Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Татьяна Кирилловна

75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, в живописных полотнах и графических листах, в декоративных росписях, созданных мастерами изобразительного искусства. И автор каждого произведения ищет свои средства выражения, свою интонацию, чтобы  сказать самое яркое, от сердца идущее слово о Родине, о подвиге, о славе,   о том, за что люди шли в бой и отдавали жизнь, о том, какой огромной ценой  далась Победа нашему народу. Журавли  Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать о тех, кто завоевал нам этот мир.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. СУХАЯ ВЯЗОВКА им. Г.В. ЖУКОВА  м.р. ВОЛЖСКИЙ   САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ



 
Конкурс методических разработок

                      уроков изобразительного искусства

«Уроки Победы»

                                 Тема:

Образ защитника Отечества в искусстве 20 века.  

« Журавли Победы»

(посвящяется 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне)

                           

                                   

                                    Автор: учитель изобразительного искусства

                                         Митрофанова Татьяна Кирилловна

2019-2020 уч.  год

                                                   

                                              Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя

Митрофанова Татьяна Кирилловна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка м. р. Волжский Самарской области

Область

 Изобразительное искусство, 7 класс

 

Тема урока

 Образ защитника Отечества в искусстве 20 века.

«Журавли Победы»

(посвящается 75-летию Победы  в Великой Отечественной войне)

Тип урока

комбинированный

Вид урока

Творческий урок - практикум

Цель урока

  Создание образа защитника Отечества в разрезе событий Великой Отечественной войны на примере краеведческого материала.     Воспитание духовно – нравственных качеств обучающихся (гордость и сопричастность к истории своей страны, глубокое уважение и благодарность к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов).

Задачи

Образовательные:                                                                                                          • формировать  понятие образа защитника Отечества  как традиции увековечения его в памяти народа.                                               Рассмотреть образ защитника Отечества в искусстве  20 века;                                                     совершенствовать у обучающихся графические и композиционные навыки в создании образа;                                                                     • обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства, грамотно и ясно выражать свое мнение;                                       •закреплять художественные  умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства и музыки.                                                                                                                                                                               Развивающие:                                                                 •развитие художественно – творческих способностей,  эстетического вкуса, познавательного интереса и практических умений обучающихся через создание образа  защитника Отечества времён Великой Отечественной войны.                                            развивать у обучающихся эмоциональное и целенаправленное восприятие музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них;                                                • способствовать развитию памяти, расширению кругозора, мышления.                                   Воспитательные:                                                                                                          • воспитывать чувство благодарности героям Великой Отечественной войны и чувство долга перед ними, чувства межнационального уважения;                                                             •воспитывать благородное возвышенное чувство любви к Родине, защите Отечества от врагов, привитие любви к историческому прошлому Родины.

Планируемые результаты:

       Личностные: 

 •ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, Родина, Отечество, мир, семья, природа, толерантность, друг.                                          

 •проявлять творческое отношение  к изобразительному искусству, поэзии и музыке;

 •видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности образ героя Отечества, выраженного  с помощью средств рисунка, живописи.

      Предметные:

• называть и узнавать наиболее значимые произведения искусства, посвящённые теме Великой Отечественной войны и их авторов;

•формировать представление об особенностях жанра;

 • совершенствовать умение ориентироваться в задании, участвовать в анализе и в обсуждении;

• уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

• обобщать полученные знания.

Метапредметные результаты:

     

                              Познавательные:

   

 • овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 •стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;                                                      

 • включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации.

                               Регулятивные:

     

• уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

 • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;                                                                                                                        

•  уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

                          Коммуникативные:

• овладеть умением вести диалог;

• формировать умения определять цель и проблему в учебной деятельности,  умение доказывать, излагать и отстаивать  свое мнение, делать выводы;

• выслушивать товарищей, умение договариваться, работать сообща, корректировать своё  мнение.   

