РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

natysik74s

Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:

  • Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
  • Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
  • Примерных программ по ИЗО, «Просвещение» 2011 г.
  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского ( 5-9 классы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo.docx101.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:

  • Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
  • Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
  • Примерных программ по ИЗО, «Просвещение» 2011 г.
  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы)

       Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• 
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;


• 
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.

Приоритетные цели учебного предмета на ступени основного общего образования

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия         визуального образа реальности и произведений искусства;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Одной из самых главных целей преподавания изобразительного искусства является задача развития у ребенка визуально-пространственного мышления, как формы эмоционально-ценностного, освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и художественной деятельности школьника.

Рабочая (учебная) программа по русскому языку направлена на обеспечение:

  • соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • доступности получения  качественного основного общего образования;
  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • установление требований к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
  • условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

               В основе Рабочей (учебной) программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно – исследовательской деятельности;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Рабочая (учебная) ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): 

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русскую культуру, уважающий свой народ, его духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Курс изобразительного искусства опирается на следующие методы:

    1. информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный,
    2. репродуктивный,
    3. проблемный,
    4. эвристический,
    5. исследовательский.

Технологии обучения

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса изобразительного искусства в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить обучающихся добывать их и осваивать самостоятельно.

Уроки изобразительного искусства призваны реализовывать данную концепцию через такие технологии обучения как:

- технология проблемного обучения;

- технология использования опорных конспектов;

- предметно-ориентированные технологии (технология дифференцированного обучения, технология концентрированного обучения)

- технология игрового обучения (викторины, конкурсы, "мозговой штурм" и т.д.);

- диалоговые технологии;

- компьютерные технологии, ИКТ (презентации, трансформация текста, тесты,  использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ);

- здоровьесберегающая технология.

 

Формы контроля:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Рабочая (учебная) программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, приоритетные виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.

            Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных  искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

  Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

  Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

  Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».  Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса  «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе. 3 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФГОС ООО устанавливает требования  к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.

Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительной искусство

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

5 класс

  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
  • осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

5 класс

языку декоративно-прикладного искусства;

отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

связывать времена в народном искусстве;

создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;

представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.

Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

6 класс

  • Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
  • Принятие мультикультурной картины мира;
  • Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
    практических творческих работ;
  • Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 устанавливать целевые приоритеты;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра

самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

 использовать   выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа;

выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов;

использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;

ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;.

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

применять правила объемного изображения геометрических тел с натуры;

понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

с помощью   цвета   передавать   настроение в натюрморте;

работать  гуашью;

анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра

Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

7 класс

  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
  • осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

 определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

различать произведения разных эпох, художественных стилей;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы

 различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);

понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим;

передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

сознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий)

различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

        Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

        Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника.

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве.

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии.

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XXвека (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

1

Древние корни народного искусства

8

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России;

2

Связь времён в народном искусстве

7

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

3

Декор- человек, общество, время

11

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Мезени, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

4

Декоративное искусство в современном мире

8

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9

знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного  изображения в искусстве, ее  претворение в художественный образ;

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре  великих  русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и   натюрморта;

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;  знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;   

Итого

34

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (34 часа

Тема

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

1

Художник-дизайн-архитектура

8

знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

2

В мире вещей и зданий.

9

знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

3

Город и человек.

10

называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

4

Человек в зеркале дизайна и  архитектуры.

7

развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;

получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Итого

34

Тема урока

тип урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Форма работы

Использование ИКТ - ресурсов

Дата

План.

факт

1

Роль декоративного  искусства в жизни человека.

Вводный урок

    1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Фронтальная

Индивидуальная

1

2

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Фронтальная

Индивидуальная

1,6

3

Декор русской избы.

1

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Фронтальная

Индивидуальная

4

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Фронтальная

Индивидуальная

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1

Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах .

Фронтальная

Индивидуальная

2,3

6

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

(Коллективная работа «Проходите в избу»).

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Фронтальная

Индивидуальная

7

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

1

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Фронтальная

Индивидуальная

8

Итоговая работа  по теме «Древние корни народного искусства»

1

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы

Фронтальная

Индивидуальная

9

Древние образы в современных народных игрушках.

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки.

Фронтальная

Индивидуальная

10

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественных промыслов.

Фронтальная

Индивидуальная

4

11

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

1

Овладеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Фронтальная

Индивидуальная

5

12

Синие цветы Гжели.

1

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Фронтальная

Индивидуальная

7

13

Жостовские букеты.

1

Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.

Фронтальная

Индивидуальная

14

Золотая Хохлома.

1

Задание (2 урок): Украшение игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).

Фронтальная

Индивидуальная

8,9

15

Городецкая роспись.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Фронтальная

Индивидуальная

16

Итоговая работа  по теме «Связь времен в народном искусстве».

1

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

13

17

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

1

Осознавать  нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Фронтальная

Индивидуальная

18

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

1

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Фронтальная

Индивидуальная

11

19

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Фронтальная

Индивидуальная

20

Легенды и мифы Древней Греции.

1

Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Фронтальная

Индивидуальная

10

21

Греческая керамика. Живопись на вазах.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям городецкого промысла.

Фронтальная

Индивидуальная

22

Одежда говорит о человеке.

1

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Фронтальная

Индивидуальная

2,1

23

Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».

1

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Фронтальная

Индивидуальная

24

Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».

1

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Фронтальная

Индивидуальная

15,1

25

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1

Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи.

Фронтальная

Индивидуальная

26

Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время»

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Фронтальная

Индивидуальная

2

27

Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма.

1

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Фронтальная

Индивидуальная

28

Изготовление куклы–берегини. Работа в парах.

1

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Фронтальная

Индивидуальная

3,4

29

Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах.

1

Лепка чаши в живой импровизационной манере под хохлому.

Фронтальная

Индивидуальная

30

Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,   эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Фронтальная

Индивидуальная

31

Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.

1

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Фронтальная

Индивидуальная

7

32

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа.

1

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Фронтальная

Индивидуальная Групповая

33

Современное выставочное искусство.

1

Осваивать основные приемы жостовского письма.

7

34

Человек и мода.

1

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизированной манере в процессе выполнения  творческой работы.

35

Обобщающий урок по теме

 « Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования

Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету технология на уровень основного общего образования (5-8 классы)

Обучающийся научится:•          называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...

Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соотве...

Рабочая программа 5 класс Учебного предмета «Изобразительное искусство» для основного общего образования

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произвед...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...