Статья "Особенности развития творческой активности у школьников"
статья по изобразительному искусству (изо)

Статья "Особенности развития творческой активности у школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческой активности у школьников

В возрасте 11-13 лет подросток находится в переходном состоянии между ребенком и взрослым. Сильное желание быть взрослым руководит его поведением. Он стремится быть независимым, иметь право голоса, избавиться от родительской опеки. Социальное окружение (семья, школа, группа сверстников) переоцениваются, обретают новое смысловое значение. Социальная ситуация развития подростка становится дисгармоничной, что проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях.

Помимо физиологической и биологической перестройки организма (кардинальной перестройки гормональной, кровеносной и костно-мышечной систем), которая приводит к повышению утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму, драчливости в восемь-десять раз, на поведение подростков оказывают внешние факторы. Среди них можно отметить изменение характера учебной деятельности (многопредметность, основы теоретические основы наук в качестве содержании учебного материала и др.), отсутствие единства требований в системе отношений ребенок – взрослый и необходимость формирования собственной позиции.

Негативной фазе подросткового кризиса свойственны беспокойство, тревога, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д. Наступление позитивной фазы характеризуется возможностью ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, началом формирования системы ценностей, появлением потребности в интимной коммуникации.

Учёные называют наиболее яркие интересы подростка: интерес к собственной личности; интерес к более масштабным перспективам, нежели повседневные текущие заботы; интерес к преодолению, протесту против воспитательного авторитета; интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности. Стремление к общению со сверстниками становится ведущим мотивом поведения. Социальнуюдезадаптированность подростка Л.И.Божович считает результатом отсутствия популярности в группе сверстников. Большое значение приобретают оценки ближнего социального окружения. В общении, как деятельности, происходит усвоение подростком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

В подростковом возрасте меняется характер познавательных интересов — возникает конкретный интерес к содержанию определенного учебного предмета. Перестраиваются и способы мышления. Как считает Л.И.Божович, знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность [2]. Полная социализация мышления заключается в функции образования понятий. Подросток стремится реализовать потребность в социально значимой деятельности, т.к. старается утвердиться в новой социальной позиции и получить признание своего социального окружения.

Таким образом, ведущей в подростковом возрасте является социально-значимая деятельность, средством реализации которой служат общение и учение.

У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста развивается общая или «первичная» креативность. На подростковый возраст приходится вторая фаза развития креативности [4]: появляется повышенный интерес и способность к творчеству в конкретной сфере деятельности - «специализированная» креативность. Большое значение на этом этапе развития креативности имеют выбор идеала в профессиональной области, мнения сверстников и семьи. При благоприятных условиях вторая фаза развития креативности завершается переходом к оригинальному творчеству и отвержением подражания. При неблагоприятных условиях – развитие креативности задерживается на стадии подражания. Зрелая креативность отвергает стереотипы. Такая развитая креативность – сложное психологическое образование, в котором познавательная потребность и характеристики когнитивной деятельности становятся и личностными характеристиками. На основе зрелой креативности происходит становление творческой личности.

Подростковый возраст - самый сенситивный период к становлению исследовательской позиции ребёнка. В этот период происходит «фиксация» сформировавшейся позиции, когда она приобретает черты устойчивой личностной характеристики. Становление исследовательской позиции как личностного новообразования подростка способствует достижениям в творческой деятельности на более поздних этапах жизненного пути [5].

Исследования доказывают, что особенности воспитания в семье и обучения в общеобразовательном учреждении оказывают значимое влияние на развитие исследовательской позиции у детей. Отсутствие поддержки или игнорирование творческих потребностей ребенка родителями, отвержение родителями творческого подхода к обучению и неприятие творческих форм мыслительной деятельности способны «перевесить» позитивные влияния специально организованного обучения в школе [6]. Образовательные учреждения интернатного типа отличаются тем, что влияние социальной среды образовательного учреждения намного весомее, чем в обычной школе. Это связано с тем, что основная воспитательная функция ложиться на педагогический коллектив учебного заведения.

Т.А.Барышева и Ю.А.Жигалов определили несколько этапов процесса становления креативности [4].

Первый этап – пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества. Значимыми в этот период являются информационно богатое пространство, импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.

Второй этап – подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе – освоение технологического опыта.

Третий этап – перенос, применение освоенных приемов в новых личностно-значимых условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, источник становления Я-концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию позиции творца.

Четвертый этап – трансформация, преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.

Пятый этап – гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности.

В.Н.Дружинин сделал вывод о том, что на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации) и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. По его мнению, креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности [3].

Итак, для возникновения интереса к творчеству важна роль социального окружения.

Литература

1.Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подростков. – М., Педагогика, 1972 - с. 7-45.

2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности.— М.. 1986.

3.Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.

4.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Дополнительное образование детей//М.: ВЛАДОС ,2002г. – 352с.

5.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.-СПб: Питер, 2009. - 320с

6.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики / Ушинский К. Д. – М. : Педагогика, 1974. – 584c.

7.Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях.— М.,1986.—С. 59—61, 84—89, 106—109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...

Развитие творческой активности школьников на уроках технологии.

В данной статье рассказывается о некоторых приемах развития творческой активности школьников на уроках технологии....

Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016

Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...