 Формы обучения: 

 беседа, объяснительно - иллюстративная, поисковая,

 индивидуальная, фронтальная.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Образовательные ресурсы: 

Оборудование учителя: компьютер, видеопроектор, предметная  технологическая карта - последовательность выполнения изображения, слайдовая презентация,  репродукции картин,  аудиозаписи, видеофильмы.                                                                                                                          

Оборудование и материалы  урока для учащихся: белый лист бумаги А3.

Инструменты: карандаш, ластик, кисточки, стакан с водой, палитра, краски.

Приспособления: клеенка (или газета), салфетки.

УМК (литературный ряд)

Стихотворение Р. Гамзатова «Журавли», стихи Александра Мещерякова «Летят журавли».

УМК (музыкальный ряд)

 Песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.

 Учащиеся рисуют под музыку военных лет «Алёша»

УМК (видеоряд):

 Мультимедийная презентация «Образ защитника Отечества», видеофрагмент из кинофильма «Летят журавли», видеоматериал «Журавли».

Зрительный ряд:

Картины  художников об образах защитника Отечества: И. А. Серебряный «Портрет партизана Великой Отечественной войны»,  Гелий  Коржев « Проводы», из серии «Опалённые огнём войны», 1967, Л.Ф. Голованов «Дойдем до Берлина».                                                                                                                                                 Из личного архива семьи: фронтовые  фотографии прадедушек и прабабушек,  портреты композиторов, поэтов, художников.

Межпредметные связи:

 ИЗО, музыка,  литература, история, ИКТ.

Основные понятия и термины:

Базовые ценности: Отечество, Родина, мир, семья, долг, патриотизм.

Предметные: виды и жанры изобразительного искусства

 

   

                                                             

                                                               

                                                        Сценарий урока

  1. Организационный этап  (1 мин)

   Ребята, здравствуйте! Посмотрите на своего соседа или соседку по парте   и улыбнитесь. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.
                     

II. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся.   (4-5 мин)

 Слайд №3

Сегодняшний урок начнём со стихотворения, которое написал Александр Мещеряков.

«Летят журавли» (использовать фонограмму с записью курлыканья журавлей)
Вновь курлычут журавли над нами,
Голос слышен их издалека,
Пролетают над полями и лесами,
Летят туда, где ждёт всегда река.
Пролетают журавли опять над нами,
Летят в места, что Родиной зовут,
И машут нам уставшими крыльями,                                                                                     Лететь, чтоб вместе, где нас тоже ждут! 
С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы.
- А кто из вас знает, что символизируют журавли? (это символ счастья, любви и здоровья)

Слайд №4.

     Но есть у журавля еще один образ. Об этом говорится в стихотворении,

    ставшем  песней.

Прослушивание песни «Журавли» с просмотром видео.

-Что же ещё символизируют журавли? (Погибших  воинов).

-  Солдатов, погибших на войне, но шагнувших в бессмертие, оставшись в памяти потомков, в нашей памяти. А плывущие по небу журавли по-прежнему окликают всех живущих на земле, тревожа и наполняя наши души высокой и светлой печалью.            

- Автором текста песни «Журавли» является дагестанский поэт Расул Гамзатов, музыка  Яна Френкеля.  Первым исполнителем песни был  Марк Бернес.

- Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них)

- Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? Помнят ли люди о подвигах павших? Помнят ли сейчас?

- Нужно ли помнить павших солдат? Почему? (ответы детей)

- Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.

Актуализация знаний.  (4-5 мин)

-  Какое событие в этом году является очень важным для нашей Родины?      (9 Мая  этого года мы будем отмечать 75 лет Победы  в Великой Отечественной войне)

 - Как в нашем селе жителями хранится память о ветеранах войны, об односельчанах – фронтовиках, погибших на полях сражений?

(Ответы детей)

Слайд №5

Нашими сёлами  пройден большой жизненный путь. Нам есть что вспомнить, нам есть, кем гордиться.  Мы сохраняем память  обо всех ветеранах Великой Отечественной  войны. Более 400 земляков ушли на фронт, 160  погибли.

За подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза были удостоены двое односельчан: Селищев Василий Петрович, Ледаков Иван Михайлович. Нашим земляком является вице – адмирал  Жуков Гавриил Васильевич, чье имя  носит школа.

