхва, маньхуа

Знакомство с современными техниками рисунка. Особенности стиля Манги. История жанра.

2

2

Мифологический текст эпоса «Гэсэр

Сюжет, композиция, мифологические герои, древние традиции бурят в контексте современной картины мира

3

3

Эскизы образов по прочитанному тексту «Гэсэр» в стиле манга

Образ Хана-Хурмаса. Три сына: Заса Мэргэн, Бухэ Бэлигто, Хабата Гэрэл. Бабушка Манзан Гурмэ, красавица Наран Гоохон.

Образ Атай Улаана.

Вещий Бэльгэн хээр –образ коня Гэсэра. Образ Гэсэра.

5

III.

Модуль III. Творческая мастерская

14

1

работа группы сценаристов

 Обсуждение сценария. Выбор эпизодов, постановка сцен.

1

2

работа актерской группы  

презентация кино-фотокадров

отбор лучших кадров

2

3

работа технической группы

изобразительный ряд с использованием ИКТ (раскадровка)

2

4

работа группы художников

прорисовка, проработка материала

выставочный ряд Ветви I  эпоса «Гэсэр» в стиле манга

8

5

круглый стол с участием всех творческих групп

Анализ работы всех групп.

отбор и согласование лучшей версии манги-

защита проекта

1

Темы проектных работ:

  1. Мифологические образы героев в литературе и искусстве;
  2. Мифология и литература;
  3. Мифология и искусство;
  4. Гэсэр- национальный образ героя;
  5. Гэсэр и русские богатыри. Сравнительный анализ;
  6. Силы добра и зла в эпосе «Гэсэр»;
  7. Традиции древних бурят в эпосе «Гэсэр»;
  8. Мифологические образы в эпосе «Гэсэр»;
  9. Художники – иллюстраторы «Гэсэра»;
  10. Манга как популярный среди подростков и молодежи жанр иллюстрации.

 

Список литературы

  1. Аболина, Р. Я. «Искусство Бурятии» // Художник. -1979.-№3.- с. 6-15;
  2. Абай Гэсэр Богдо хаан: буряад. морин ульгэр. Бугэдэ буряадай ундэhэн эблэл / сост. текста С. П. Балдаев.; авт. вступ. ст. М: И. Тулохонов, Д. Д. Гомбоин ил. Т. Манжеева; Буряадай ниитын ин-т. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995. – c.517;
  3. Абай Гэсэр / авт. вступ. ст. А. И. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960.-с. 314;
  4.  Гачев Г.Д. многотомная серия «Национальные образы мира», 1960-е–2007г.;
  5. Лотман Ю.М. «Семиосфера. Культура и взрыв» http://oomnik.iling.spb.ru/mathling/kulturologiya/yu-m-lotman-semiosfera-kultura-i-vzryv;
  6.  Сахаровская А.Н.: альбом. : 16 репрод. Л.: «Художник РСФСР», 1979.-с.16;
  7. Сахаровская А.Н., Д. Дутаров, Г. Васильев: кат. Улан-Батор: б.и., 1976.-с. 20;
  8.  Хундаева Е.О. д.ф.н., научная работа «Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Знаковая система, традиции, поэтика», 1999г. http://www.dissercat.com/content/buryatskii-geroicheskii-epos-geser-znakovaya-sistema-traditsii-poetika  Е.О.Хундаева 
  9. Цендина А.Д. ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2008г. «Гэсэриада. Архивные материалы 1948–1951 гг. о подготовке к празднованию юбилея эпоса» часть первая. «Байкал» №4 2018 г.

Описание работы в творческой мастерской

 по созданию Манги по сюжету эпоса «Гэсэр».

             Создание манги - это искусство, которое требует времени и творческих способностей. Дети, планируя постановку эпизода для манги по мотивам «Гэсэра», учитывали выявленные в ходе анализа текста социокультурные традиции: послушание, уважение старших, забота о родителях, культ коня, бережное отношение к порогу, уважение к женщине.

            В творческой работе приняли участие более пятидесяти детей, которые разделились на группы:

  1. литературную,
  2. съемочную,
  3. актерскую,
  4. техническую,
  5. художественно-графическую.

