Граттаж. Построение орнамента в круге
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Касиян Ольга Анатольевна

Мастер-класс для демонстрации применения нетрадиционной техники рисования "граттаж". Используется бросовый материал - CD диски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_grattazh.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС: ГРАТТАЖ.

КОМПОЗИЦИЯ ОРНАМЕНТА В КРУГЕ.

Цель мастер-класса: представить студентам и преподавателям использование нетрадиционной техники рисования граттаж в образовательных целях, повысить мотивацию студентов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи: 

 - познакомить с нетрадиционной техникой рисования - граттаж,  для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;

- содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения.  

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Раздаточный материал: CD диски тонированные для работ, стеки, зубочистки, шпажки, маленькие листы для экспериментирования, примеры орнаментов.

Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; образцы работ, музыкальные произведения.

 Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.  

Структура мастер – класса:

1.Вступительная беседа.  5 мин.  Объявление темы и цели мастер-класса. Беседа о гравюре, граттаже, как нетрадиционной технике рисования, композиции орнамента.

2. Основная часть.  30 мин.

Пояснение основных этапов выполнения графической работы в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы.

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

 Практическая часть. Освоение приемов выполнения работы в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.  5 мин.

  

Ход мастер-класса.      

 

1. Вступительная беседа.

Каждый педагог ищет тропинки к сердцам учеников, стремится к новым граням мастерства, к познанию различных видов искусства.

Одна из таких тропинок привела меня к  нетрадиционным приемам рисования.

Я познакомлю Вас с техникой рисования  граттаж (граттография).

Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

 Граттаж-это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Замечательно подходит она для внеурочной работы. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно, потому что работы, выполненные в этой технике, очень необычно смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая работа получается уникальной.

Для ознакомления с возможностями этой техники мы будем выполнять построение орнамента в круге. Основой послужит бросовый материал -  старые CD диски. Орнамент можно выполнить геометрический или растительный. Его построение ведется на основе деления круга на равные части: 4, 6, 8.

2. Основная часть.

Сначала я проведу мастер класс по выполнению работ в технике граттаж. Используются следующие материалы  и инструменты: картон или плотная бумага, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, штихель или зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике.  Здесь применяются различные выразительные средства графики - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы  работы:

1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашивается восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.

2. После высыхания лист полностью покрывается воском. Для этого используем обыкновенную восковую  свечу и натираем ею лист без просветов.

3. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам, покрываем закрашенный лист этим составом широкой кистью или губкой. Таким образом получается заготовка.

4. Любым острым предметом (зубочисткой или пером, спицей, ручкой с использованным стержнем)  процарапываем рисунок по черному фону. 

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я приготовила для вас оригинальную замену – диски, покрытые черной краской. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На  черном фоне появляется рисунок из тоненьких блестящих штрихов.

Теперь ваша очередь творить!

Возьмите в  руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

3. Рефлексия. Подведение итогов.

Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения школьников нетрадиционной технике рисования «Граттаж» и построении орнамента в круге.

Уважаемые студенты и коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания? С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.


Приложение

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применяла литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Чтобы облегчить удаление туши с поверхности бумаги или картона, его перед заливкой тушью покрывают слоем воска (парафина). Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности её смешивают с мылом (мыльным раствором). Иногда бумагу предварительно тонируют красками, что придает последующему рисунку более живой вид.[1][2]Также иногда вместо воска (парафина) используется масляная пастель: бумагу (картон) натирают пастелью до полного закрашивания и покрывают темной краской, после чего процарапывают нужный рисунок.

Рисунок выцарапывается острым предметом на специально обработанной поверхности листа (как правило, картона). Французское слово «граттаж» переводится как «скрести, шуршать, царапать». Получаются оригинальные графические работы, которые дети называют «Царапками». «Царапки» бывают простые и радужные.

Для процарапывания подойдет любой заостренный удобный предмет. Это может быть острый деревянный шампур или палочка, стека, ручка, которая уже не пишет, зубочистка, обратная сторона кисточки. Можно использовать несколько предметов разных форматов для процарапывания линий разной толщины.

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины — это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".

Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Орнамент в круге"

Понятие и виды орнамента, последовательность изображения узора в круге, примеры орнаментов в круге....

Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся кружка " Юный художник"и их родителей в целях дистанционного обучения. Содержит теоретическую и практическую часть...

Основы декоративной композиции. Геометрический орнамент. Орнамент в круге (розетка).

Розетка в истории орнаментики. Стилизация природных форм (цветок). Принцип поворотной симметрии. Построение розетки....

Мастер-класс "Геометрический орнамент в круге" по предмету: Декоративно-прикладное искусство

Формирование геометрических орнаментов, пространственных композиционных систем. 2015 год...