 В настоящее время в наших сёлах не осталось в живых ни одного участника Великой Отечественной войны.

- Ежегодно и стар, и млад являются участниками  шествия «Бессмертный полк». Это тоже увековечивание имен погибших.  

 Учитель: А как ваша семья готовится к такому важному событию? (Ответы детей)

 Слайд №6    «Бессмертный полк»                                                                            

Учитель: В колонну «Бессмертного полка» может встать каждый, кто 9 мая придет с фотографией, транспарантом своего героя, нарисованным портретом своего прадедушки или прабабушки, или просто напишет имя  солдата, тем самым почтит его память.                          

-Я думаю, вы догадались о теме нашего урока?                       

- Сегодня  мы создадим образы фронтовиков, родственников, участников боёв, не пришедших с полей сражения и тружеников тыла, которые ковали победу в деревнях, на заводах и фабриках. Пусть нарисованные портреты  будут нашими с вами «Журавлями Победы» и участниками Бессмертного полка.

Итак, тема нашего урока: Образ защитника Отечества в искусстве 20 века. «Журавли Победы». Посвящается урок 75-летию Победы  в Великой Отечественной войне.

 Журавли  Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать о тех, кто завоевал нам этот мир.

А цель нашего урока –  создание образа защитника Отечества – портрета своего героя.

Учитель: 75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, в живописных полотнах и графических листах, в декоративных росписях, созданных мастерами изобразительного искусства. И автор каждого произведения ищет свои средства выражения, свою интонацию, чтобы  сказать самое яркое, от сердца идущее слово о Родине, о подвиге, о славе,   о том, за что люди шли в бой и отдавали жизнь, о том, какой огромной ценой  далась Победа нашему народу.

Ребята, а вы знаете художников, которые посвятили свои полотна теме Великой Отечественной войны?

Сейчас мы с вами посмотрим и поближе познакомимся с творчеством художников, чьи произведения посвящены образу защитника Отечества в годы Великой Отечественной войны.

III. Первичное усвоение новых знаний  (10мин)

  1. Вводная беседа

Графические работы художников в годы войны — это изобразительная летопись суровых, страшных и поистине героических лет.  В каждом из рисунков создан емкий и глубокий художественный образ, рождающий самые различные переживания: гнева и сожаления, гордости и радости, участия и надежды. Среди фронтовых рисунков обращают на себя внимание портретные зарисовки командиров, рядовых, танкистов, связистов, медсестер, разведчиков.  Но главное в том, что перед нами предстают лица, в чертах которых нет ничего исключительного, в них — внутренняя сила и стойкость. Рисунки очень убедительные, живые, поскольку часто художники сами были участниками тех событий и создавали портреты фронтовиков непосредственно на передовой, в окопе или в минуты отдыха после боя.

Самое непосредственное воздействие на зрителей тех лет оказывали произведения графики, прежде всего плакат, благодаря огромному накалу чувств, героическому пафосу.

Слайд №7

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»   Классики советской карикатуры Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов работали в газете «Правда», других печатных изданиях. Практически ежедневно появлялись редкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

Слайд №8

  В конце войны в плакате перед зрителем предстает  уже воин-победитель, которому суждено было не только очистить от врага родную землю, но и освободить от фашизма всю Европу. Таков, например, плакат Л. Ф. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) — один из самых популярных как в военные годы, так и позднее.

К теме Великой отечественной войны художники обращаются и в мирные годы. И нельзя провести чёткой границы между произведениями, созданными ими в 1940-1950-е годы. Ведь их авторами были художники, как правило, прошедшие войну. 

В первые послевоенные годы образ человека, вставшего на защиту Отечества, по-прежнему привлекал мастеров искусства. Отсюда — особый интерес к портрету. Художники стремились показать те черты в духовном облике людей, которые обнаружились в годы войны с особенной силой и отчетливостью: решительность, силу воли, особую собранность мыслей и чувств, продиктованную тяжелыми жизненными испытаниями.

Слайд №9-10

– Посмотрите внимательно на слайд.