Литературная группа обрабатывает художественный текст «Гэсэра» и создает свой оригинальный сценарий. Группа мангаков подбирает актерский состав из числа учащихся школы с первого по одиннадцатый классы. Съемочная группа занимается раскадровкой и постановкой кадра, фотографирует собранный кадр. Из огромного количества фотокадров художники - мангаки выбирают наиболее удачные, затем техническая группа переводит на компьютере  фотокадр в приложении «Varnist» в черно-белую заготовку. Эта заготовка распечатывается на принтере и передается  мангакам. Художники рисуют образы, характеры героев эпоса «Гэсэр», детализируя их в стиле манга.

Для манги характерна передача эмоционального состояния героев и текстовое сопровождение. Выполняя свою часть работы, учащийся знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет выглядеть работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Каждый из участников мифотворчества пытается примерить на себе роль героев эпоса и познать себя,  преломить эпический мир в собственный, то есть происходит двуединый процесс, где формируются осмысленные моральные, поведенческие, культурные установки, то есть, говоря словами Ю.Лотмана, можно обобщить: «Под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках.

Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения».

В результате проведенной интегрированной проектной творческо-научной деятельности участники пришли к следующим выводам:

  1. Мифологический текст эпоса «Гэсэр» с течением времени поддается трансформации, видоизменяется;
  2. Эпос «Гэсэр» становится инструментом моделирования окружающего мира и одновременно способом самоидентификации субъекта, рефлексии.
  3. Процесс создания манги по мотивам эпоса «Гэсэр» позволяет транслировать, хранить и трансформировать социально-культурный опыт древних бурят;
  4. Коллективная собственная творческая деятельность способствует приобщению всех участников проекта к миру искусства, пониманию художественно – исторических аспектов, осознанию роли и места человека в художественной культуре;
  5. Происходит живое, эмоциональное общение школьников с духовными ценностями эпоса «Гэсэр», направленное на преломление информации и преобразование ее в собственный художественный продукт;
  6. Художники-мангаки обращаются к глубинному древнему опыту и тем самым увеличивают силу эмоционального воздействия созданных ими и улигершинами образов;
  7. Изобразительный ряд в стиле манга, содержащий мифологические представления, создает невербальный «текст о тексте».



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по функциональной грамотности

 на основе интеграции литературы и математики

при изучении повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Семенова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы,

Раднаева Гармасу Бадмаевна, учитель математики МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Тема урока: Говорят, что время лечит. Время вылечило?

Цели:

-Формирование читательской, математической грамотности и глобальных компетенций школьников на основе интеграции литературы и математики при изучении повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова;

-Анализ повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова как многофункционального универсального текста;

-Социально-философское обобщение изученного материала по повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение учащихся работать с художественными, научными, публицистическими текстами и повторить методы решения комбинаторных и текстовых задач в формате ОГЭ;
  2. Развивать устную речь и письменную речь учащихся, формировать у учащихся универсальные компетенции в сфере познавательной, творческой, бытовой и социальной видов деятельности, добиваться понимания практической значимости умения анализировать текст и умения решать задачи;
  3. Способствовать формированию у учащихся объективной оценки событий, поступков с точки зрения общечеловеческих нравственных принципов, самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать умения работы с художественным и математическим текстами, с таблицами, схемами;

-уметь находить актуальную информацию в тексте художественного произведения, в текстовых задачах и решать комбинаторные задачи с практическим содержанием.

Метапредметные:

-анализировать различные учебные тексты;

-обнаруживать эффективные приемы работы с учебным текстом (приемы работы с объяснительным текстом, приемы работы с текстом задачи);

-оценивать полноту извлеченной информации, точность воспроизведения информации.  

Личностные:

-накапливать опыт для последующего обобщения и формирования внутрипредметных и межпредметных связей;

-развивать индивидуальные приемы наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;

-уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Перечень оборудования кабинета: средства ИКТ (презентации, платформа Online Test Pad), индивидуальные карты (ИК), сборник задач по функциональной грамотности, составленные на основе текста «Собачье сердце», художественный текст повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

Структура урока:

  1. Мотивирование на учебную деятельность.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание, постановка проблемы.
  4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
  5. Систематизация знаний.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Оценивание.
  8. Домашнее задание.

Содержание этапов урока:

  1. Мотивирование на учебную деятельность.1 мин

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы проводим эксперимент – соединяем две как будто, на первый взгляд, несовместимые науки: литературу и математику.

