Обмен опытом Работа с одаренными детьми
статья по изобразительному искусству (изо)

Ершова Людмила Николаевна

Обмен опытом Работа с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,  

ул. Мира, 16 

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08 

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru 

Из опыта работы с одаренными детьми

Подготовила: учитель ИЗО, технологии, МХК

Ершова Л.Н.

2019 г.

Из опыта работы с одаренными детьми

Уроки изобразительного искусства, технологии – уроки творческие, позволяющие раскрыть талант, способности, открывает творческие способности  ребенка. Через свою работу ребята показывают своё отношение к предмету, явлению, к миру. Выбирают для своих работ такие материалы, которыми сами хорошо владеют.

Сегодня, когда современного школьника окружает огромный поток всевозможной информации, привлечь его внимание к учебе весьма нелегко.

Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе её получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. И я как учитель изобразительного искусства знаю это по своему опыту работы.

Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей любого возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребенка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения.

Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ученик не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Ученики вместе со мной учатся наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Конечно, не все доступно и посильно ребенку для изображения. Поэтому я стараюсь дать для наблюдения близкий детям материал, обсуждаю с ними, как лучше изобразить, чтобы было понятно, что он хочет сказать.

Большое значение   имеют  темы детских   рисунков, они могут быть самыми разнообразными в зависимости от программы, по которой я работаю.

По-другому протекает процесс познания, когда ученик работает по памяти, по представлению, или по воображению. В таких случаях натуры перед глазами нет, а в памяти имеются лишь ее образы и представления. На основе разнообразного жизненного материала в воображении возникает замысел, который необходимо развить, оформить, воплотить в художественные образы.

Своей задачей считаю заинтересовать ребенка так, чтобы он увидел, что рисование – это волшебство. А разве отыщется на свете ребенок, не любящий волшебство? А такой ученик, который отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Конечно, нет! Для такого волшебства мы можем применять различные материалы. Будь то лист бумаги, свеча или сухой кусочек мыла и краски.

Рисовать можно чем угодно: пальцами, перышком, ватной палочкой, ниткой, поролоновой губкой. Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

Однообразие утомляет и надоедает. И если маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или, скажем, карандаши, процесс рисования может ему наскучить.

Если ребенок предпочитает краскам карандаши, я предлагаю ему порисовать восковыми или акварельными мелками. Он получит не только новый результат, но и совершенно свежие ощущения.

Стараюсь показать юным художникам, как красиво можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей. Не ограничиваю изобразительное пространство ученика исключительно альбомными листами. Это слишком однообразно и стандартно. Меняю и форму бумаги, и размер, и цвет. Ведь как это здорово – нарисовать шедевр на большом листе ватмана, прикрепленном к стене. Здесь есть, где развернуться. А потом попробовать себя в рисовании миниатюр на крошечных квадратных, круглых, овальных кусочках бумаги.

В какой бы технике ни рисовал ученик, для него очень важно, чтобы его работы были прикладными. Тогда и рисовать будет интереснее! Самые лучшие работы участвуют в выставках. И, конечно, время от времени устраиваю в классе картинные галереи работ учеников. А дома они могут прикреплять их магнитиками к холодильнику. Тогда ребенок сможет с гордостью показывать их папе или гостям. Главное чаще хвалить юных художников, бережно относиться к плодам их творчества, ценить самобытность и индивидуальность их работ. И пусть им далеко до технического совершенства, зато, сколько в них света и непосредственности.

Конечно, есть вещи, которых делать на моих уроках точно нельзя. Никогда и ничем не могут быть обоснованы грубость и хамство по отношению друг к другу. Кроме того, нельзя отвлекать друг друга от рисования и мешать работать.

Я - учитель изобразительного искусства и черчения. Свою задачу, как учитель этих предметов, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Одни из главных задач по отношению к ученикам я ставлю:
1.    Создать и сохранить интерес к знаниям изо.
2.    Научить управлять собственной деятельностью, самовыражаться. 
3.    Воспитать творческую и развитую личность.
4.    Формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы.

Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками.  В подтверждение этому  есть у  поэта Валентина Берестова  шуточное стихотворение:
                 У маленьких учеников

                 Спросил художник Токмаков:
                 «А кто умеет рисовать?»-
                Рук поднялось – не сосчитать.
                 Шестые классы. Токмаков
                 И тут спросил учеников:
                 «Ну, кто умеет рисовать?»
                 Рук поднялось примерно пять.
                В десятых классах Токмаков
                Опять спросил учеников:
                «Так кто ж умеет рисовать?»
                Рук поднятых не видать.
              А ведь ребята в самом деле
               Когда – то рисовать умели.
                И солнце на листках смеялось!
                Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у учителя личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил.

Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.

 Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий:

  • фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);
  • сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
  • город будущего (город-фантазия);
  • портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;
  • необычная игрушка из необычного материала;
  • сочинение орнаментов на определенную тему.

Результатом моей деятельности могут служить:

1)     участие  в школьных праздниках и делах  (оформление школьных праздников, выставок);

2)     участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсах;

3)     качество знаний на уроках ИЗО составляют 97 %.

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю учащимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают. Страх у большинства пропадает. При знакомстве с новым видом деятельности на уроке ИЗО я стараюсь идти от простого к сложному. И требую на уроке от ребенка не «картину», а рисунок, то есть изображение по теме (в любом видении ребенка), закрашенную полностью рабочую поверхность листа.

Вот приносит очередной ученик свое «произведение» и, конечно, хочет, чтобы я показала его классу. Но не секрет, что некоторые дети бывают жестокими, а если видят, что работа недостаточно удачна, начинают смеяться. Вот и приходится, прежде чем показать «шедевр» классу, находить в нем положительные моменты (хорошее расположение, красивые линии, интересное цветовое решение), и тогда те, кто только что смеялся, замолкают, изменяют к работе свое отношение, а «мастер», окрыленный первым успехом, бежит творить дальше.

В школе уже давно нет «уроков рисования», а есть предмет «изобразительное искусство», который расширяет возможности учителя в деле приобщения ребенка к миру прекрасного. Одна из задач предмета ИЗО — научить детей выражать свои мысли и чувства разными средствами: рисунок, живопись, разнообразные программы на компьютере. Разрешаю своим ученикам при желании приносить свои работы на дискетах.

Я считаю, что, работая с младшими школьниками, мы не должны мешать им изображать что-то по-своему. Нельзя подавлять ребенка, навязывать «правильность». Нужно разрешать делать рисунки на свободную тему, поощрять поиск новых образов и другие творческие проявления в ходе занятий, не сравнивать рисунок ребенка с работами других детей, а только с его же прежними, ни в коем случае не критиковать и не смеяться, а сделать так, чтобы дети чувствовали доброжелательное к ним отношение. Нужно пытаться поддержать ребенка, в то же время не навязывая ему свою программу действий. Необходимо помочь детям сохранить уверенность в своей значимости, в оригинальности своих идей, дать им понять, что самостоятельные пробы и поиски — это очень важно и полезно для саморазвития.

Использую на уроках учебники по изобразительному искусству, образцы работ учащихся прошлых лет, учебный рисунок учителя на доске. Не ограничиваюсь общим руководством, показываю, как пользоваться материалом, вести построение рисунка или последовательность работы в цвете красками. Конкретная, индивидуальная помощь оказывается в том случае, если ученик действительно не умеет что-то делать. Следует создавать для таких учеников ситуацию успеха. Подойти и выполнить ему в альбоме набросок, даже просто композиционно наметить рисунок, сразу дело сдвинется. У такого ребенка проходит страх перед чистым листом. Только бы успеть всем помочь, порою есть задания, когда необходимо править работы по ходу урока. Например: изображение человека, образ русской красавицы. Так могут пропорции лица исказить и не «видеть» своих ошибок, пока учитель их не выправит, и не покажет. Когда ученик сидит за партой, его взгляд «скользит» по листу, стоит поднять рисунок, изменится направление взгляда и видны «со стороны» свои погрешности.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить оценки за то, что они рисуют «неправильно». Главное — мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. К тому же детей необходимо стимулировать: в школе проходит множество конкурсов рисунков, мы размещаем их на специальном стенде, дети гордятся: «Это Я рисовал!» Лучшие работы отправляем на районные, городские, областные и международные конкурсы, наши «художники» получают грамоты. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе для одаренных и талантливых «Калейдоскоп талантов». Поэтому моя цель — прежде всего заинтересовать детей, а потом их научить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...