- На слайде представлена одна из самых известных картин художника Гелия Михайловича   Коржева  «Проводы», (1967г.)                                                                                  

В первую очередь автор обращает внимание на общечеловеческие темы. Он показывает людей в трагических, драматических, героических ситуациях. Вот и на этом полотне мы видим сцену прощания дочери с отцом. По всей видимости, показано время войны. Мужчина одет в военную форму. На плече висит автомат, а за спиной походный рюкзак. Он нежно прижимает к себе девочку. Ее лица не видно. Только темные волосы и затылок, на котором лежит мощная отцовская рука. Она провожает его на войну. Сама мысль об этом наводит страх и покрывает тело мурашками. Само только слово «война» устрашающее, а если еще кто-то из твоих близких принимает в ней участие, то мне кажется это совсем невыносимым. Тогда начинаешь жить только надеждой, что он вернется живым домой.                                                                                                                                       В картине преобладает оранжево-красный цвет. Именно таким изображен дом на заднем плане и платьице девочки. Разбавляют этот цвет только серые окна и бледно-зеленая форма солдата. Возможно, с помощью этого цвета автор хотел подчеркнуть трагизм и напряженность данной ситуации. Как бы там ни было, картина очень эмоциональная. Мне бы очень хотелось, что бы никто и никогда не испытал тех чувств, которые испытали люди во времена войны.                                                  Эта картина ещё раз призывает нас чтить бессмертный подвиг Советского солдата, отдавшего за нас свою жизнь!

Слайд №11

Иосиф Александрович Серебряный «Портрет партизана Великой Отечественной войны  В.С. Тимачева».

В портретах военных лет мы узнаем время войны не только по внешним приметам времени – оружие, одежда – но и прежде всего по тому особенному выражению сосредоточенности, которые присутствуют на лице каждого человека, который участвовал  в войне. Как зорко смотрит партизан, держа руки на автомате, он весь собран и полон готовности. Так написал его портрет художник И.А. Серебряный в 1943году. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Слайд №12                                                                                                                                              Художник Павел Дмитриевич Корин (1892-1967гг.)

«Портрет маршала Г. К. Жукова» (1945) кисти П. Д. Корина является лучшим произведением среди многих, посвященных этому человеку. Художник представил парадную трактовку образа, изобразив портретируемого в мундире со всеми наградами, в подчеркнуто позирующей горделивой позе. Живописная трактовка голубоватого мундира, отливающего блеском металла, вызывает ассоциации с доспехами былинного богатыря, легендарного рыцаря. Художник создал облик мужественного и сурового человека.

Слайды № 13,14,15

- Сейчас я хотела бы вас познакомить с ещё одним замечательным художником – скульптором Е. В. Вучетичем.(1908-1974гг.)

Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. Железобетон. (1963-1967гг.)

Одним из грандиозных мемориальных комплексов, несомненно, является ансамбль в Волгограде, расположенный на Мамаевом кургане. Он царит над городом, олицетворяя и прославляя бессмертный подвиг защитников Сталинграда. В нём художественным языком скульптуры раскрыта идея победы, народной славы,  славы оружия русского солдата. Скульптор заставляет углубиться в тяжкие и торжественные переживания, вызванные памятью о героизме и беспримерной жертве защитников Сталинграда.

 Слайд №16   Диалог об искусстве

Вопросы: К каким видам и жанрам относятся просмотренные картины выдающихся художников?

       1. Плакат Л. Ф. Голованова «Дойдем до Берлина!» (Вид – графика, жанр –портрет)

  1. Г. М. Коржев. «Проводы»  (Вид – живопись, жанр – портрет)

  1. П.Д. Корин. «Портрет маршала Г. К. Жукова» (Вид – живопись, жанр – портрет)

      4. Е.В. Вучетич  «Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде»   (Вид – скульптура, жанр – исторический).

  1. Какое произведение искусства затронуло тебя больше всего? Что в нем художник выразил наиболее ярко?
  2. Почему многие произведения военных и послевоенных лет так убедительны?
  3. С помощью каких выразительных средств художники передают в портрете мужественность, отвагу портретируемого?                                                      
  4.  Почему художники, пережившие войну, уже не могут отрешиться от военной темы? Что движет ими?
  5. Какие новые сюжеты в разработку темы военного портрета вносит современная жизнь?                                                                                                                          
  6. Волнуют ли современных художников события военных действий в так называемых горячих точках, армейские будни мирной жизни?

