Тон в живописи.
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Непосредственные цели любого образовательного процесса-усвоение системы знаний и освоение определенных навыков обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ton_v_zhivopisi.docx88.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тон в живописи

Непосредственные цели любого образовательного процесса-усвоение системы знаний и освоение определенных навыков обучающимися. При этом развитие мастерства происходит на основе усвоения эффективных знаний, которые определяют соответствующие способности и умения. Чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у обучающихся умений, сначала нужно понять, что они собой предоставляют.

До сих пор отношения между понятиями "умения" и "навыки" не были окончательно разъяснены. Большинство психологов и педагогов считают, что умение является более высокой психологической категорией навыков. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют собой самую высокую стадию овладения механическими действиями.

Некоторые авторы под умениями понимают возможность осуществлять какую - либо деятельность на профессиональном уровне, а навыки формируются на основе нескольких действий, характеризующих степень овладения этими действиями.

По мнению других авторов, умение предшествует навыку, который рассматривается как более поздняя стадия освоения действий.

Умение и навык-это способность выполнять определенное действие. Они отличаются степенью (уровнем) освоения этого действия.

Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

1) как начальный уровень мастерства любого простого действия. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, его автоматизированное выполнение: навык становится мастерством.

2) как способность сознательно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык-это автоматическое выполнение элементарных действий, состоящих из сложного действия, выполняемого с помощью умения.

Умение тонального решения картины средствами пейзажной живописи, является одной из важных проблем возникающих у обучающихся при работе над пейзажем. Но для того чтобы предложить наиболее эффективные пути решения данной проблемы, необходимо разобраться с самим понятием тона в живописи.

Умение тонального решения картины средствами пейзажной живописи, является одной из важных проблем возникающих у обучающихся при работе над пейзажем. Но для того чтобы предложить наиболее эффективные пути решения данной проблемы, необходимо разобраться с самим понятием тона в живописи.

Тон в живописи  представляет собой сочетание всех оттенков, содержащихся в живописном произведении. Каждый цвет в отдельности цвет имеет три колористических параметра: тон (ярче, темнее), цвет (синий,красный, оранжевый, желтый, фиолетовый, зеленый) и спектральная чистота.

Термин  тон происходит от греческого слова, означающего напряжение, стресс, удар, напряженность, который применительно к  изобразительному искусству означает "ощущение цвета". Холодность и теплота оттенка зависят от психологии их восприятия в контексте композиции картины, а не от физических свойств краски. На самом деле одни и те же оттенки в разных картинах , в разных композициях могут восприниматься зрителем как теплые, так и как холодные.

Термин  "тон" гораздо глубже укоренился в музыкальной сфере, несмотря на это, сформировался он в художественной, а по прошествии некоторого времени перебрался в область музыки как это уже происходило не раз в процессе развития изобразительного искусства.

В картине тон не только создавал общее впечатление от художественного полотна, но и служил другим разнообразным целям: формировал общее настроение работы или способствовал узнаванию индивидуального стиля автора. Такой термин как «тональная перспектива», становится одним из основополагающих принципов пейзажной живописи. О ее значении говорил еще Леонардо да Винчи, в последствии им были сформулированы основные принципы в общих чертах.

Мы знаем, что в памяти простых обывателей, а иногда и специалистов области изобразительного искусства, тот или иной период, или целые направления связаны с определенным тоном. Часто детали самого произведения стираются, но остается общее впечатление тона. Именно таким образом, на основе особенностей психики человека выделять основное, выделять важное в своем восприятии мира создавались иногда теории, иногда точные наблюдения, а иногда и легенды о том или ином событии в изобразительном искусстве или периоде творчества художника. Не без определенного процента схематичности или упрощения эти символы часто оказываются более стойкими, чем само явление.

Например, знаменитые "голубой" и "розовый" периоды творчества Пабло Пикассо, получили свое название за доминирующий оттенок. А промежуточный между ними период к которому относится  картина "Девочка на шаре"[прил.1], объединил и розовый, и голубой тона. Мало кто представляет себе какие-то конкретные образы этих двух периодов, но представление об их оттенке прочно застревают в памяти и воображении, превращаясь в своеобразный культурный стереотип.

Почти все основные стили и художественные течения в истории искусства так или иначе обозначили свое особое отношение к цвету, цветам (их чистоте, размытости или смешению) и, соответственно, оттенку. Таким образом, выбирая любой пример чередования стилей, нетрудно связать тональные принципы и цвета импрессионизма — и возникший как реакция на него одно из первых воплощений экспрессионизма, преобразовавшееся из о "расплывчатое и туманное" в "безудержные тона и краски " и агрессивные чистые тона.

Так или иначе, но каждый значимый стиль в искусстве имеет свой приоритетный и доминирующий оттенок. Лаконичность, ясность и контрасты классицизма, роскошь, условности и золотые барочные краски, скупость и величие ампира, нечеткие краски импрессионизма-все это выросло из комплекса ожиданий и, постепенно сформировавшись, получило свое выражение через оттенок стиля.