  1. Актуализация знаний.

-Начнем с проверки Д/З 15 мин:

- Первое задание было –выполнить тест по повести «Собачье сердце» на сайте «Тест онлайн Пад». (Учитель на сайте Online Test Pad открывает статистику в личном кабинете и говорит оценки учащихся, выполнивших тест. Эти оценки дети заносят в Индивидуальную карту (ИК).

-Второе домашнее задание было групповое (дети разделились по своим интересам на 5 групп: историки, социологи, филологи, врачи, математики).  

Групповую работу вы оцениваете по критериям, указанным в ИК.

  1. выступление группы историков с презентацией. Группа историков дает историческую справку: время написания повести, историческое время в повести, какие исторические лица упоминаются (Айседора Дункан), историческая Москва, реальные места действия (улицы, дом), почему эти места описаны?
  2. выступление социологов с презентацией. Группа дает социологическую справку: Калабуховский дом – символ социального неблагополучия, какие социальные классовые противоречия описаны, социальные проблемы –воровство, разруха, голод, революционные лозунги «Кто был ничем, тот станет всем!», разделение между пролетариями имущества буржуев и т.д.
  3. выступление филологов с презентацией. Группа дает филологическую справку: тропы, средства выразительности, фамилии, имена героев, раскрывают метафору «собачье сердце».
  4. выступление группы врачей с презентацией. Группа дает медицинскую справку: описание операции, кто донор, кто реципиент, какие органы пересадили Шарику; подобные операции в 21 веке. В чем уникальность операции Преображенского? Почему профессор недоволен результатами операции?

Наименование критерия

балл

1

Самостоятельность

2

1

0

2

использование дополнительного материала (из интернета, справочной литературы и др. источников)

1

0

3

Форма представления работы:

  1. Рассказ с опорой на презентацию;
  2. Чтение с листа;
  3. Не выступал-(а)

2

1

0

Итого баллов:

  1. выступление математиков с математической справкой: выписать из текста все числа, номер квартиры, сколько комнат, длительность операции, стоимость продуктов, одежды и т.д. Почему так детально, с математической точностью, подробно автор дает описание бытовых сцен?.

-Ребята, в ИК выставите баллы за групповую работу по критериям.

  1. Целеполагание, постановка проблемы. 2 мин.

Звучит аудиозапись песни В. Леонтьева «Доктор время». О чем песня?

-Булгаков – великий писатель и экспериментатор когда-то, сто лет назад, в повести «Собачье сердце» предостерег человечество от заражения такой болезнью как «Собачье сердце». Тогда в 1925 году он поставил диагноз человечеству «Собачье сердце».

-Но говорят же, что время лечит. Время вылечило людей от этой болезни? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить на этом уроке.  Слайд1 со словами: Время лечит. Время вылечило?

4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. 10 мин.

 -Итак, продолжаем наш эксперимент!  Переходим к решению задач:

Поме

щения

кабинет профессора

кухня

смотро

вая

опера

ционная

ванная

цифры

Слайды 5-9: Задача №1 «Квартира». В тексте повести «Собачье сердце» найдите эпизод, в котором Филипп Филиппович описывает свою квартиру. Для помещений, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Найдите площадь кухни в квадратных метрах. На сколько процентов площадь ванной меньше площади кухни.

Слайд10-11: Задача №2 «Масса тела. Прогрессия». Вычислите изменения массы тела с 22 декабря 1924 года по 17 января 1925 года, используя записи из «Истории болезни лабораторного пса Шарика». Ответ округлите до десятых. (пуд равен 16 кг)

Задача №3 «Ритм сердца» (домашнее задание). Сердце – единственный мышечный орган, неподвластный управлению человеком. Оно работает само по себе и регулируется вегетативной нервной системой. Ритмичное сокращение и расслабление сердечной мышцы называют ритмом сердца. Норму ритма сердца можно рассчитать по формуле: 118,1-(0,75x возраст): «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам». Задание 1): Рассчитайте норму ритма сердца для этого героя повести, ответ округлите до целого значения. Задание 2): Сердце собаки в среднем бьется в в ритме 120 уд/м. На сколько процентов ритм сердца Шарика больше ритма сердца Шарикова?

5. Систематизация знаний. Слайд 12. 6 мин.