- Ребята, мы с вами познакомились с замечательными художниками, я думаю, для себя вы узнали много нового, и вам было очень интересно, но пришло время приступить к практической части.

      Слайд №17

2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (2 мин)

1). Выполните  портрет защитника Отечества с опорой  на фотографию.

(материал: бумага, карандаш, акварель, акварель с тушью, пастель, акварельные мелки, гуашь)

  1. Выбери тему, в соответствии с которой ты создаёшь портрет:
  • «Мой прадед – герой войны»,  
  • «Моя прабабушка – связист»,
  • «Моя прабабушка - санинструктор».
  • Ты можешь придумать свою тему.
  1. Определи, кем является твой родственник по роду военной деятельности (пехотинец, офицер, связист, лётчик и т.д.)
  2. Определи, какую главную идею ты будешь решать в этом портрете (уважение к пожилому солдату, гордость за молодого бойца, восхищение их мужеством и отвагой).
  3. Продумай, в каком положении ты будешь рисовать фигуры (фронтально, вполоборота, в спокойном или динамичном состоянии, сидя или стоя, в полный рост или в полфигуры).
  4. Определи,  какие военные атрибуты будут у твоего героя в руках,  какая на нём будет одежда.
  5. Обдумай композицию портрета. Реши, в каком формате будешь выполнять свой рисунок (в прямоугольнике – по горизонтали или вертикали, в квадрате).

 2). Объяснение последовательности выполнения практической работы (2мин)

  1. Наметь на листе общее положение фигуры. Ты должен знать, что в фигуре взрослого человека голов занимает примерно седьмую её высоты. Наметь  контур, общее очертание головы человека, наклон, поворот, уровень и наклон плеч.
  2. Начни прорисовывать лицо, одежду, дополнительные детали.
  3. Рисуя солдата, попытайся черты лица не сглаживать: ярко выраженные, грубоватые черты придадут лицу напряжённость, а герою мужественность. Используй выразительные средства графической работы.
  4. Помни, что в военной одежде требуется изобразить знаки отличия, детали, говорящие о принадлежности к тем или иным родам войск, быть может, боевые награды.

  3).  Выполнение работы в цвете  (2мин)

1.При работе с гуашью сначала напиши теневую часть лица, впадины глаз выполни тонким слоем, почти без белил. На свету же слой краски может быть гуще и гораздо светлее.

2. Подбирай оттенки, смешивая чистые цвета с белой краской.

3. Параллельно с лицевой частью портрета пиши одежду, оружие (если оно предусмотрено). На одежде, так же как и на лице, тоже следует подчеркнуть свет и тень.

4. Фон, окружающий изображение, должен помогать выявить фигуру. Это может получиться, если со стороны света он будет более тёмным, чем фигура, в теневой – наоборот, он будет светлым.

5. Помни о передаче своего отношения к герою. Постарайся, чтобы портрет действительно мог вызвать чувство уважения к нему.

  1. Первичная проверка понимания (2мин)

- Какими выразительными средствами изобразительного искусства передаём своё отношение к герою?

-при графической работе; (штрих, линия, пятно). При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

- при живописи (цвет, композиция, красочное пятно или мазок).

Слайды № 19-22

  1. Первичное закрепление учебного материала (2 мин)

Самоанализ и самоконтроль

(При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха)

  1.  Легкими линиями карандаша, наметить основную форму  головы человека  в виде овала, соответствующих пропорциональным особенностям;
  2. Легкими линиями карандаша намечаем детали нашего рисунка уши, шею, плечи.
  3. Уточняем мелкие детали, прорисовываем глаза, нос, рот, усы, бороду.

Набросок готов.