Индивидуальный смысл оттенка - с определенной точки зрения, выявление индивидуальности художника. В представлении массового зрителя и специалистов многие художники, так или иначе, имеют свой "оттенок", ожидаемый стиль или цвет, выраженный в цветах и линиях. Кроме того, эта идея имеет не только психологическое, но и вполне ощутимое экономическое или, если уж на то пошло, коммерческое значение. Если работа самого художника узнаваема (ярка), появляется уникальный индивидуальный стиль художника и как следствие художник становится более ценен и продаваем. Аналогично и отдельную картину автора-можно оценить как более характерную в плане узнаваемости или менее характерную для его творчества — что также может привести к изменению стоимости работы. Например, в свое время чуть ли не в притчу вошла любовь к умбре, в свое время известного и успешного французского портретиста Леона Бонна. В результате в его картинах преобладал теплый коричневый тон. [прил.2] При этом оттенок его портретов имел ярко выраженный психологический эффект. Добившись успеха и поняв, чего от него ждет публика, художник, который раньше рисовал картины в теплых тонах для своего личного тренда, стал сознательно повторять и тиражировать свой собственный стиль, чтобы усилить эффект "узнаваемости", подкрепленный ожиданиями заказчиков. Нередко такие наклонности художников становились чуть ли не более известными, чем они сами или их картины, таким образом часто провоцируя иронию по отношению к себе. Так Альфонс Алле говорит о художнике «В зависимости от господствующего цвета той местности, где приходится скрытно передвигаться, разведчик выбирает для себя и костюм аналогичной тональности, к примеру: серый или желтоватый на дорогах, зелёный в полях, или цвета детской неожиданности – как в картинах нашего драгоценного пейзажиста, мсье Бонна» [24, с.399].

В живописи тон определяет относительную яркость или темноту цвета Один цвет может иметь почти бесконечное количество разных тонов. Тон также может означать сам цвет. В своей знаменитой теории живописи французский художник Жорж Сёра описывает, как цвет и тон можно использовать для создания определенных эмоциональных эффектов: веселость достигается с помощью доминирующей светлоты в тоне; преобладающего тепла в цвете.

Но были и художники, которые сознательно отходили от тонального решения картины. Например, Ж.Энгр специально ограничивал цветовую палитру и использовал в своих произведениях локальные цвета.

Использование термина «тон» еще и в музыке отражает идею того, что живопись может быть подобна музыке, что становится все более важным примерно с 1870 года. Примерно с того времени художник Дж. М. Уистлер , создавал картины, используя очень ограниченный диапазон тесно связанных между собой тонов всего одного или двух цветов, и придавал им музыкальные названия. [прил.3] Этот вид живописи известен как тональная живопись. В 1908 году в своих «Записках живописца» Анри Матисс писал: «Когда я обнаружу взаимосвязь всех тонов, результатом должна стать живая гармония всех тонов, гармония, аналогичная музыкальной композиции».[ 1, с.102]

В искусстве термин «тон» описывает качество цвета. Это связано с тем, воспринимается ли цвет теплым или холодным, ярким или тусклым, светлым или темным, чистым или «грязным». Тон картины может иметь различные эффекты, от установки общего настроения до добавления акцентного звучания.

Разнообразие тонов можно найти во всем, что нас окружает. Небо, например, не является сплошным оттенком синего. Вместо этого оно является набором синих тонов, которые образуют градиент от светлого к темному.

Даже объект однотонного цвета, например коричневый кожаный диван, будет иметь оттенки, когда мы его станем рисовать или сфотографируем. В этом случае тона создаются падающим на предмет светом. Тени и блики придают ему размеры, даже если в действительности это один однородный цвет.

В искусстве картина может иметь общий тон - мы называем это «основным тоном». Например, радостный пейзаж может иметь яркий основной тон, а мрачный - темный тон. Это один из инструментов, который используют художники, чтобы рассказать нам, что они хотят, чтобы мы испытывали переживания, когда смотрим на их работы.

Самый простой способ наглядно представить изменение тона - подумать о разных оттенках серого. Переходя от самых глубоких черных к самым ярким белым, вы можете изменять интенсивность на каждом шаге по мере продвижения по шкале серого.

 Каждый цвет может иметь бесконечное разнообразие тонов, но это часто трудно понять, потому что цвет отвлекает нас. Чтобы увидеть тональные значения цвета, мы можем убрать оттенок, оставив только серые значения. Для этого просто сфотографируйте объект, который имеет один цвет, например, зеленый лист. Поместите это в любое приложение для редактирования фотографий и обесцветите его или используйте черно-белый фильтр.

Полученное изображение покажет вам большое разнообразие оттенков, доступных в этом цвете. Вы даже можете быть удивлены тем, сколько тонов вы видите в чем-то, что вы считаете монохромным.

Существует много путаницы в отношении тона при использовании цвета Итак, каким образом фотографии или картины, выполненные в оттенках серого (или монохромного), позволяют убедительно оценить объем и форму. Ответ в использовании разных тонов

 

Рисунок 1

Как показывает рисунок 1, мы должны учитывать тон в цвете так же, как и тон в серой шкале. Простая истина заключается в том, что удачная картина или рисунок могут быть созданы без использования цвета (или только одного), если тон используется правильно, но убедительная картина не будет получена, как бы много цветов не использовалось; если теория тона не применяется правильно.

Хороший способ определить, имеет ли ваша картина (или любое другое изображение) правильное тональные значения, - это отсканировать ее и создать 2 копии. Используя программное обеспечение для редактирования фотографий, конвертируйте одну копию в версию в оттенках серого, а затем сравнивайте полноцветную версию и градации серого. Если достоверность потеряна в версии в оттенках серого, есть вероятность, что тональные значения не верны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения".

Фильм является учебным, предназначен для изучения в средней школе на уроках истории, посвященных искусству эпохи Возрождения, проблем изображения сюжетов, связанных с последним днем земной жизни Христ...

Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...

Вечер В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии

 « В математике есть своя красота, как в  живописи и поэзии»...

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...