Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Гвоздикова Марина Александровна

В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения творческих, познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную творческую деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.

Проектная деятельность учащихся органично включена в программу предмета, в план внеурочной деятельности. Уроки по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, позволяют дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, обогатить жизненный опыт детей. Темы и задания уроков изобразительного искусства дают выбор возможностей проявления творческой инициативы детей и учителя. Метод проектного обучения помогает мне преодолеть пассивность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»

Гвоздикова М.А., учитель ИЗО

МБОУ «СОШ № 17»

Цель: трансляция и передача учителем-мастером своего опыта молодым специалистам по созданию творческих проектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • познакомить молодых педагогов с авторскими наработками учителя;
  • сформировать умения создания и презентации творческого проекта;
  • сформировать умения рефлексии образовательной деятельности.

Теоретическая часть

Слайд 1. В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения творческих, познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную творческую деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.

Проектная деятельность учащихся органично включена в программу предмета, в план внеурочной деятельности. Уроки по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, позволяют дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, обогатить жизненный опыт детей. Темы и задания уроков изобразительного искусства дают выбор возможностей проявления творческой инициативы детей и учителя. Метод проектного обучения помогает мне преодолеть пассивность учащихся.

Темы детских проектов на уроках я стараюсь выбирать из содержания программы и темы. На уроках изобразительного искусства метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам Длительность выполнения проекта не ограничивается деятельностью на уроках. Часто она имеет продолжение на внеурочных занятиях, так же внеурочная деятельность позволяет выполнять долгосрочный творческий проект.

Приведу несколько примеров творческих проектов.

Слайд 2. Большой и масштабный проект был выполнен на занятиях по внеурочной деятельности. Целью его было разработать эскизы оформления школьных кабинетов, коридоров в едином стилевом решении на различные темы.

Слайд 3. Сложность задачи представлялась в том, чтобы выбрать наиболее значимые темы для разных возрастных категорий учащихся и поиск объединяющего мотива для каждого этажа.

Слайд 4. Так был найден объединяющий элемент - старинный свиток.

Слайд 5. Самые оригинальные идеи проекта были реализованы с помощью школьников. В проектной деятельности активно используются различные методы:

  • метод привлечения эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
  • метод коллективных и групповых работ;
  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…

Слайд 6. Мини-проекты могут выполняться на одном уроке. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной или индивидуальной творческой работы. Итогом данного проекта явился школьный герб как официальный символ школы. С прошлого года каждый гость школы и выпускник получает в подарок герб школы в виде пряника.

Слайд 7. Еще один из мини-проектов на уроке. Дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к нему.

Слайд 8. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом воспитывается любовь к школе. Любовь к труду.

Результативность

Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.

Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.

Главный результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, получение новых знаний и умений. Вовлечение детей в проектную  деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков.

Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

Результатом выполнения проекта по оформлению кабинетов и коридоров школы стал творческий поиск, повышение интереса к искусству, к профессии дизайнера, художника, реализация эскизов в материале.

Результатом выполнения мини-проекта «Школьный герб», стало появление официальной символики у школы, сплочение школьного сообщества.

Практическая часть

Слайд 9. Я предлагаю вам выполнить творческую работу мини-проекта «Семейный оберег». Вы получили «Методический паспорт учебного проекта», по которому можно проследить ход запланированной работы.

Слайды 10-12. Подготовительный этап включает в себя внеклассную поисковую деятельность каждого ученика.

Слайд 13. Древние образы славянской культуры нашли свое отражение в современном декоративно-прикладном искусстве.

Слайд 14. Изображение Древа жизни встречается как в схематичном виде, как и в замысловатых народных декоративных изделиях.

Слайд 15. Какой же материал используется в народных изделиях?

(Ответы участников мастер-класса: ткань, пряжа, глина, бумага, металл, дерево, полудрагоценные камни).

Это именно то, что хранит тепло дома, его историю, может пригодиться для изготовления оберега.

У вас на столах подготовлены элементы древа: листья со славянскими узорами. В работе можно использовать монетки, бусины, камушки, ракушки, пуговицы, кусочки ткани, кружев, которые долгое время хранились дома и пропитаны его теплом.

Слайд 16. Основа под изделие так же может быть различной: деревянная разделочная доска, ткань, натянутая на пяльцах или раме, картон. Вам предлагается сделать работу на картоне. С помощью изобразительной техники «аппликация» создаем Древо жизни. Перед вами панно с намеченным стволом древа и различный материал для создания кроны дерева. Соблюдая технику безопасности при работе с ножницами и клеем, крепим элементы, создавая свою неповторимую композицию.

Показываю:

1.        Раскладываем элементы, начиная с самых крупных, дополняя мелкими.

2.        Крепим с помощью скотча, клея. Элементы придерживаем пинцетом, клеем пользуемся аккуратно, стараясь не попасть на руки.

Под музыкальное сопровождение, присутствующие выполняют творческую работу (8 мин).

Слайд 17. В подборе декоративного материала, в обсуждении декора участвует семья ученика – это обязательное требование. Таким образом, поделка становится совместным семейным творчеством.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, теперь в доме каждого из вас есть семейный оберег. Предлагаю вам показать плоды своего творчества и поделиться впечатлениями от проделанной работы.

Слайд 18. Конечно же, наша семья – это прежде всего родители, дедушка, бабушка, братья, сестры. Но для нас с вами семья еще и наша школа, город, область, наша страна Россия. Данный проект мы показывали гостям нашей школы, где собрались семьи, объединённые не только кровными узами, но и общими интересами.

Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта работы по использованию метода проектов....

обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"

  Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Презентация на тему "Использование метода проекта на уроках литературы и во время внеурочной деятельности"

Основная цель данной презентации - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса....

Статья на тему:"Использование QR-кодов в урочной и внеурочной деятельности"

Статья на тему:"Использование QR-кодов в урочной и внеурочной деятельности"...