-Работа в группах по заполнению «Медицинской карты пациента»:

Пациент: общество

Возраст: 100 лет

Диагноз: «Собачье сердце»

Рецепт:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

-Каков рецепт вы составили? (дети дали неоднозначные ответы: «Собачьим сердцем» страдают немногие люди сейчас в современном обществе. Их мало, но они встречаются… Лечить прежде всего инъекцией доброты, нельзя злом отвечать на зло. Быть всегда человеком!» «Только от жизни собачьей собака бывает кусачей. Также и в жизни людей: «собачьим» становится сердце у людей в дурном обществе, где не ценится человеческий труд», «Доживите до старости с чистыми руками», -сказал М.А. Булгаков, если будем следовать мудрым словам писателя, тогда мы не особачимся»)

-Вылечилось ли общество от этой болезни, установленной сто лет назад М. Булгаковым? Ребята, к какому ответу мы пришли? (дети дали положительный ответ: «Да, Общество в целом излечилось от этой болезни. Это уже не эпидемия, нет массового духовного обнищания. Но встречаются отдельные экземпляры морального уродства в силу природного вырождения»)  

6. Рефлексия. 3 мин. Чему научились? В чем новизна? Какие знания хотели бы углубить?

7. Оценивание. слайд 13. 2 мин. Ребята, считаете баллы и ставите себе оценку.

8. Домашнее задание (по выбору). Слайд 14.  1 мин.:

  1. Составить задачу по функциональной грамотности по повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова;
  2. Решить задачу №3 по функциональной грамотности в ИК.
  3. Написать эссе «Как я отношусь к клонированию».

Список информационных источников, использованных при подготовке к уроку:

  1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б., Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции - 2020 - С. 49-51;
  2. Булгаков М.А. Собачье сердце: Санкт-Петербург, Дрофа, 2006;
  1. Мягков Б.А. Булгаковская Москва - М., 1993;
  1. Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя - СПб., Глагол, 2000;
  2. Интернет-платформа «Тест онлайн-Пад».



Предварительный просмотр:

Конспект урока Семеновой Галины Владимировны, учителя русского языка и

Тема: Урок с видом на Байкал

Тип урока: систематизация и обобщение знаний о причастиях.

Цель урока: формирование читательской грамотности на основе базовых и предметных знаний о причастиях с использованием литературного материала о Байкале.

Задачи:

- сформировать умение различать части речи по морфологическим признакам и синтаксической роли, умение использовать причастия в речи;

-   развивать самостоятельную деятельность учащихся и творческие способности на уроке и в проектной деятельности; развивать словарный запас учащихся;

-воспитать бережное отношение к Байкалу и чувство гордости за свою Родину, которой принадлежат бесценные природные дары и достопримечательности.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

Коммуникативные УУД:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

самоопределение (мотивация учения); понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии; оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка.

-учебник: «Русский язык.7 класс» авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова;

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения, проектная деятельность.

1. Орг.момент (1-2 мин):

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок с видом на Байкал! 

-Ребята, представьте себе, что мы уже на берегу величайшего  озера на планете Земля.

-Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере Байкал, аудиозапись «Шум байкальских волн»)

-Делимся на 3 команды!

2. Целеполагание. (2 мин) Тема нашего урока «Причастия». Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

Мы должны:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

3. Актуализация.

         1) Буквенный диктант (5 мин). (умение различать части речи)

-Что мы знаем о Байкале? Как можно описать Байкал? Конечно, с помощью эпитетов. Приготовьте цифры до 10-ти. Я называю эпитеты, а вы пишите Прил. (прилагательное) или разряд причастия и время (ДППВ, ДПНВ, СПНВ, СППВ)

1. величественный

2. сияющий

3. зеленый

4. вздыхавший

5.древний

6.  неукротимый

7.  ледяной

8. облитый

9. прозрачный

10. леденящий

-Ребята, значит, эпитеты могут выражаться с помощью каких частей речи? (прилагательных, причастий). Взаимопроверка. Команда получает балл по количеству «4» и «5».

    2) Работа с текстом первого письма (5 мин). (умение в тексте находить причастия и видеть их синтаксическую функцию).

А вот как описывает Байкал Чехов.