        Цветовое решение портрета

1. На палитре толстой кисточкой смешиваем цвета красок для получения бежевого цвета или телесного цвета. Для этого смешаем: белую акварель с жёлтой, и добавим чуть красной краски. Перемешали цвета красок до получения однородного цвета и получаем нужный нам цвет – бежево-розовый,  чтобы  показать цвет кожного покрова человека и закрасить им по контуру.                                                                                                                                                  

2. Далее полученным цветом толстой кисточкой закрашиваем контур лица, уши и шею.

3. После того, как подсохнет краска, что рисуем далее на лице? (глаза, брови, нос, губы – рисуем тонкой кисточкой, волосы – рисуем толстой кисточкой.                                                                                                                     4. Цвет глаз, волос вы выбираете сами по вашему желанию. Не забудьте нарисовать пилотку, фуражку или шапку - ушанку на голове тоже по вашему выбору, в середине головного убора рисуем красной краской пятиконечную звезду. Вниз от шеи рисуем гимнастёрку, военную форму.

- Мы с вами закрепили правильную последовательность рисования портрета.

           - Приступайте к работе  написанию портретов героев войны.

      Практическая работа (10 мин)

      Критерии оценивания творческих работ:

  1. Точность в подборе красок.
  2. Более убедительная передача образа героя в изображении.
  3. Аккуратность в выполнении изображения.

Слайд№18    

 Слушание песен военных лет: «Алёша». Звучит песня «Алёша», музыка – Эдуарда  Колмановского, слова - Константина Ваншенкина.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы. Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию. Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  (1мин)

Ребята, мы выполнили все, что запланировали на урок. А дома, вы подготовите устную презентацию о своем герое, чей портрет вы рисовали сегодня.

VIII.  Подведение итога урока. Рефлексия. (2 мин)

Молодцы, ребята, вы все постарались, у вас у всех получились замечательные образы защитников Отечества, «Журавли Победы». От ребят 5-го класса я передаю вам этих маленьких бумажных журавлей, которых мы прикрепим к портретам ваших героев.

1.Выставка работ.

- Сейчас, давайте проверим, что нового вы сегодня узнали?

Вопросы учителя:

- Почему наш урок назывался «Журавли Победы»?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- О чём бы вам хотелось узнать в будущем?

2. Заключение. (3,5 мин)

Курлыканье журавлиного клина неповторимо и всегда приковывает к себе внимание людей. Журавли пробуждают в душах наших чуткость, искренность, вынуждают нас поднять взгляд свой к небесам и задуматься о чём-то важном неуловимом, вечном

Слайд №19.

Просмотр фрагмента фильма «Летят журавли», сцена «Победы».

 

                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Т.Я. Шпикаловой, М. «Просвещение», 2019г.
  2. Видеоролик «Журавли», автор Наталья Никифорова, (www.youTube.com)      
  3. Бесчастнов  Н.Б.,  Портретная  графика:  Учеб.  пособие  для  вузов.  Владос,  2007.  —  367  с.
  4. Великая  Отечественная  война  в  рисунках  художников  —  фронтовиков  //Из  фондов  Музея панорамы  «Бородинская  битва»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.1812panorama.ru/virtual/ris4.html  
  5. .Департамент  культуры  города  Москва//Фонды  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gbmt.ru/ru/funds/korencova.php  
  6. Королев  В.А.,  Материалы  и  техники  рисунка.  М.:  Изобразительное       искусство,  1984.  —  97  с. 

    7. Лещинский  АА.  Основы  графики:  учеб.  пособие.  Гродно:  ГрГУ,  2003. 

                                                         

                                        Методическое обеспечение

           

  1.  Мультимедийная презентация «Образ защитника Отечества в искусстве XX   века»
  2.  Технологическая карта «Портрет в живописи» Этапы работы над портретом. Приложение №1

Литературный ряд:

1. Стихи А. Мещерякова «Летят журавли»

https://stihi.ru/2019/07/30/3816

2. Стихи Р. Гамзатова «Журавли» https://www.culture.ru/

  1.  Стихи песни «Алёша» https://wiki2.org/ru/Алёша_

                       Музыкальный ряд:

  1. «Журавлиный крик в небе» http://promosounds.ru/penie-ptic/zvuk-zhuravlya/
  2. Песня «Алёша» https://inkompmusic.ru/?song=Алёша+–+Белеет+ли+в+поле+пороша...

