Роль цвета в живописи
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Пылаева Татьяна Владимировна

Конспект урока для 6 класса. Цель урока : формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению, воспитывать эстетическое видение мира средствами пейзажной живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tsveta_v_zhivopisi.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению, воспитывать эстетическое видение мира средствами пейзажной живописи

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Акварель, кисть, бумага, палитра, баночка с водой

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин, музыка Вивальди

Мультимедийный ряд: презентация «Колорит»

Основные понятия и термины

Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня на уроке нам понадобится:

акварель, кисть, бумага, палитра, баночка с водой.

У всех все есть?

- А сейчас Соня прочитает стихотворение :

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер?

                         М. Бромлей

– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник

по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину

на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств,  тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (презентация.)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный.

Практический

 Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (презентация)

Основной цвет снега – белый. Но представьте, вот скользнул луч солнца и набежала тучка… Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает  различный тон в тени и на свету.

– Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает
в свое произведение. (презентация)

Делят цвета

на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму

Групповая и индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства

– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?

III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

На прошлом уроке мы разделили лист на две части и изобразили два одинаковых пейзажа, но не наполнили их цветом.

Задание: живописное изображение пейзажа  по воображению.

Передача настроения : радостное, грустное.

Выполните задание

-Ваша задача наполнить наши пейзажи цветом по воображению, у вас может получиться радостное и грустное настроение.

Вы будете слушать музыку, и наполнять цветом свои пейзажи.

Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением

Индивидуальная работа

Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.

Регулятивные:

принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности

в учении

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ».

Выставка работ учащихся

Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

– О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке?

– Что показалось самым трудным?

– Дайте эмоциональное название созданным пейзажам!

Соответствуют ли наши названия (по эмоциональной окраске) тем названиям, которые вы дали своим пейзажам.

Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.

Проявляют интерес к работам своих товарищей.

Дают название букетам
товарищей

и сравнивают их первоначальными названиями

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:

способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного  психолога Швыревой Е.В....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка  живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....

Цвет - основа живописи.Выполнение цветового круга "Цветик -семицветик".

Эту презентацию можно использовать на уроках ИЗО в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...

План-конспект урока в 6-том классе на тему "Роль цвета в произведениях живописи "

Раскрываем и развиваем потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке....

Роль цвета в живописи

Роль цвета в живописи. (презентация к уроку)...