А.П. Чехов был проездом в 1890 году на Байкале. Исследователи творческого наследия писателя считают, что описание Байкала в письмах Чехова – одна вершин эпистолярного жанра. Первое байкальское письмо Антона Павловича датировано 13-ым июня 1890 г. и отправлено со станции Лиственничная матери Евгении Яковлевне, сестре Марии и брату Михаилу.

«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, берущей начало из Байкала и впадающей в Енисей. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая;….Мне было так хорошо, что и описать нельзя.  Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, в Сибири называемый морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: девяносто верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые. Направо и налево видны мысы,  вдающиеся в море. Похоже на Крым. Станция Лиственничная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту…»

-Чем удивил Байкал в 1890 году писателя?

-К какому типу речи относится текст?

-найдите в тексте причастия, сколько причастий в тексте? (5) определите Разряд и время, какая команда быстрее? Чем являются в предложении.

4. Проверка ДЗ (10 мин):

- ребята тоже написали письма с Байкала. Послушаем их.

-Проверяем ДЗ! С каждой команды послушаем по одному человеку. Задание командам – кто больше назовет причастий в текстах писем своих одноклассников. (учитель сам оценивает содержание текстов).

Критерии оценивания:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли; 0-1-2
  • полнота раскрытия темы; 0-1-2
  • правильность фактического материала; 0-1-2
  • последовательность изложения. 0-1-2

ФИЗМИНУТКА.

Один из главных байкальских писателей, который не просто посвятил озеру много пронзительных слов, но и значительную часть своей жизни провел на его берегах – это Валентин Распутин. А вот описание озера из рассказа «Новая профессия», которое являет собой образец превосходной классической русской прозы.

-Ребята встаем, шагаем на месте, мы идем вдоль береговой линии Байкала, при чтении Причастия вы хлопаете в ладоши.

«О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится…А Байкал в остывающем, меркнущем свете все больше погружался не во мрак, а в сияние. Дети шли, и огромное водное полотно справа, стоящее от переполненности горкой, “перелистывало” цвета: только что было оранжевым и бликующим, играющим с зарей, затем фиолетовым, кладущим длинные мутные тени, затем изумрудным, с самоцветными вспышками, и становилось все глубже, все ярче…»

5. Работа с текстом. Второе письмо Чехова. (5 мин)

В тот же день Чехов отправил еще письмо. Своему другу писателю-юмористу И.А. Лейкину Антон Павлович писал:

 «Из Иркутска я послал Вам письмо. Получили ли? С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух.  Цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Озеро защищено гористыми берегами покрытыми лесами и окружено дичью непроглядной беспросветной. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины. Прожил я на берегу Байкала двое суток. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии».

-Чем еще поразил Байкал воображение писателя? В тексте письма найти предложение с ПО.  разбор предложения.

Пресс-конференция на берегу Байкала (5 мин) 2 человека с каждой команды, остальные дети задают вопросы по теме «Причастие», о Байкале.  

-Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Во время пресс-конференции раздать карточки (сильным детям).

Индивидуальная работа

Карточка №1

«УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

1.        Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

2.        Приставка – как у слова улетевший.

3.        Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

4.        Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые:

1.Ещё (не)тронутые ув..данием георгины гордо высились.

2. Подр..сток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.

3. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.

Подведение итогов работы по систематизации знаний. 
Ребята, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

Подведение итогов командной игры.

ДЗ:

  1. Выполнить проект «Причастность Байкала к причастиям» (найти фрагменты из художественных текстов о Байкале, где употребляются причастия)

            Цель проекта: какова роль причастий в художественных текстах?

  1. Составить лингвистическую сказку «О причастии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Проект по английскому языку: "Путешествие во времени (Лондон вчера и сегодня)".

Проекты – личностно ориентированный вид работы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотогр...

Визитная карточка проекта по литературе. Отчёт по реализации проекта

В материале представлена визитная карточка проекта по литературе "Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны (литературные опыты) и отчёт учителя по реализации проекта...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Урок английского языка по теме: Литература. Герберт Уэлс «Машина времени».»

Урок  английского языка  по теме:Литература. Герберт Уэлс «Машина времени».»Класс:10     Дата:26.04Цель урока: Развитие иноязычной коммуникативной ...

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...

Социально-образовательный проект «Золотые гвозди России - эталоны геологического времени Земли»

Одной из главнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является сохранение геологического наследия, которое является национальным достоянием государства. Активное включение объектов природного и ку...