«Алёша» — советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского, посвящённая памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдиве как символу памяти всем советским солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации во Второй мировой войне. Исполнители: Алла Иошпе и Стахан Рахимов.

Видеоряд:

  1. Видеоролик «Журавли», автор Наталья Никифорова, (www.youTube.com)
  2. Видеофрагмент из кинофильма «Летят журавли», сцена Победы.    https://www.vokrug.tv/video/show/otryvok_iz_filma_letyat_zhuravli_final_filma/

Зрительный ряд:

Из личного архива семьи: фронтовые  фотографии прадедушек и прабабушек,  портреты композиторов, поэтов, художников.   

  1. Портрет художника Корина    https://www.pinterest.ru/pin/542050505143257382/
  2.  Портрет художника Коржева https://www.pinterest.de/pin/460915343096597366/
  3.  Портрет И. А. Серебряного

https://yandex.ru/images/search?text=портрет%20художника%20%20И.А.серебряного&lr=51&pos=27&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fen%2F0%2F04%2FSerebrany-Josef-bw.jpg&rpt=simage

  1.  Художник Л.Ф. Голованов

https://ru.wikipedia.org/wiki/Голованов,_Леонид_Фёдорович

  1. Портрет художников Кукрыниксы
  2. https://yandex.ru/images/search?text=кукрыниксы%20портреты%20художников&stype=image&lr=51&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FD6_uhjmXYAI-9JM.jpg%3Alarge&rpt=simage
  3.  Портрет поэта Р. Гамзатова
  4. https://yandex.ru/images/search?text=Портрет%20Расула%20Гамзатова&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fstihi.ru%2Fpics%2F2018%2F11%2F06%2F8319.jpg&rpt=simage
  5.  Композитор Ян Френкель, певец Марк Бернес

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%BB%D0%B0%20%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fstihi.ru%2Fpics%2F2018%2F11%2F06%2F8319.jpg&rpt=simagehttps://yandex.ru/search/?lr=51&clid=2341018-   13&win=379&text=атор%20композитор%20песни%20журавли

  1. Памятник «Белые журавли» в Дагестане

https://yandex.ru/images/search?text=Памятник%20белые%20Журавли%20в%20Гунибе&source=related-duck&lr=51&pos=4&img_url=http%3A%2F%2Ftic-rd.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fgunib-park.jpg&rpt=simage

   Картины  художников об образах защитника Отечества:  

1. Художник Гелий  Михайлович   Коржев  «Проводы», (1967г.)

https://yandex.ru/images/search?text=Гелий%20Коржев%20проводы%20опалённые%20огнём%20войны%201967&lr=51

2. И. А. Серебряный «Портрет партизана Великой Отечественной войны», https://www.etoretro.ru/pic186125.htm

3. Л.Ф. Голованов «Дойдем до Берлина».  https://yandex.ru/images/search?text=Дойдем%20до%20Берлина%201944&source=related-duck&lr=51&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fimg.wikireading.ru%2F421952_26_b00001362.jpg&rpt=simage

4 Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»   . http://900igr.net/up/datas/76325/034.jpg

5 Павел Дмитриевич Корин Россия (1892 – 1967) – «Портрет маршала Георгия Константиновича  Жукова»

https://artchive.ru/artists/83626~Pavel_Dmitrievich_Korin_Rossija_1892_1967/works/582627~Portret_marshala_Georgija_Konstantinovicha_Zhukova_Gosudarstvennaja_Tret'jakovskaja_galereja_Moskva

6. Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. Железобетон. (1963-1967гг.)

https://the-morning-spb.livejournal.com/356247.html

                                                                                                                           

                                                                                                                             

                                                                                                                                Приложение №1

                                   Технологическая карта «Портрет в живописи»

PICT6229 - копия - копия.JPGPICT6229 - копия.JPGPICT6230 - копия - копия.JPGPICT6230 - копия.JPGPICT6231 - копия - копия.JPGPICT6231 - копия.JPG

                                           Этапы работы над портретом