Главные вкладки

    Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
    статья по технологии на тему

    Лышко Наталья Геннадьевна

    Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_tvorcheskih_proektov_na_vneur._deyat.docx23.72 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новороссийская средняя школа»  

            

    Использование метода творческих проектов

    на занятиях по внеурочной деятельности

    художественно-эстетического направления

                                                             Автор:                                                                            

    Лышко Наталья Геннадьевна

    учитель ИЗО и технологии

    МБОУ «Новороссийская СШ»

    Алтайского района

    2016 год

         

             «Истоки творческих  способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….  И чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».                           

    В.А. Сухомлинский.

              Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.  Важная роль при выполнении этих задач отводится  занятиям по внеурочной деятельности.

             Практика показывает, что для учителя задача  развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках внеурочной деятельности. Т.к. внеурочная деятельность призвана развивать творческий потенциал ребенка, хотелось бы определить само понятие творчества.

             Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства

          Исходя из этого, творческая деятельность - деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств  творческой личности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

          Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

           И тут как нельзя, кстати, подходят слова Михаила Николаевича Скаткина:

    «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста» 

    Поэтому одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.

    Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

    Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных

    возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.

    При выявлении творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности объединения «Фантазия» я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества.

    На занятиях  по внеурочной деятельности , наблюдая за работой учащихся, стараюсь создать условия для заинтересованности детьми декоративно-прикладным творчеством.

    Чтобы раскрыть дарование, способности к творчеству у ребенка, существует много путей, но я остановилась на методе творческих проектов.

     Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, самостоятельность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

    Творческий проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

    При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

    Работа над проектом ведётся поэтапно.

    Подготовительный этап  

    На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.

    На этом этапе происходит разработка проекта: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.

    Практический

    Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект.

    В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:

    - коммуникативных;

    - навыков по преобразованию материалов;

    - навыков работы с информацией.

    Презентационный

    Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

    При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.

    После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

    Суть работы над проектом можно уложить в формулу «пять П»:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт -  Презентация.

    Шестое «П» проекта - его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (эскизы, схемы, рисунки и т.д.)

               Приведу примеры творческих проектов,  выполненных учащимися на занятиях по внеурочной деятельности объединения «Фантазия».

    И эта работа принесла  свои плоды, которые приятны и мне, и детям, потому что их оценили по достоинству, похвалили:

    1. Творческий проект  «Сувенирные куклы в национальных костюмах»- II Республиканская выставка-конкурс «Куклы в национальных костюмах» - I место;

    2. Творческий проект «Народная кукла - оберег»- Районная  НПК- II место;

    3. Творческий проект «Подарок маме своими руками» - Республиканский конкурс учебных проектов по технологии - I место;

    4. Творческий проект «Кружевное яблоко» - Районная олимпиада-призер;

    5. Творческий проект «Плетение из  бумажной лозы» - Районная НПК- I место;

    6. Творческий проект «Часы - солнце» - Районная Олимпиада по технологии – призер;

    7. Творческий проект «Хозяйка медной горы» - Районная Олимпиада по технологии – призер;

    8. Творческий проект «Сказочная птица» - Районная Олимпиада по технологии  –  I место;

    9.  Творческий проект «Птица  Хыс - хылых» - Республиканская НПК «Диалог культур – культура диалога» - I место, Республиканская выставка – конкурс «Мир детской фантазии» в номинации «Декоративное панно» - диплом I степени, Республиканский конкурс «»Моя малая родина: природа, культура, этнос», Районная Олимпиада по технологии  - II место.

           Это наши, так сказать крупные работы, которые принесли  ощутимые, значимые результаты. Но есть еще много работ в различных техниках, участвовавших в различных конкурсах, выставках и просто подаренных родным и близким оригинальные, единственные в своем роде изделия, которые спроектированы и сделаны детьми, посещающими объединение.

    Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода творческих проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности.

    И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться   во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.

             

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

    1. https://sites.google.com/site/nellistepanenko/home/metodiceskaa-rabota/proektnaa-deatelnost-aprel-2011
    2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/08/13/sozdanie-usloviy-dlya-ispolzovaniya-sovremennykh
    3. http://www.pandia.ru/text/77/302/27268.php
    4. http://pedsovet.su/load/145-1-0-2265


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода творческих проектов на уроках технологии

    В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консу...

    Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

    Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

    Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

       Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

    Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

    Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса

    Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

    Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»

    В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта у...